Образовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОСОбразовательный мониторинг - инструмент,

обеспечивающий качественную реализацию ФГОС

Лагодич Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №1» города Набережные Челны Республики Татарстан. Актуализация вопроса. С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время. К началу обучения была разработана нормативно-правовая база в соответствии с требованиями ФГОС. С 1 сентября 2011 г. обучение по новым образовательным стандартам начали учащиеся первых классов. С этого момента вопросов стало возникать еще больше, и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.
Развитие УУД в начальной школе следует рассматривать как процесс, проходящий в три основных этапа.

1 этап - выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Ребенок не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление». На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области. 2 этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Может этот способ назвать (знает, как он называется на общепринятом или специально введенном педагогом для учащихся языке). Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить он должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (Цель и объекты сравнения)?, 2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения) 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление) 4. Что я узнал сравнивая объекты? (Вывод). 3 этап - применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название - «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Он также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть, на этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях. Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы. В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе - на уровне «Способа» и в 4 классе - на уровне «УУД» (для значительной части показателей). Таким образом, федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?

Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного

слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения. Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала. Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября необходимо провести стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно провести диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период. Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце апреля каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в декабре и в апреле. По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся. Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы. Цель мониторинга:

  • проанализировать и оценить результативность обучения;
  • оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
  • проанализировать успешность обучения
  • обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. При проведении мониторинга учитываем:
  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу на перспективу.









I этап

ПОДГОТОВИ

ТЕЛЬНЫЙ

Как же рациональнее организовать мониторинг в классе?

Постановка цели



Определение объекта



Определение направлений и отбор критериев



Выбор информации



II этап

ПРАКТИЧЕСКИЙ


наблюдение


анализ документов

Сбор информации



контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка






Обработка полученной информации

III этап

АНАЛИТИЧЕСКИЙ






Систематизация информации, анализ





Вывод




Рекомендации















Наибольшего времени требует II этап -практический - основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности. Не менее важен III этап - аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц и диаграмм.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;

  2. Психолого - педагогические условия обучения;

3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение,проблемное обучение, здоровьесберегающее. 4. Внеурочная деятельность


Программа действий мониторинга (алгоритм)

  1. Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
  2. Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель - определить какими умениями школьник владеет изначально).
  3. Промежуточный контроль.
  4. Повторная коррекция.
  5. Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
  6. Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
  7. Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
  8. Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
  9. Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
  10. Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).


Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся. Педагогический мониторинг - это анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса. Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения. Точно также я провожу мониторинг и по другим областям : списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д. Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.

Во втором классе проводится такая же работа.


Мониторинг успешности учащихся 2 класса по русскому языку - изложение текста


Фамилия, имя/месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Б С









2

Б Л









3

Б Р









4

В Д









5

Г А









6

З В









7

К А









8

М И









9

М Е









10

П А









11

П А









12

С Б









13

Л Т









14

С Э









15

Ф А









16

Ф К









17

Ф В









18

Ч А









19

Ч Н









20

Ш А









21

Я А













1

«Ёжик»

2

«Лоси»

3

«Опасная встреча»

4

«Этажи в лесу»

5

«Снеговик»

6

«Товарищи»

7

«Сластёна»

8

«Утки»



Мониторинг успешности учащихся 2 класса по математике - решение задач


Фамилия, имя/месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Б С










2

Б Л










3

Б Р










4

В Д










5

Г А










6

З В










7

К А










8

М И










9

М Е










10

П А










11

П А










12

С Б










13

Л Т










14

С Э










15

Ф А










16

Ф К










17

Ф В










18

Ч А










19

Ч Н










20

Ш А










21

Я А











1

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

2

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

3

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

4

Решение обратных задач

5

Задачи, раскрывающие смысл действия умножения

6

Задачи, раскрывающие смысл действия деления

7

Логические задачи

8

Задачи с величинами: цена количество, стоимость

9

Задачи на нахождение третьего слагаемого











Результаты формирования УУД в начальной школе по УМК «Планета Знаний»

1-2 класс 2011-2012 учебный год


Фамилия, имя ученика внизу страницы, соответствует порядковому номеру/ 1-класс входная диагностика; 2 класс - итоговая диагностика

1

2

3

4

5

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».











2.Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.











3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.











4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.











5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.











6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.











7. Адекватно воспринимать оценку учителя











Регулятивные УУД

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.











2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.











3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).












Результаты формирования Результаты формирования

личностных УУД регулятивных УУД

2011-2013 учебный год


Фамилия, имя ученика внизу страницы, соответствует порядковому номеру/ 1-класс входная диагностика; 2 класс - итоговая диагностика

1

2

3

4

5

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).











2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы











3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.











4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.











5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.












Коммуникативные УУД

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.











2.Корректно сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.











3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.











4. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.












Результаты формирования Результаты формирования

познавательных УУД коммуникативных УУД

2011-2013 учебный год










Заключение.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, логопеда.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:

  • созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью оправдывает себя:

  • выявляет «западающих» тем;
  • Помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  • заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
  • повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  • способствует усилению успешности учащихся.

Закончить мне хочется словами:

Нельзя открыть новые моря и океаны, если не решиться отплыть от берега.

Проведение и экспертиза мониторинга - это действительно открытие нового не только для учителя, но и для учеников, поэтому я стараюсь качественно заниматься мониторингом, так как хочу , чтобы мои дети стали уверенными , успешными деятелями.
























Список литературы.

  1. Доработанные варианты описания инструментария (кодификаторы, спецификации и демоверсии) по математике, русскому языку и окружающему миру, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программой начального образования.
  2. Комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» (руководитель Г.С.Ковалева).
  3. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Достижение планируемых результатов. Личностные результаты: Самооценка, Отношение к школьной жизни, Мотивация, Моральные дилеммы.
  4. Статья "О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)". Г.С. Ковалева, О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, Н.В. Нурминская, Н.В. Гапонова, Е.И. Давыдова







© 2010-2022