- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад выступления на тему Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках
Доклад выступления на тему Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гавриленко Т.П. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников которые с заданием не успели справиться, а ждать их - значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работу. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.Математика.
Фрагмент урока. Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям :
Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?
Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:
Было-80 кн.
Сделали- 16 кн и 18 кн
Осталось-? Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и прошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,
Другим ученикам даю карточки с заданиями:
-
Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. = ….
-
Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … - … = …
Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.
Русский язык. На уроках русского языка можно использовать красочные рисунки, изображение разных предметов, читать загадки, учащиеся отгадывают предмет. Что за рыжий огонек Прячет хвостик за пенек? Выходи - я не боюсь, Я морковкой поделюсь. Ребята отвечают: "Это белка". Показать рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто? Сидит Пахом на коне верхом, Книжку читает, а грамоты не знает. Что это? "Очки". Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок. Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки. При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов. Чудо-дворник перед нами Загребущими руками За одну минуту сгреб Преогромнейший сугроб. "Это снегоочиститель". Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер "ТУ". "Пылесос". Черная речка под землей Сотни километров течет. "Нефтепровод". Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", используются загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. "Сахар". Сидит на ложке, свесив ножки. "Лапша". На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. "Алфавит". К теме "Правописание суффиксов имен существительных" можно подобрать такие загадки: Красненький котеночек по жердочке бежит. "Огонь". Мальчик с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая. "Гриб". Белый зайчик прыгает по черному полю. "Мел и доска". Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. "Перчатки". В золотой клубочек спрятался дубочек. "Желудь". Белый камушек растаял, на доске следы оставил. "Мел". Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета. "Заяц". К теме "Буква О после шипящих в суффиксах имен существительных" подходят такие загадки: Под соснами, под елками Бежит мешок с иголками. "Еж". Цветной теремок шириною с вершок. Сестры в тереме живут, Отгадай, как их зовут. "Спички". К теме "Частица НЕ с именами существительными" подобраны такие загадки: Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце! Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. "Репа". Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего не шьет, А в иголках круглый год. "Ель". Не девица, а в зеркало глядится, Не старуха, а голова серебрится. "Ива". Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. "Осел". К теме "Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные" мною подобраны загадки: Бархатные лапки, на лапках царапки. "Кошка". В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? "Рябина". Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. "Земляника". При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" проводятся выборочные диктанты с использованием карточек. Например, читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных. Можно предложить различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Продиктовать слова: плащ печь нож мышь рожь тишь врач камыш Учащиеся легко справляются с заданием. После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже используется игра "Четвертый лишний". Читаю слова: красный летний добрый стеклянный сахарный синий зеленый сельский Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание. При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным: "завод, на котором строят машины -машиностроительный завод". В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание. При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к я проводила игру "Кто лучше знает города нашего края". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой - образованные от них прилагательные. Пятигорск - пятигорский Кисловодск - кисловодский Ставрополь - ставропольский и т.д. При повторении темы "Синонимы и антонимы" предлагается игра "Кто больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары: 1. обозначающие время: рано - поздно, утро-вечер, день-ночь; 2. обозначающие пространство: далекий - близкий, высокий - низкий, длинный - короткий; 3. обозначающие чувства, настроение человека: веселый - грустный, добрый - злой, здоровый - больной. Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов.
При изучении темы "Словообразование" проводится игра "Семафор". Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю карточку с зеленым кружком. "Семафор" открыт, можно продолжать движение (т.е. писать дальше); в случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается. Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником. Игра "Найди родственное слово". На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода"; вторая команда - слова с корнем, имеющим значение "водить". Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их. Игра "Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я". К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Называю два сочетания Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию, выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради. Расколоть дрова. Раскалить железо. Разредить посевы. Разрядить ружье. Палить из пушки. Полить огород. Скрипеть дверью. Скрепить листы. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок. Цель данной игры -закрепить навык проверки безударных гласных. Внеклассная работа
Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
11