- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок внеклассного чтения Малые жанры русского фольклора (2 класс)
Урок внеклассного чтения Малые жанры русского фольклора (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якушкова Е.В. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Технологическая карта урока внеклассного чтения
по теме «Малые жанры русского фольклора»
во 2в классе
Учитель: Якушкова Елена Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области.
Дидактическая цель: создать условия для формирования системы знаний и обобщения личного опыта детей по теме «Малые жанры русского фольклора» средствами информационных и коммуникационных технологий.
Цели по содержанию: образовательная: способствовать формированию системы знаний о малых жанрах русского фольклора; развивающая: развивать умения распознавать виды малых жанров русского фольклора; обеспечить условия для познавательной активности каждого ученика; воспитательная: формировать коммуникативные навыки через сотрудничество на уроке; воспитывать интерес и уважение к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, за русский народ.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: развитие умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять работу в соответствии с заданным планом; высказывать своё предположение; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
- Познавательные УУД: развитие умения перерабатывать полученную информацию, «сворачивать» обширную информацию в схему; умения конструировать новые знания на основе имеющегося опыта; умения сравнивать, классифицировать, обобщать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.
- Коммуникативные УУД: развитие умения грамотно строить свои высказывания; умения слушать собеседника, вступать в диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её; умения взаимодействовать и работать в парах и группах.
- Предметные:
- развитие умения понимать жанровые особенности фольклора;
- расширение представлений о малых жанрах русского фольклора;
- формирование навыка выразительного чтения;
- развитие творческих способностей.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Тип учебного занятия: урок общеметодологической направленности.
Формы обучения:
- общеклассная;
- парная;
- групповая.
- карты фольклора у каждого ученика;
- карточки с пословицами для групповой и фронтальной работы;
- проектор;
- ЦОР «Загадки»;
- интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook.
Структура и содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный
Приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.
II. Актуализация знаний
Создаёт условия для включения обучающихся в активную познавательную деятельность. Предлагает из букв составить слово «фольклор», объяснить его значение.
Включаются в работу, составляют из букв слово, объясняют значение.
III. Целеполагание и мотивация
Предлагает определить названия жанров фольклора, для чего необходимо соединить части слов.
Называет тему урока.
Предлагает ученикам по началу предложенных фраз сформулировать цели урока.
Обеспечивает мотивацию деятельности через формулирование основополагающ. вопроса.
Соединяют части слов.
Формулируют цели урока.
IV. Обобщение и систематизация
Предлагает ответить на вопрос, кто является автором произведений УНТ.
Задаёт проблемный вопрос: как появились книжки с фольклором?
Организует путешествие по карте фольклора. После каждой остановки предлагает ученикам дополнять карту-схему. А также рисовать на ней солнышки, если было интересно.
На первой остановке «Колыбельные песенки и потешки» предлагает послушать колыбельную песенку.
Предлагает послушать потешку, выявить её особенности.
Подводит к выводу о назначении колыбельных песенок и потешек.
На второй остановке «Пословицы, поговорки» организует работу в группах. Предлагает собрать из слов пословицу, объяснить смысл, соотнести с темой.
Организует беседу по итогам работы групп.
Предлагает ответить на вопрос: для чего нужны пословицы.
На третьей остановке «Побасёнки - шутки» предлагает проинсценировать побасёнки.
Подводит к выводу, для чего сочинялись побасёнки.
На четвёртой остановке «Загадки» организует работу в парах с ЦОР,
предлагает найти к загадкам рисунки-отгадки, загадать свои загадки.
Задаёт вопрос о роли загадок.
На пятой остановке «Календарные песенки» предлагает исполнить песенки.
Подводит к выводу о назначении календарных песенок.
Отвечают на вопрос.
Отвечают.
Дополняют карту-схему. Если было интересно на очередной остановке, рисуют солнышки.
Слушают колыбельную песенку. Отмечают слова, как поются такие песенки, объясняют выбор.
Слушают потешку, находят слова с уменьшительно-ласкательным значением. Делают вывод о назначении колыбельных песенок и потешек.
В группах собирают из слов пословицу, объясняют смысл, соотносят с темой.
Озвучивают собранную пословицу, участвуют в беседе.
Делают вывод.
Инсценируют побасёнки.
В ходе беседы делают вывод, для чего народ сочинял побасёнки.
Читают загадки, отгадывают, соотносят с рисунками-отгадками.
Загадывают и отгадывают свои загадки.
Отвечают на вопрос о роли загадок.
Группа детей исполняет календарные песенки.
Делают вывод.
V. Формулирование вывода
Предлагает ответить на основополагающий вопрос урока.
Вместе с учениками делает вывод.
Отвечают на вопрос.
Вместе с учителем делают вывод.
VI. Проверка понимания.
Приглашает к «чудо-дереву» на игру «Угадай-ка».
Слушают произведение, определяют жанр. Находят «лишнее» - из сказки.
VII. Информация о домашнем задании
Предлагает к следующему уроку внеклассного чтения читать русские народные сказки.
Слушают информацию о домашнем задании.
VIII. Рефлексия
Предлагает детям поместить на волшебное дерево яблоко определённого цвета.
Выбирают цвет яблока и помещают на дерево.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
II. Актуализация знаний
Слайды 2-3
- Ребята, к нам на урок прибыли буквы ФЛОКОЬРЛ. Соберите, пожалуйста, из них слово.
- Что такое ФОЛЬКЛОР? (Устное народное творчество).
III. Целеполагание и мотивация
Слайды 4-5
- Чтобы узнать названия жанров УНТ, соедините части слов:
ПЕ ТЕШКИ
ПО ВИЦЫ
ПОСЛО КИ
ПОГО СЕНКИ
ЗАГАД ВОРКИ
ПОБА СЁНКИ
- Пословицы, загадки и т.д. большие по объёму или нет?
- Сформулируйте цели урока. Для этого продолжите предложения:
- В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему в настоящее время интерес к фольклору не ослабевает?
- Что нам для этого нужно сделать? (Посмотреть, а нам интересны ли будут эти произведения и почему?)
IV. Обобщение и систематизация
- Кто является создателем произведений УНТ? (Народ)
- Но как же тогда появились книжки с произведениями УНТ? Посмотрите, сколько их.
- Ну что ж, сегодня мы соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!
- У нас есть карта-схема фольклора. Начинаем путешествие по карте фольклора.
Слайд 6
- Первая наша остановка «Колыбельные песенки и потешки»
- Послушайте колыбельную песенку. (Слушание детской колыбельной песенки: включить аудио на слайде 7 нажатием на значок).
Слайды 7-8
- Скажите, кем и когда исполнялось это произведение?
- Какие чувства испытывает мать, напевая колыбельную?
- Как поются колыбельные песенки? Подчеркните нужные слова: спокойно, громко, плавно, быстро, медленно, энергично, ласково.
- Какие слова выбрали? (Спокойно, плавно, медленно, ласково).
- Объясните, почему?
- Для чего создавались колыбельные песенки? (Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон).
Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки - песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками, ножками.
- К кому обращается потешка?
- Послушайте потешку, найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением. (слушание потешки «Сорока-белобока»: включить аудио нажатием на значок на слайде 9).
Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется - сорока-белобока.
- Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили? (Кашка, детки )
- Какое назначение у потешки? (Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям).
- Ребята, на карте-схеме фольклора напишите в овалах самое главное, что вам запомнилось про колыбельные песенки и потешки. В двух овалах про колыбельные песенки, в двух других - про потешки).
Слайд 10
- Ребята, кому из вас было интересно на этой остановке, нарисуйте солнышко.
- Чтобы узнать название следующей остановки нашего путешествия, соберите из рассыпавшихся слогов два слова: ПО, ПО, СЛО, ГО, ВИ, ВОР, ЦЫ, КИ. «Пословицы, поговорки»
Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. «Без пословицы и речь не молвится»? «Поговорка - цветок, пословица - ягодка» - так говорили наши предки.
- Скажите, это пословица или поговорка: «Коса - девичья краса»?
- Как определили?
- О чём эта поговорка? (О красивых волосах, заплетённых в косу. На Руси девушки всегда заплетали волосы в косу).
- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите. (Ребята называют пословицы)
В целях здоровьесбережения в соответствии с требованиями САН ПИН проектор во время работы в группах и последующей беседы по итогам работы групп выключен.
1 группа: Соврёшь - не помрёшь, да вперёд не поверят. 2 группа: Ты меня, работушка, не бойся, я. тебя, работушка, не трону. 3 группа: Летний день год кормит. 4 группа: Что в печи, всё на стол мечи» 5 группа: Чужая сторона, что весна без цветов. 6 группа: Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
Учитель организует беседу по итогам работы. Ребята называют пословицу, объясняют смысл. Учитель задаёт уточняющие вопросы.
1 группа: Соврёшь - не помрёшь, да вперёд не поверят.
- О ком эта пословица? (О врунах)
- Как вы её понимаете? (1 раз соврёшь, в другой раз могут не поверить).
- На какую тему пословица? (Человеческие недостатки).
2 группа: Ты меня, работушка, не бойся, я. тебя, работушка, не трону.
- Про кого здесь говорится? (Про лентяев)
- Правильно. Но ведь здесь лодырь прямо не назван. Как вы догадались?
На протяжении многих лет люди занимались земледелием, поэтому очень много пословиц связано с жизнью крестьян. 3 группа: Летний день год кормит.
- Как понимаете? (Летом каждая минута дорога. Вырастишь летом хороший урожай - целый год сыт будешь).
4 группа: Что в печи, всё на стол мечи»
- На какую тему пословица? (О гостеприимстве. Всё на стол выкладывай. Пословица учит человека быть добрым, честным, гостеприимным).
5 группа: Чужая сторона, что весна без цветов.
- Как понимаете? (Нет радости вдалеке от дома).
6 группа: Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
- О чём говорит эта пословица? (Дружба бывает разная. Если друзья честные, то и дружба хорошая, крепкая. Если же друг может предать, то такая дружба не ценится).
Немало пословиц относится к обучению, к грамоте. Продолжите: - « Ученье - свет, а … (неученье - тьма)»; - «Грамоте учиться -… (всегда пригодится)»; - «По одёжке встречают, … (по уму провожают)»; - «Век живи - … (век учись)».
- Человек всю жизнь учится. Откуда он берёт знания? (Из книг, обмен опытом, уроки жизни - сама жизнь преподносит уроки).
- Для чего нам надо знать пословицы?
- Ребята, на карте-схеме фольклора напишите в овалах самое главное, что вам запомнилось о роли пословиц и поговорок.
- Нарисуйте солнышко, кому было интересно на этой остановке.
Физкультминутка-зарядка
- Сейчас мы прибыли на третью остановку «Побасёнки - шутки»
В народе часто рассказывают короткие истории шуточного содержания, но в каждой шутке заключается глубокий смысл. В народе их называют побасёнками.
Чтение и инсценирование побасёнок учениками. Слайды 14-16
- В форме чего строится побасёнка? (В форме диалога).
- Для чего народ сочинял побасёнки? (Чтобы было смешно).
- Только ли для этого? (Высмеивает плохие черты характера: лень, глупость, хитрость).
- На карте-схеме фольклора напишите в овалах коротко о побасёнках-шутках.
- У кого появилось желание, нарисуйте солнышко.
- Вот мы и на четвёртой остановке под названием «Загадки»
Само название жанра «загадка» произошло от слова «гадати» - думать, рассуждать. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства.
- Найдите к загадкам рисунки-отгадки. (ЦОР). Обсуждение в парах.
Проверка.
- Знаете ли вы загадки? Загадайте.
- Какова роль загадки? (Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум. Разгадывание загадок доставляет удовольствие. Отгадка радует и удивляет.).
- Ребята, на карте-схеме фольклора напишите в овалах самое главное о роли загадок.
- И здесь не забудьте нарисовать солнышко, кому было интересно на этой остановке.
- Вот и последняя остановка «Календарные песенки»
- Что это за песенки?
Группа учеников с бубнами, маракасами, треугольником исполняет календарные песенки. В конце зимы на масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, катались на лошадях и пели. Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся. На горах катаемся, Блинами объедаемся.
- Как поются такие песенки? (Весело и задорно).
- Ребята, на карте-схеме фольклора напишите в овалах о значении календарных песенок.
- И на этой остановке пусть у тех ребят, кому было интересно познакомиться с этим жанром, засияет солнышко.
V. Формулирование вывода
- Сколько было остановок? (5)
- Кто нарисовал 5 солнышек? 4?
- Почему в настоящее время интерес к фольклору не ослабевает?
Ребята, посмотрите, какая получилась у нас сегодня карта-схема! Путешествуя по ней, любой сможет рассказать о фольклоре, о роли каждого жанра. Слайд 23
VI. Проверка понимания Слайд 24
- Сейчас я вас приглашаю вас к «чудо-дереву» на игру «Угадай-ка»
VII. Информация о домашнем задании
- На следующем уроке внеклассного чтения мы продолжим изучать фольклор, поэтому читайте русские народные сказки.
VIII. Рефлексия
Слайд 25
- Спасибо вам, ребята, за работу.
- Украсьте волшебное деревце наливными яблочками:
- красное яблочко - работал на уроке с удовольствием, путешествие было очень интересным;
- жёлтое яблочко - работал активно, было интересно, но не на всех остановках;
- зелёное яблочко - встретил затруднения, был неактивен на уроке.
Источники:
-
Аникин В.П.. Русский фольклор / Изд. "Художественная литература", М., 1985.
-
school-collection.edu.ru/
-
iplayer.fm/q/колыбельные%20песни%20баю%20баю/
-
razvivashki.ru/239/
-
maminpapin.ru/pobasenki/narodnie-pobasenki.html
-
gostevushka.ru/gb/lentus/2244.html
-
anyamashka.ru/publ/prazdniki/stikhi/maslenica_stikhi_i_pesni_dlja_detej_i_vzroslykh/6-1-0-238
15