- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Слова - антонимы 3 класс
Конспект урока по русскому языку Слова - антонимы 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок русского языка
«Слова - антонимы»
Автор: Соколова Людмила Вячеславовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.
Цель этого урока: - знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.
На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности ( слово - предложение - текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.
Литература
- Программа «Русский язык» 1-4 класс С.В. Иванов. М., Изд. центр «Вентана-Граф», 2012
-
Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Интернет ресурсы
language.edu.ru
mapryal.org
gramota.ru/book/ritorika/
Тема: Слова - антонимы
Предметные цели: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: учебник Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки, оценочные листы.
Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
«Слова, слова, слова,
Язык - и стар и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!»
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
Приглашаю вас продолжить путешествие в страну Слов. И сегодня желаю вам быть не только путешественниками, но и исследователями.
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
- самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
У вас на парте лежит «Лист оценивания», где вы будете оценивать свою работу на каждом этапе. А в конце урока мы подведем итоги.
«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет» ( Весна)
Чистописание
в ве весна
-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо.
Скажите, пожалуйста в этом слове есть опасное место? Как проверить орфограмму?
С приходом весны изменилось ли у вас настроение?
Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое, радостное, праздничное, солнечное.). -Как одним словом можно назвать эту групп слов? - Что нам известно о синонимах?
У вас лежат белые листы с заданием. Прочитайте его и выполните. Самопроверка.
Карточка №1
Задание. Соедини слова - синонимы
танцовщица белый
доктор пурга
метель сухой
школьник ученик
чёрный балерина
мокрый врач
Карточка №2
Задание. Соедини слова - синонимы
брать распорядок
преподаватель солдат
рассвет бедняк
режим закат
боец учитель богач давать
Карточка №3
Задание. Соедини слова - синонимы
приятель открывать рыдать друг фантазия мечта закрывать плакать
конец пламя огонь начало
- анализ, синтез (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
3. Выявление места и причины затруднения
Все ли пары слов вы соединили? Какие слова остались лишними?
(черный-белый, мокрый-сухой, брать-давать, богач-бедняк, закрывать-открывать, конец - начало). Оцените работу.
Может кто-то из вас знает, как называются эти слова?
- подведение под понятие (П);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- сравнение, классификация, (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
4. Построение проекта выхода из затруднения
Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Тема нашего урока: «Слова-антонимы».
а) постановка цели
На какие вопросы мы должны с вами ответить?
1. Какие слова называются антонимами?
2. Какой частью речи могут быть антонимы?
3.Для чего нужны антонимы в речи?
В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.
б) планирование этапов урока
Работа в парах
Самостоятельная работа
Физминутка.
Работа по учебнику
Игра «Найди пару»
Творческое задание
Работа по учебнику
(Один ученик работает с электронным словарем, остальные читают правило в учебнике) Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти - «против» и онима - «имя».
- планирование (П);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
5. Реализация построенного проекта
Вернемся к нашему плану. Какой частью речи бывают антонимы.
Взаимопроверка.
Карточка №1
Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________
мир ______________ , молодость ____________________
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?
Карточка №2
Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
хороший -_____________ , толстый -_________________,
весёлый ______________, близкий __________________,
большой ____________________ .
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?
Карточка №3
Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.
работать -__________________, любить -_________________ ,
смеяться __________________ , расцветать ______________ ,
приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?
- Кто работал с карточкой №1. на какие вопросы отвечают ваши слова. Какой частью речи они являются.
- Поднимите руки у кого слова не существительные.
Есть ли такие слова, которые являются не существительными и не прилагательными. (не глаголами) Оцените работу
Вывод: Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются противоположными по смыслу. И могут быть всеми частями речи. Оцените работу.
Работа по учебнику.
Прием «Яркое пятно»
- Я знаю, что вас пригласили в цирк. Так вот клоуны из этого цирка задают вам вопрос.
Создание проблемной ситуации:
Являются ли слова веселье и грустный антонимами?
А что надо сделать, чтобы они превратились в антонимы.
Есть в словах орфограмма.
Оцените работу
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Физкультминутка
(двигательная)
Дети выполняют двигательные упражнения под музыку весна
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Раз! И низко наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг. На месте стой!
Повернись скорее к другу.
Правую дай руку другу.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил (Р)
6. Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Вернемся к плану. На какой вопрос нам осталось ответить.
В кармашках на панно есть тексты на темы: звезды, природа, учеба. Решите в паре какой текст вы возьмёте. Замените подчёркнутые слова - словами антонимами.
Проверка по эталону.
1. Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные. Грустно я шёл домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…
И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________. ________________ я шёл домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.
2. На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь маленький, а вот заяц - совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки - хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.
На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь ____________, а вот заяц - совсем ______________зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки - хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие ______________клыки и такие _______________ когти.
3. Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды - самые холодные. Солнце - самая дальняя к Земле звезда. Эта звезда крошечный огненный шар из газа. Солнце во много- много раз меньше Земли и всех других планет.
Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды - самые _____________. Солнце - самая ________________к Земле звезда. Эта звезда _____________ огненный шар из газа. Солнце во много- много раз __________ Земли и всех других планет.
Для чего же нужны антонимы?
Вывод: Антонимы нужны чтобы обогатить и украсить речь человека.
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П)
уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий(Р)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику
с.63 №1 - синяя карточка
с.63 №2 - зеленая карточка
с.63 №3 - красная карточка
- Обоснуйте свой ответ.
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- контроль в форме сравнения способа действий и его результата с заданным эталоном, коррекция материала (Р)
8. Включение в систему знаний и повторение
Игра «Найди пару»
Рубрика А вы знаете? Рассказывают дети.
Что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга - это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
Самой быстрой птицей на планете является сокол сапсан гордый представитель семейства соколиных. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.
Самая медленная птица, это вальдшнеп или лесной кулик. У нее скорость полета всего 8 км/ч.
- контроль и оценка процесса и результата действий (П)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Вернемся к нашему плану. На все вопросы мы ответили.
Оценивание работы по «Листу достижений». Оценка работы учителем.
У кого получилось 6 и больше + получит 5
У кого 4-5+ получит 4
У кого меньше 4 получит 3
- Продолжите предложения.
Я узнал…
У меня хорошее настроении…
Я доволен, но…
Я хочу поблагодарить… -контроль и оценка процесса и результата действий (П)
- формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
10. Информация о домашнем задании
-
Выполнить упр.5 списать загадку и написать отгадку, подчеркнуть антонимы.
-
Найти 6 пар антонимов, используя словарь.