Конспект урока по русскому языку Слова - антонимы 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»




Учебное занятие

Урок русского языка

«Слова - антонимы»


Автор: Соколова Людмила Вячеславовна

учитель начальных классов


Пояснительная записка Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Цель этого урока: - знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.

На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности ( слово - предложение - текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Литература

  1. Программа «Русский язык» 1-4 класс С.В. Иванов. М., Изд. центр «Вентана-Граф», 2012
  2. Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  3. Интернет ресурсы

language.edu.ru

mapryal.org

gramota.ru/book/ritorika/

Тема: Слова - антонимы

Предметные цели: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: учебник Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки, оценочные листы.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«Слова, слова, слова,

Язык - и стар и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!»

- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Приглашаю вас продолжить путешествие в страну Слов. И сегодня желаю вам быть не только путешественниками, но и исследователями.

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

У вас на парте лежит «Лист оценивания», где вы будете оценивать свою работу на каждом этапе. А в конце урока мы подведем итоги.

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет» ( Весна)

Чистописание

в ве весна

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо.

Скажите, пожалуйста в этом слове есть опасное место? Как проверить орфограмму?

С приходом весны изменилось ли у вас настроение?

Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое, радостное, праздничное, солнечное.). -Как одним словом можно назвать эту групп слов? - Что нам известно о синонимах?

У вас лежат белые листы с заданием. Прочитайте его и выполните. Самопроверка.

Карточка №1

Задание. Соедини слова - синонимы

танцовщица белый
доктор пурга

метель сухой

школьник ученик

чёрный балерина

мокрый врач

Карточка №2

Задание. Соедини слова - синонимы

брать распорядок

преподаватель солдат

рассвет бедняк

режим закат

боец учитель богач давать

Карточка №3

Задание. Соедини слова - синонимы
приятель открывать рыдать друг фантазия мечта закрывать плакать

конец пламя огонь начало

- анализ, синтез (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

3. Выявление места и причины затруднения

Все ли пары слов вы соединили? Какие слова остались лишними?

(черный-белый, мокрый-сухой, брать-давать, богач-бедняк, закрывать-открывать, конец - начало). Оцените работу.

Может кто-то из вас знает, как называются эти слова?

- подведение под понятие (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- сравнение, классификация, (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Тема нашего урока: «Слова-антонимы».

а) постановка цели

На какие вопросы мы должны с вами ответить?

1. Какие слова называются антонимами?

2. Какой частью речи могут быть антонимы?

3.Для чего нужны антонимы в речи?

В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.

б) планирование этапов урока

Работа в парах

Самостоятельная работа

Физминутка.

Работа по учебнику

Игра «Найди пару»

Творческое задание

Работа по учебнику

(Один ученик работает с электронным словарем, остальные читают правило в учебнике) Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти - «против» и онима - «имя».

- планирование (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

5. Реализация построенного проекта

Вернемся к нашему плану. Какой частью речи бывают антонимы.

Взаимопроверка.

Карточка №1

Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.

Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________

мир ______________ , молодость ____________________

Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.

На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?

Карточка №2

Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.

хороший -_____________ , толстый -_________________,

весёлый ______________, близкий __________________,

большой ____________________ .

Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.

На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?

Карточка №3


Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь.

работать -__________________, любить -_________________ ,

смеяться __________________ , расцветать ______________ ,

приходить ____________________ .

Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.

На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются?

- Кто работал с карточкой №1. на какие вопросы отвечают ваши слова. Какой частью речи они являются.

- Поднимите руки у кого слова не существительные.

Есть ли такие слова, которые являются не существительными и не прилагательными. (не глаголами) Оцените работу

Вывод: Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются противоположными по смыслу. И могут быть всеми частями речи. Оцените работу.

Работа по учебнику.

Прием «Яркое пятно»

- Я знаю, что вас пригласили в цирк. Так вот клоуны из этого цирка задают вам вопрос.

Создание проблемной ситуации:

Являются ли слова веселье и грустный антонимами?

А что надо сделать, чтобы они превратились в антонимы.

Есть в словах орфограмма.

Оцените работу

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физкультминутка

(двигательная)

Дети выполняют двигательные упражнения под музыку весна

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Раз! И низко наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. На месте стой!

Повернись скорее к другу.

Правую дай руку другу.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил (Р)

6. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Вернемся к плану. На какой вопрос нам осталось ответить.

В кармашках на панно есть тексты на темы: звезды, природа, учеба. Решите в паре какой текст вы возьмёте. Замените подчёркнутые слова - словами антонимами.

Проверка по эталону.

1. Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные. Грустно я шёл домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________. ________________ я шёл домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.

2. На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь маленький, а вот заяц - совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки - хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.

На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь ____________, а вот заяц - совсем ______________зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки - хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие ______________клыки и такие _______________ когти.

3. Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды - самые холодные. Солнце - самая дальняя к Земле звезда. Эта звезда крошечный огненный шар из газа. Солнце во много- много раз меньше Земли и всех других планет.

Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды - самые _____________. Солнце - самая ________________к Земле звезда. Эта звезда _____________ огненный шар из газа. Солнце во много- много раз __________ Земли и всех других планет.

Для чего же нужны антонимы?

Вывод: Антонимы нужны чтобы обогатить и украсить речь человека.

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П)

уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий(Р)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику
с.63 №1 - синяя карточка

с.63 №2 - зеленая карточка

с.63 №3 - красная карточка

- Обоснуйте свой ответ.

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- контроль в форме сравнения способа действий и его результата с заданным эталоном, коррекция материала (Р)

8. Включение в систему знаний и повторение

Игра «Найди пару»

Рубрика А вы знаете? Рассказывают дети.

Что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга - это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Самой быстрой птицей на планете является сокол сапсан гордый представитель семейства соколиных. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.

Самая медленная птица, это вальдшнеп или лесной кулик. У нее скорость полета всего 8 км/ч.

- контроль и оценка процесса и результата действий (П)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вернемся к нашему плану. На все вопросы мы ответили.

Оценивание работы по «Листу достижений». Оценка работы учителем.

У кого получилось 6 и больше + получит 5

У кого 4-5+ получит 4

У кого меньше 4 получит 3

- Продолжите предложения.

Я узнал…

У меня хорошее настроении…

Я доволен, но…

Я хочу поблагодарить… -контроль и оценка процесса и результата действий (П)

- формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

10. Информация о домашнем задании


  1. Выполнить упр.5 списать загадку и написать отгадку, подчеркнуть антонимы.


  1. Найти 6 пар антонимов, используя словарь.




© 2010-2022