- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследование по русскому языку с презентацией для работы на интерактивной доске Однокоренные слова
Урок-исследование по русскому языку с презентацией для работы на интерактивной доске Однокоренные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефрюкова О.В. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - исследование по русскому языку 2 класс
Тема урока « Корень слова. Однокоренные слова»
-
Актуализация знаний
Слайд 1 Урок исследование
Слайд 2 -Что значит исследовать?
Сегодня на уроке мы будем исследовать, будем исследователями, а что мы узнаем чуть позже. Исследование проводятся в научных лабораториях, это будет наш класс.
Открыли тетради, записали число , классная работа.
2. Развитие умений - применение знания
Чистописание Слайд 3
-Всё внимание на буквенное поле. Какая буква повторяется на каждой строчке?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик большой (это дедушка) Этот пальчик указательный (это бабушка ) Средний палец (это мама) Безымянный палец (это папа)
А мизинчик.. (это я) А вот это вся моя семья
Кк Ккк Кккк Найдите закономерность… продолжите ряд.
Словарная работа по группам
-Вам нужно разгадать кроссворд и слово которое у вас получится и будет темой нашего исследования
1.Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
2.Хозяйственные предметы , предназначенные для хранения и приготовления продуктов.(посуда)
3.Произведение живописи , выполненное в красках на бумаге.(картина)
4.Специалист который преподаёт какой либо учебный предмет(учитель)
5.Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.(карандаш)
6. Последний осенний месяц.(ноябрь)
-Слово , которое получилось по вертикали КОРЕНЬ. Это и будет темой нашего исследования. Откройте учебники на стр.85
Слайд 4
-Чему удивился Петя Зайцев? -
-Что такое корень? (внутренняя подземная часть растения)
-На каком уроке мы изучали корень? (на окруж.мире)
-Корень растения для чего нужен? -Корень зуба? -Корень слова?
У акулы у зубов нет корней, зубы выпадают, новые вырастают.
-У слова корень несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)
- Какое значение слова корень нам больше всего интересно? ( корень слова)
3.Формулирование учениками темы урока
1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня.
4. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. 1.Работа на доске Люди шли, вдруг к ним подошло маленькое словечко, грустное такое и говорит оно: «Люди, возьмите меня, посадите, поливайте. Люди так и сделали и посмотрите что получилось. От маленького слова получилось много новых слов. Слайд 5 На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
- Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.) - Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) - Выделите корень значком. - Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. - Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) - Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) - Проведём маленький эксперимент (опыт). - Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? - Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик - маленький стол, настольный - стоящий (находящийся) на столе, столовый - нужный для стола, застолье - еда на столе.) - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? - Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) - Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) - Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) -что такое корень? (Это главная часть слова.) - У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень. - В корне заключён общий смысл однокоренных слов. - От него образуются («растут») другие слова. - Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
2.Исследуем дальше корень. Записываем слова: рисунок - рис, солить - солист, гора - горе, делить - дело. Слайд 6- 10
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
-Докажите являются ли они однокоренными.(разные лексические значения) 3. Работа по учебнику. Задание читаем самостоятельно Упр. 116 - развивается умение находить общую часть однокоренных слов. - Какая общая часть есть у этих слов? - Что общего у них в значении? - С каким словом они все связаны? Докажите это. - Какой корень «посадили» здесь? 4.Работа в группах. Подбираем однокоренные слова. Река, След, дом, белка, час
5. Итог урока -Итак сегодня мы исследовали слово корень. Что же это такое? 6. Дом.задание Упр. 117 - развивается умение находить корень и обозначать его в словах. Сказка про корень (по желанию)
Рефлексия: Дерево : Зелёный листик - всё получилось, работал очень хорошо, всё у меня получалось, жёлтый листик - работал с подсказкой, красный листик - не хотел работать, не интересно