Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края














Урок русского языка в 4 классе


«Правописание безударных падежных

окончаний имён прилагательных

женского рода».







Учитель: Чупина Татьяна Ивановна






с. Ильинка


Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода».


Тип урока: изучение нового материала


Цели урока:

  1. Образовательные:

    • изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода

    • применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»

    • использовать правила определения падежа имени прилагательного

    • установить связь имени прилагательного с именами существительными

    • отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

  2. Развивающие:

    • развивать логическое мышление

    • формировать навыки самоконтроля и самооценки

    • активизировать познавательную деятельность.

  3. Воспитательные:

    • создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися

    • воспитывать бережное отношение к окружающей природе

    • воспитывать умение чувствовать.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный

  2. репродуктивный

  3. частично-поисковый

  4. проблемный



КСО: 1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс»

2. Картинки с изображением птиц.

3. Индивидуальные карточки.

4. Ноутбук.

5. Фонограммы (голоса птиц, песня «Три белых коня»).





САМОАНАЛИЗ

урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание имён прилагательных женского рода».

При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.

Представленный урок проводится при изучении темы «Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».

В процессе работы над темой данный урок направлен на развитие у учащихся осознанного и точного употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.

Ведущей целью начального образования является выработка у школьников желания и умения учиться самостоятельно. На достижение этих целей направлен личностно - ориентированный урок.

Тип урока - изучение нового материала, следовательно, образовательные цели: изучить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, установить связь имён прилагательных с именами существительными. Развивающая функция учебного процесса - активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыка внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Межпредметная связь русского языка и окружающего мира направлена на воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Для решения целей используются репродуктивный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный и проблемный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.

Для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу использовались ТСО - дети прослушали бодрую и весёлую песню и пожелали друг другу успехов.

Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию полученных знаний по природоведению и устный опрос ранее изученного материала.

В ходе совместной деятельности учителя и учащихся был составлен план работы на уроке и алгоритм решения учебных задач для усвоения новых знаний.

Поиск способа решения учебной задачи требовал диалогического взаимодействия всех учащихся по самостоятельно выбранным группам. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Результатом работы групп был отчёт в форме листа ответов, при сравнении которых выделили главные особенности нового материала.

Для снижения утомляемости учащихся была проведена музыкальная физкультминутка.

Конкретизация способа решения учебной задачи включала в себя определение способа, выбранного в ходе комментированного выполнения действия с опорой на схему всем классом, затем комментированное выполнения в паре с помощью учебника и таблиц.

Дифференцированные карточки позволили проконтролировать уровень усвоения новых знаний у учащихся.

В конце урока был поведён рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого выяснили итоги работы класса, каждый ученик дал оценку достигнутых результатов.

Цель урока достигнута, план реализован, расчётное время совпало с реальным, применены ТСО и наглядные материалы.


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Организация мотивации, постановки учебной задачи.























частично - поисковый метод





Рисунки птиц





репродуктивный метод
















Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

(Звучит фонограмма песни «Три белых коня»)

- Ребята, скажите, какая по настроению прозвучала песня.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Что бы вы пожелали друг другу на урок?

- Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно и вы дружно работали. Успехов вам!

- Тихонько занимайте свои места.

- Кто внимательно слушал песню, о каком времени года она была?

- Давайте послушаем зимнюю тишину. (звучит фонограмма голосов птиц)

- Что вы услышали?

- Как называют птиц, которые живут у нас зимой?

- Перечислите зимующих птиц.


- Молодцы! Вы знаете зимующих птиц.

- Как вы думаете легко ли им зимовать?

- Почему?


- Как вы можете помочь птицам перезимовать?

- Молодцы! Вы заботливые дети.

- Посмотрите, кто на урок прибыл?

- Назовите их.



- Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка?














- Вам нравятся рисунки птиц?

- Почему?



- Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки?


- Назовите эти слова.

(рисунок дятла поворачивается цветной стороной)

(рисунок воробья поворачивается цветной стороной)


(рисунок синицы поворачивается цветной стороной)

Дети становятся в круг, берутся за руки


- Бодрая, весёлая



- Хорошее

- Научиться новому, получить хорошие оценки



Дети рассаживаются.


- О зиме.




- Голоса птиц.

- Зимующие птицы.


- Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, свиристель, поползень, клёст.

- Нет


- Холодно зимой.

- Мало корма.

- Сделать кормушки и каждый день насыпать корм: хлебные крошки, зерно.

- Птицы

- Дятел, воробей, синица.


- Слова

обозначают живые предметы, отвечают на вопрос - кто? - имена существительные

- Дятел - он, мой это имя существительное мужского рода.

- Воробей - он, мой это имя существительное мужского рода.

- Синица, она моя

- это имя существительное женского рода.


- Нет.

- Они неразноцветные.

- Они не раскрашены.


- С помощью слов прилагательных



- Дятел (какой?)

Пёстрый

Большой

- Воробей (какой?)

Маленький

Серенький

- Синица (какая?)

шустрая

весёлая

жёлтая

2. Планирование достижения цели.









Запись на доске


частично - поисковый метод



Запись на доске








Запись на доске


репродуктивный метод

- Над какой темой вы работали на прошлых уроках?



- Значит мы убираем рисунки мужского рода.

- Какого рода остался рисунок?


- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?



- Чему будем учиться на уроке?



- Давайте составим план урока и прочтём его.

Оценка

Упражнения

Новая тема

Итоги

Контроль

(учитель расставляет пункты плана)

4. Оценка

2. Упражнения

1. Новая тема

5. Итоги

3. Контроль

- Склонение имён прилагательных мужского рода.




- Женского рода.


Склонение имён прилагательных женского рода.


- Изменять по падежам имена прилагательные женского рода.

- На доске неправильно составлен план урока.

- Сначала нужно изучить новую тему

- 2 пункт плана упражнения для закрепления.

- 3 пункт плана контроль

- После контроля оценка

- Самое последнее - подведение итогов урока.

3. Поиск способа решения учебной задачи.


проблемный метод

























Запись на доске




















Запись на доске







- Умеете ли вы склонять имена прилагательные женского рода?


- Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные женского рода?

  1. Падеж

  2. Вопрос

  3. Окончание







- Вы сейчас поработаете группами.

- Ваша задача - просклонять прилагательное шустрая синица и определить правописание окончания.

- Затем мы сравним результаты. В каждой группе выберите ответственного, который будет отчитываться

- Итак, секретари докладывают об итогах работы.



(общая запись на доске)

И.п. ая

Р.п. ой

Д.п. ой

В.п. ую

Т.п. ой

П.п. ой







- В И.п. у имён прилагательных ж. р. какое ещё окончание?

- синица что поёт?

- песенка какая?


- Просклоняем вместе прилагательное «зимняя»

И.п. ая яя

Р.п. ой ей

Д.п. ой ей

В.п. ую юю

Т.п. ой ей

П.п. ой ей



- Нет.



- Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж

- От существительного задать вопрос к прилагательному

- Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного.




Дети работают в группах (на ватманах делают записи фломастером)





От каждой группы секретари выходят с плакатами записи склонения прилагательных

И.п. кто? синица какая? шустрая

Р.п. кого? синицы

какой? шустрой

Д.п. кому? синице

какой? шустрой

В.п. кого? синицу

какую? шуструю

Т.п.кем? синицей

какой? шустрой

П.п. о ком? о синице какой? шустрой


- яя


- Песенку

- Зимняя


И. п. песенка какая? зимняя

Р.п. песенки какой? зимней

Д.п. песенке какой? зимней

В.п. песенку какую? зимнюю

Т.п. песенкой какой? зимней

П.п. о песенке какой? зимней

4. Физкультурная минутка



- Замечательно поработали вместе. Давайте дружно отдохнём.

(Звучит песня «Три белых коня» показ танцевальных движений учителем или дежурным)

Ученики выполняют танцевальные движения



5. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.







объяснительно - иллюстративный

метод












Чтобы всё успеть нам в срок

- продолжаем мы урок.


- Что вы заметили в написании окончаний прилагательных женского рода?

Р.п. Д.п. Т.п. П.п.

Какой?

ой ей


- Как мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебник на странице 138 и сравните наши выводы с правилом в учебнике.

- Верно ли мы составили правило?

- С каким планом урока мы справились?

- Что будем делать дальше?




- Открыли тетради, положили с наклоном. Не забываем о правильной посадке.

- Записываем число и Классная работа».

№ 315

Прочитайте задание. Что вам не понятно?

Это упражнение вы будете выполнять в парах.

- Давайте покажем, как вы будете работать.











Работаете в парах по образцу. (индивидуальная помощь).




Имена прилагательные Р.п. Д.п. Т.п. П.п. отвечают на вопрос какой? и имеют одинаковые окончания ой ей


- Сравнить с правилом в учебнике.

Дети самостоятельно читают правило в учебнике


- Да


- Изучили новый материал.

- Выполнять упражнения.




Запись в тетради





- Всё понятно.




- Читаем о смелой девочке. Читаем о ком ? о девочке - П.п., о девочке какой ? смелой, выделяем окончание ой

- Катались с высокой горы.

Катались с чего ?

с горы - Р.п.

с горы какой ?

высокой, выделяем окончание ой

Письмо с комментированием в парах.

6. Контроль за процессом и результатом освоения способа.






репродуктивный

метод








- По плану следующий пункт какой?

1 вариант.

За окном в сельск… школе висит деревянн… кормушка для шустр… синицы и весёл… стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусн… едой.

2 вариант

По … земле вьётся…позёмка. А под… елью тихо и тепло. Здесь много места для… синички и … мышки. (старая, шустрая, снежная, маленькая, холодная).

(Учитель собирает индивидуальные карточки на проверку.)

Контроль. (Раздаются индивидуальные задания на карточках.)

Слабые учащиеся самостоятельно определяют падеж и дописывают окончания прилагательных.


Сильные учащиеся вставляют по смыслу прилагательные в предложения, определяют падеж и правильно записывают окончания.


7. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности.








проблемный метод


- Подведем итоги работы на уроке. Какую тему изучали?




- Чему учились?








- По какому плану работали?






- Справились с планом?


- Какие трудности возникали у вас на уроке?




- Как вы их преодолели?




- Что вам особенно понравилось на уроке?



- Довольны ли вы своей работой?

- Какое настроение у вас сейчас?


- С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике

с. 140 № 318

- Посмотрите задание, что вам непонятно?

- Спасибо за урок!

Мне приятно было работать сегодня с вами.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

- Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.


- Учились определять падеж имени прилагательного, задавать вопросы от существительного и правильно писать окончания прилагательных.

  1. Новый материал.

  2. Упражнения.

  3. Контроль.

  4. Оценка.

  5. Итоги.


- Да.


- Правописание окончаний прилагательных женского рода.


- Работали вместе в группах. Сравнивали с правилом учебника.


- Раскрашивать птиц словами.

- Работать в парах.


- Да.

- Хорошее.


Дети записывают в дневнике домашнее задание.



© 2010-2022