- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чупина Т.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Урок русского языка в 4 классе
«Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных
женского рода».
Учитель: Чупина Татьяна Ивановна
с. Ильинка
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
-
Образовательные:
-
изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
-
применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
-
использовать правила определения падежа имени прилагательного
-
установить связь имени прилагательного с именами существительными
-
отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
-
-
Развивающие:
-
развивать логическое мышление
-
формировать навыки самоконтроля и самооценки
-
активизировать познавательную деятельность.
-
-
Воспитательные:
-
создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
-
воспитывать бережное отношение к окружающей природе
-
воспитывать умение чувствовать.
-
Методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный
-
репродуктивный
-
частично-поисковый
-
проблемный
КСО: 1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс»
2. Картинки с изображением птиц.
3. Индивидуальные карточки.
4. Ноутбук.
5. Фонограммы (голоса птиц, песня «Три белых коня»).
САМОАНАЛИЗ
урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание имён прилагательных женского рода».
При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.
Представленный урок проводится при изучении темы «Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».
В процессе работы над темой данный урок направлен на развитие у учащихся осознанного и точного употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.
Ведущей целью начального образования является выработка у школьников желания и умения учиться самостоятельно. На достижение этих целей направлен личностно - ориентированный урок.
Тип урока - изучение нового материала, следовательно, образовательные цели: изучить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, установить связь имён прилагательных с именами существительными. Развивающая функция учебного процесса - активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыка внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Межпредметная связь русского языка и окружающего мира направлена на воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Для решения целей используются репродуктивный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный и проблемный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.
Для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу использовались ТСО - дети прослушали бодрую и весёлую песню и пожелали друг другу успехов.
Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию полученных знаний по природоведению и устный опрос ранее изученного материала.
В ходе совместной деятельности учителя и учащихся был составлен план работы на уроке и алгоритм решения учебных задач для усвоения новых знаний.
Поиск способа решения учебной задачи требовал диалогического взаимодействия всех учащихся по самостоятельно выбранным группам. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Результатом работы групп был отчёт в форме листа ответов, при сравнении которых выделили главные особенности нового материала.
Для снижения утомляемости учащихся была проведена музыкальная физкультминутка.
Конкретизация способа решения учебной задачи включала в себя определение способа, выбранного в ходе комментированного выполнения действия с опорой на схему всем классом, затем комментированное выполнения в паре с помощью учебника и таблиц.
Дифференцированные карточки позволили проконтролировать уровень усвоения новых знаний у учащихся.
В конце урока был поведён рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого выяснили итоги работы класса, каждый ученик дал оценку достигнутых результатов.
Цель урока достигнута, план реализован, расчётное время совпало с реальным, применены ТСО и наглядные материалы.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1. Организация мотивации, постановки учебной задачи.
частично - поисковый метод
Рисунки птиц
репродуктивный метод
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.
(Звучит фонограмма песни «Три белых коня»)
- Ребята, скажите, какая по настроению прозвучала песня.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что бы вы пожелали друг другу на урок?
- Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно и вы дружно работали. Успехов вам!
- Тихонько занимайте свои места.
- Кто внимательно слушал песню, о каком времени года она была?
- Давайте послушаем зимнюю тишину. (звучит фонограмма голосов птиц)
- Что вы услышали?
- Как называют птиц, которые живут у нас зимой?
- Перечислите зимующих птиц.
- Молодцы! Вы знаете зимующих птиц.
- Как вы думаете легко ли им зимовать?
- Почему?
- Как вы можете помочь птицам перезимовать?
- Молодцы! Вы заботливые дети.
- Посмотрите, кто на урок прибыл?
- Назовите их.
- Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка?
- Вам нравятся рисунки птиц?
- Почему?
- Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки?
- Назовите эти слова.
(рисунок дятла поворачивается цветной стороной)
(рисунок воробья поворачивается цветной стороной)
(рисунок синицы поворачивается цветной стороной)
Дети становятся в круг, берутся за руки
- Бодрая, весёлая
- Хорошее
- Научиться новому, получить хорошие оценки
Дети рассаживаются.
- О зиме.
- Голоса птиц.
- Зимующие птицы.
- Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, свиристель, поползень, клёст.
- Нет
- Холодно зимой.
- Мало корма.
- Сделать кормушки и каждый день насыпать корм: хлебные крошки, зерно.
- Птицы
- Дятел, воробей, синица.
- Слова
обозначают живые предметы, отвечают на вопрос - кто? - имена существительные
- Дятел - он, мой это имя существительное мужского рода.
- Воробей - он, мой это имя существительное мужского рода.
- Синица, она моя
- это имя существительное женского рода.
- Нет.
- Они неразноцветные.
- Они не раскрашены.
- С помощью слов прилагательных
- Дятел (какой?)
Пёстрый
Большой
- Воробей (какой?)
Маленький
Серенький
- Синица (какая?)
шустрая
весёлая
жёлтая
2. Планирование достижения цели.
Запись на доске
частично - поисковый метод
Запись на доске
Запись на доске
репродуктивный метод
- Над какой темой вы работали на прошлых уроках?
- Значит мы убираем рисунки мужского рода.
- Какого рода остался рисунок?
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
- Чему будем учиться на уроке?
- Давайте составим план урока и прочтём его.
Оценка
Упражнения
Новая тема
Итоги
Контроль
(учитель расставляет пункты плана)
4. Оценка
2. Упражнения
1. Новая тема
5. Итоги
3. Контроль
- Склонение имён прилагательных мужского рода.
- Женского рода.
Склонение имён прилагательных женского рода.
- Изменять по падежам имена прилагательные женского рода.
- На доске неправильно составлен план урока.
- Сначала нужно изучить новую тему
- 2 пункт плана упражнения для закрепления.
- 3 пункт плана контроль
- После контроля оценка
- Самое последнее - подведение итогов урока.
3. Поиск способа решения учебной задачи.
проблемный метод
Запись на доске
Запись на доске
- Умеете ли вы склонять имена прилагательные женского рода?
- Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные женского рода?
-
Падеж
-
Вопрос
-
Окончание
- Вы сейчас поработаете группами.
- Ваша задача - просклонять прилагательное шустрая синица и определить правописание окончания.
- Затем мы сравним результаты. В каждой группе выберите ответственного, который будет отчитываться
- Итак, секретари докладывают об итогах работы.
(общая запись на доске)
И.п. ая
Р.п. ой
Д.п. ой
В.п. ую
Т.п. ой
П.п. ой
- В И.п. у имён прилагательных ж. р. какое ещё окончание?
- синица что поёт?
- песенка какая?
- Просклоняем вместе прилагательное «зимняя»
И.п. ая яя
Р.п. ой ей
Д.п. ой ей
В.п. ую юю
Т.п. ой ей
П.п. ой ей
- Нет.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж
- От существительного задать вопрос к прилагательному
- Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного.
Дети работают в группах (на ватманах делают записи фломастером)
От каждой группы секретари выходят с плакатами записи склонения прилагательных
И.п. кто? синица какая? шустрая
Р.п. кого? синицы
какой? шустрой
Д.п. кому? синице
какой? шустрой
В.п. кого? синицу
какую? шуструю
Т.п.кем? синицей
какой? шустрой
П.п. о ком? о синице какой? шустрой
- яя
- Песенку
- Зимняя
И. п. песенка какая? зимняя
Р.п. песенки какой? зимней
Д.п. песенке какой? зимней
В.п. песенку какую? зимнюю
Т.п. песенкой какой? зимней
П.п. о песенке какой? зимней
4. Физкультурная минутка
- Замечательно поработали вместе. Давайте дружно отдохнём.
(Звучит песня «Три белых коня» показ танцевальных движений учителем или дежурным)
Ученики выполняют танцевальные движения
5. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.
объяснительно - иллюстративный
метод
Чтобы всё успеть нам в срок
- продолжаем мы урок.
- Что вы заметили в написании окончаний прилагательных женского рода?
Р.п. Д.п. Т.п. П.п.
Какой?
ой ей
- Как мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Откройте учебник на странице 138 и сравните наши выводы с правилом в учебнике.
- Верно ли мы составили правило?
- С каким планом урока мы справились?
- Что будем делать дальше?
- Открыли тетради, положили с наклоном. Не забываем о правильной посадке.
- Записываем число и Классная работа».
№ 315
Прочитайте задание. Что вам не понятно?
Это упражнение вы будете выполнять в парах.
- Давайте покажем, как вы будете работать.
Работаете в парах по образцу. (индивидуальная помощь).
Имена прилагательные Р.п. Д.п. Т.п. П.п. отвечают на вопрос какой? и имеют одинаковые окончания ой ей
- Сравнить с правилом в учебнике.
Дети самостоятельно читают правило в учебнике
- Да
- Изучили новый материал.
- Выполнять упражнения.
Запись в тетради
- Всё понятно.
- Читаем о смелой девочке. Читаем о ком ? о девочке - П.п., о девочке какой ? смелой, выделяем окончание ой
- Катались с высокой горы.
Катались с чего ?
с горы - Р.п.
с горы какой ?
высокой, выделяем окончание ой
Письмо с комментированием в парах.
6. Контроль за процессом и результатом освоения способа.
репродуктивный
метод
- По плану следующий пункт какой?
1 вариант.
За окном в сельск… школе висит деревянн… кормушка для шустр… синицы и весёл… стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусн… едой.
2 вариант
По … земле вьётся…позёмка. А под… елью тихо и тепло. Здесь много места для… синички и … мышки. (старая, шустрая, снежная, маленькая, холодная).
(Учитель собирает индивидуальные карточки на проверку.)
Контроль. (Раздаются индивидуальные задания на карточках.)
Слабые учащиеся самостоятельно определяют падеж и дописывают окончания прилагательных.
Сильные учащиеся вставляют по смыслу прилагательные в предложения, определяют падеж и правильно записывают окончания.
7. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности.
проблемный метод
- Подведем итоги работы на уроке. Какую тему изучали?
- Чему учились?
- По какому плану работали?
- Справились с планом?
- Какие трудности возникали у вас на уроке?
- Как вы их преодолели?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?
- Какое настроение у вас сейчас?
- С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике
с. 140 № 318
- Посмотрите задание, что вам непонятно?
- Спасибо за урок!
Мне приятно было работать сегодня с вами.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
- Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
- Учились определять падеж имени прилагательного, задавать вопросы от существительного и правильно писать окончания прилагательных.
-
Новый материал.
-
Упражнения.
-
Контроль.
-
Оценка.
-
Итоги.
- Да.
- Правописание окончаний прилагательных женского рода.
- Работали вместе в группах. Сравнивали с правилом учебника.
- Раскрашивать птиц словами.
- Работать в парах.
- Да.
- Хорошее.
Дети записывают в дневнике домашнее задание.