Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №62

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Чебоксары

Доклад на МО классных руководителей

«Формирование здоровьесберегающей среды

в системе начального образования»

классный руководитель

Афанасьева Елена Владимировна

2012-2013 учебный год


Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения?
На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.
Виновник ухудшения здоровья детей - система образования, а главным образом - начальная школа, т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача - сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах.
Основными задачами педагогического коллектива являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь "Не навреди".
Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий: коррекции прежних образовательных программ, разработки и внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения.
Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий, сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В.Ф.Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, уроки ознакомления с окружающим миром и т.д.
С этой целью разработана новая концептуальная платформа строительства школы и целостная методологическая система телесного сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся, основанная на принципах трудового и художественного творчества.
С 2004 года на протяжении 5 лет мною ежедневно проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Должна быть обязательная смена динамических режимов; коврики (под стоячими конторками) резиновые (или самодельные); поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. "Ребёнок нормальный растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе"; развитие чувствительности ведётся только на фоне постоянной борьбы добра со злом; при обучении письму шариковая ручка заменяется пером; замена люминесцентных ламп обыкновенными лампочками - во избежание давления на зрение детей; офтальмотренажёры ("Бегущий огонёк"), смена ритма, движения "Бегущего огонька"; упражнение для профилактики и предупреждения близорукости "Восьмёрка"; полный отход от прямых линий: прямая линия - это заглушение развития личности, волна - это основа восприятия; вертушки (лески), на которых располагается информация к уроку;"держалки" у учителя и у учащихся; карточки с информацией в любом месте класса, вплоть до выключателя;
в ходе урока подразумевается различные физические нагрузки, вплоть до упражнений (сидения) на полу (ковре); работа в группах; особое внимание уделяется трудовому воспитанию; самое важное - работа с родителями - оздоровительный ликбез. Данная методика - это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.
В основе этой системы лежат здоровьеразвивающие принципы:
I принцип предлагает построение занятий в режиме "подвижных объектов", переключение зрения с ближнего на дальнее.
II принцип заключается в повышении активности деятельности детей, в том числе и зрительно-ручной координации, с помощью построения занятий в режиме динамических поз.
III принцип - развитие здоровья - это методика сенсорных тренажей в режиме любого урока. Это техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж ("Эффект бегущего огонька").
В данной технологии имеется множество методов разгрузки зрительного напряжения и утомления организма ребёнка. Я использую схемы зрительно-двигательных траекторий, по которым должен двигаться взгляд в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо-влево, по "восьмёрке". Упражнение выполняется только стоя. Для коллективного использования схема выполнена в максимально возможную величину, а для индивидуального - плакат. В упражнении со зрительными метками используются не только яркие объекты в различных местах класса, но и яркие таблицы, схемы для урока математики и русского языка, подвешенные на лесках.
Поддерживание здоровья в ходе учебного процесса представляет собой методику сенсорных тренажей в режиме любого урока, то есть техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж. Это яркие импульсивные световые вспышки. Метод предполагает периодическое переключение ближнего зрения на дальнее с помощью таких вспышек. Отличительным моментом методики является активное побуждение зрительно-двигательной активности в пространстве, в том числе выполнение ритмических, импульсивных движений глазами, головой и туловищем (синтез двигательной и зрительной активности). В классе установлен тренажёр, в котором синтезирован зрительно-цветовой ритм с музыкальным. Периодическое внесение в процесс урока переключения ближнего зрения на дальнее, а также активизации зрительно-координаторного чувства с помощью импульсивных движений способствовали не только предупреждению общей утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития зрения.

Во время работы над сохранением и укреплением здоровья младших школьников одним из важных вопросов, на мой взгляд, стал следующий: "Какое направление должно стать приоритетным в работе классного руководителя в современных условиях, чтобы воспитание было успешным?"


Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.

Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу "Здоровье"?

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
  5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).

Функции классного руководителя начальных классов в реализации программы "Здоровье":

  1. Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы, программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
  3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
  4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
  6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
  7. Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
  8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.
    Деятельность учителя начальных классов и классного руководителя начальных классов должна осуществляться в едином направлении для достижения желаемого результата - успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников, но и не забывая о всестороннем развитии личности школьника. Только физически, психически и нравственно здоровый ребёнок может широко реализовать свои возможности, осуществляя свои потребности.
© 2010-2022