Конспект урока по русскому языку на тему Предложный падеж (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Байсалдина А. Т.

Урок русского языка


Класс: 3 В

Дата: 14.12.2015 год

Тема: Предложный падеж.

Цель: развивать умения распознавать предложный падеж по его признакам. Задачи: понимать для чего служит предложный падеж; уметь находить сова, стоящие в предложном падеже (по его признакам); знать признаки предложного падежа; формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать орфографическую зоркость при изменении существительных по падежам; внимание, память, речь; воспитывать самостоятельность через самопроверку и самооценку, чувство товарищества и взаимопомощи, адекватно принимать оценку учащихся. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, опорные таблицы падежей с вопросами и предлогами, карточки для индивидуальной работы, рисунки «Предложный падеж», «План» ответа о падеже (на каждого ученика), таблица падежей (индивидуальная). Ход урока 1. Организационный момент:

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. 2. Чистописание М М М м м м Ми Мя Мо ам им ям. 3. Словарная работа Отгадай загадку:

Все его зимой боятся, -

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (мороз)

3. Актуализация знаний

Придумайте предложения с этим словам

Напишите предложение Пришла зима с морозами. Распространите предложения, придумав к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Пришла (суровая) зима с (сильными, трескучими) морозами. - Выполним синтаксический разбор предложения. (Слайд) с морозами - делаем морфологический разбор. ( в паре или в группах?) (Слайд) с морозами - сущ. н.ф. - мороз, нариц., неодуш. М.р., мн.ч., Т.п. Пришла (с чем?) с морозами (дополн) Подберите родственные слова с корнем мороз. (Слайд) Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить. Разберите по составу слова заморозки, морозный. (Слайд) Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз. СИНОНИМЫ: Подула зима холодом, шлет мороз за морозом. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. - Как эти слова называются? - Теперь подберите противоположные слова по смыслу? - Это какие слова? АНТОНИМЫ Противоположные слова мороз - жара, зной. Работа с фразеологизмом Когда так говорят «мороз по спине пробежал» (когда чего - то испугаются).

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

- Измените по падежам слово мороз.

И.п. (что?) мороз

Р.п. (чего) мороза

Д.п. (чему?) морозу

В.п. (что?) мороз

Т.п. (чем?) морозом

П.п. (о чём?) о морозе

- Какая часть слова изменяется? (Окончание). Выделите его.

4. Формулирование темы и целей урока

Ребята с наступлением холодов, мы знаем, что животным трудно находить корм. Мы должны о них заботиться.

- Как и кому мы можем зимой помочь?

- Молодцы!

- А теперь следующее задание.

- Закончите предложение. Я мечтаю заботиться … . (Котёнке, о кролике…) (Слайд)

- В каком падеже стоят существительные? (П.п.)

- Кто догадался, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? (П.п.)

- Докажите свою точку зрения. (Потому что после творительного падежа стоит предложный падеж. Это последний падеж, который мы не рассматривали.)

- Итак тема нашего урока, как вы уже сказали:

Предложный падеж

- По какому плану мы рассматривали предыдущие падежи, какие поставим цели на урок?

Учащиеся называют самостоятельно, план работы открывается на доске. (Слайд)

План-маршрут

1. Название падежа

2. Вспомогательное слово

3. Вопросы падежа

4. Предлоги падежа

5. Изучение нового материала

Поговорим о П.п.. Что вы уже о нем знаете?

П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чем? Вспомогательное слово

« думаю»

Рисунок « П.п.» - стихотворение (Найди существительное в П.п.)

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне

Чтоб кататься при луне

Я мечтаю о сережках

Я мечтаю о сапожках

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже….

О Предложном падеже.!

ЗАДАНИЕ: Найди существительные, которые стоят в П.п.

- Какие вам встретились предлоги?

- Самостоятельное составление таблицы "Предложный падеж". (Слайд)

- Что вы уже знаете о предложном падеже? (Вопросы: о ком? О чем? и вспомогательное слово: думаю)

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Чем является в предложении

6. Работа по учебнику.

с. 148 прочитать правило и проверить таблицу

Дать сведение о предложном падеже (Слайд)

В книге "По дорогам и тропам языка"

учёный-языковед Лев Успенский назвал предложный падеж

"САМЫМ ПРЕДЛОЖНЫМ, НАИПРЕДЛОЖНЕЙШИМ" из нашей шестёрки падежей.

Знаете почему? Может кто - то догадался?

- Подберите к слову предложный однокоренное слово. (Предлог).

- Почему предложный падеж получил такое название? (Предложный падеж употребляется только с предлогами) Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Старое название этого падежа - местный, потому что он показывает, где находится тот или иной субъект или объект. 7. Закрепление нового материала Коллективная работа с. 149, упр. 337

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

- Оцените свою работу на уроке:

красная снежинка - отлично! Всё запомнил и могу помочь другим!..

синяя снежинка - хорошо! Работал с интересом, но надо ещё потренироваться…

зелёная снежинка - было трудно, потому что…

Домашнее задание

с.151, упр. 340, с. 148 - 149 правило учить

Итог урока.

Вы все старались. Спасибо за урок.

© 2010-2022