- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогический опыт работы по теме Приёмы обучения непроверяемым написаниям по русскому языку в начальной школе
Педагогический опыт работы по теме Приёмы обучения непроверяемым написаниям по русскому языку в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тернова Н.Н. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приёмы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка
Наталья Николаевна Тернова,
учитель БОУ СОШ №34
В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов. На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является, на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. Написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Одной из причин, затрудняющих усвоение "словарных слов", является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами, как правило, носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов, что нередко приводит к повторению ошибочных написаний, поскольку сам характер работы исключает активную мыслительную деятельность младших школьников. Ведение специальных орфографических словариков не всегда оправдывает себя. Зачастую учащиеся лишь один раз записывают слово в словарь и больше к нему не возвращаются, что свидетельствует о неправильном планировании работы с орфографическим словарём, о несформированности у детей навыка пользования словарём. Таким образом, какими бы ни были причины ошибок в написании словарных слов, во многом успешность усвоения непроверяемых написаний зависит от качества организации словарной работы с учащимися в период обучения в начальной школе. Целесообразно выделить следующие этапы работы:
- Предъявление слова (группы слов)
- Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выявления орфограммы.
- Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
- Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях, в словарях учащихся.
- Подбор однокоренных слов.
- Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.
- Комментированная запись с использованием этимологии для объяснения написания.
№
С использованием этимол.анализа Без использования этим. анализа 1. Писало работу 20 20 2. Получили оценку «5» 9 6 3. Получили оценку «4» 9 10 4. Получили оценку «3» 2 4 5. Получили оценку 2» 0 0 7. % успеваемости 100% 100% 8. % качества 90% 80%
С учётом этимологической справки и метода ярких ассоциаций повышается качество обучения на 10-20%. В этом году у меня 2 класс. Мы вместе работаем над правописанием словарных слов, используя при этом этимологическую справку и метод ярких ассоциаций. Больше всего им нравится придумывать свои ассоциации к словам. Любят рисовать эти слова, составлять опорные таблицы, сочинять кроссворды. Результаты работы ещё не такие высокие как в 4 классе, но я считаю, что успешность в усвоении словарных слов зависит от систематичности в работе, разнообразия дидактического материала, привлечения новых игровых форм работы. Качество усвоения будет тем прочнее, чем чаще встречаются младшие школьники с данным написанием в живой речи и учебной деятельности.
Приложение №1 Этап знакомства со словарным словом капуста (методика А. Погодиной) Учитель. Вставьте в предложение-загадку подходящие по смыслу слова, обозначающие предмет. Семьдесят ..., а все без... Дети. Семьдесят одежек, а все без застежек. У. Кто догадался, что это? У. Что такое капуста? Д. Это овощ. Капуста растет у бабушки в огороде. У. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова: Капуста - огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. Сегодня мы научимся писать слово капуста без ошибок. Для этого каждый из вас выберет свой способ запоминания. Прочитайте новое словарное слово, выделяя ударный слог. Назовите «опасное» место. На доске появляется запись слова к.пуста. Название капуста получила от латинского капут, которое имело значение «голова», «кочан» (этимологический словарь). Когда вы слышите слово капуста, что или кого вы представляете? У. В огороде что за шум? Кто кричит: «Караул!»? Бабу Фросю кто обидел? Кто старушку напугал? Это заяц длинноухий За капусткой прискакал. На доску помещается опорная табл. 1.
- Ребята, хором прочитаем новое словарное слово, четко проговаривая непроверяемую безударную гласную. А теперь, пользуясь опорными таблицами, запишите слово капуста в словарик, поставьте ударение, выделите «опасное» место, запишите слова-помощники или зарисуйте образ, который вам поможет запомнить написание этого слова. Дома можете продолжить эту работу, а на следующем уроке поделиться с нами своими новыми «зацепочками».
Приложение №2 Некоторые виды этимологических статей для использования на уроках. Приведу перечень непроверяемых слов, к которым дали этимологические справки. Берёза - у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый. Земляника - связанно с понятием земля. У поляков поземка. Капуста - что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» - голова. Малина - существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Воробей - слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел. Ворона - прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным». Лисица - именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» - желтоватый, «залисеть» - пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть. Медведь - образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд. Петух - прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь. Пенал - перо по латински - «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось. Картина - с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» - тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» - бумага. Коньки - изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки - «маленькие кони» (коньки - конь)
Литература Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987. Волина В. Этимологический словарь. М., 1998. Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 2011. № 1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Эксмо, 2002. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 2003. № 1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах./ М.: Просвещение, 1991. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2010. Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2007. № 8. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность. М.; Воронеж, 2003. Панов Б.Т., Текучев А.В. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1985. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 2009. Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. М., 2007. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: кн. для учителя. М., 1996.