- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока литературного чтения
Технологическая карта урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дереза Г.В. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип урока: закрепление изученного
Учитель: Дереза Г.В.
Класс: 2
Технологическая карта урока по литературному чтению
-
Тема урока
Образ осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и М.Ю.Лермонтова «Осень»
Цель
Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова ; провести сравнительный анализ поэтических произведений Пушкина и Лермонтов
Задачи
Образовательные: Учить наблюдать за «словом», развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
Развивающие: Развивать память внимание, речь учащихся. Формирование умений свободного высказывания своего мнения в устной форме. Формирование первоначальных умений проводить сравнительный анализ (оценивать, сравнивать героев произведений и их поступки). Обогащать словарный запас учащихся;
Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Планируемые результаты
Предметные: Формирование первичных исследовательских умений в работе с текстом.
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные - Познавательные
Основные понятия
Пахарь, пастух, точка зрения
Межпредметные связи
Русский язык.
Оборудование
Учебник литературного чтения 2 класс Н.А.Чураковой , слайд-презентация.
Задачи этапа урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
I.Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Садитесь. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте.
Слушают учителя,
Тихонько садятся за парты
2 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Задачи
Организовать формулирование темы урока учащимися.
Организовать постановку цели урока учащимися.
Ребята, скажите, а каких известных поэтов вы знаете?
Молодцы!
Сегодня мы будем читать и сравнивать два стихотворения, посвященные осени. Это стихотворения двух великих поэтов, вы угадали, это Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.
Сегодня на уроке, мы будем учиться передавать характер произведения, используя нужные интонации голоса; учиться понимать и видеть то, что хотели сказать авторы в своих произведениях.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
С помощью учителя формулируют тему урока.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) 3 мин
III. Изучение нового материала
Задачи Зафиксировать новое содержание урока.
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.
Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения;
первичные исследовательские умения при работе с текстом;
комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.
Задача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия;
развивать творческие способности.
- Биография Пушкина.
- Биография Лермонтова.
А что вы знаете о Михаиле Лермонтове?
Родился в Москве, но русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии.
Он обучается в Московском университетском благородном пансионе, позднее в Московском университете на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении романтической литературы. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где записывает свои стихи.
Первичное чтение. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
-давайте поработаем со стихотворение А.С.Пушкина.
Откроем учебники и найдем это стихотворение. Все нашли?
Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о сем это стихотворение? Сейчас мы прочитаем и проверим, подтвердились ли наши предположения.
Сейчас вы прослушаете это стихотворение и попробуйте ярко, образно представить ту картину.
Слушайте очень внимательно, следите за интонацией, паузами.
- Вам понравилось стихотворение? Чем? Что запомнилось больше всего?
От чьего лица ведется повествование?
Что вы представляли когда слушали это стихотворение? О чем вы думали?
Какие строчки произвели на вас особое впечатление? Почему?
Вторичное чтение. Аналитико - синтетическая работа с текстом.
Сейчас, не мешая друг другу, прочитайте стихотворение шёпотом. Во время чтения постарайтесь проследить за интонацией стихотворения и отметьте непонятные вам слова.
- Обращаю ваше внимание на имеющиеся в стихотворении вопросительные и восклицательные предложения. Их нужно прочитать с особым чувством.
Физминутка.
Литературоведческий анализ стихотворения.
Прочитаем его.
-о каком времени года рассказывает поэт? (об осени)
-найдите в тексте слова, указывающие о какой осени идет речь? (стоял ноябрь уж у двора)
-радует ли героя рассказчика поздняя осень? (нет. он называет ее скучная пора)
-найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? (лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась)
-поэт стремиться, чтобы мы не только увидели, но и услышали.
Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться (с печальным шумом)
-какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)
-найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? ( гусей крикливых караван тянулся к югу)
-что это значит? что мы представляем? (птицы улетаю на юг)
-мы только видим это? (нет мы еще слышим крик гусей)
-как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно они покидают родину, прощаются с родными местами)
-в стихотворении у поэта есть свои тайны и мы с вами уже раскрыли первую тайну. 1 тайна. поэт хочет, чтобы мы не только видели картины, но и слышали ее звуки. -прочитайте первую строку стихотворения (уж небо осенью дышало) -как вы это представляете? (небо серое, затянутое тяжелыми облаками) -как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)
- еще о каких признаках осени говорит поэт, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажались, караван гусей тянулся)
-этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.
-как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы)
-вот мы с вами и раскрыли еще одну тайну поэта. 2 тайна. Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.
-как вы считаете первая часть - это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? (впечатления и наблюдения)
-это отдельные впечатления, или они складываются в целостную картину? (в целостную картину) -Где поэт ставит точку? (после всех наблюдений, а между ними запятые) -прочитайте про себя эту часть так, как будто вместо запятой стоят точки. -что-нибудь изменилось? -теперь вы понимаете, как надо читать эту часть стихотворения? -прочитайте ее так как задумал поэт! Молодцы. -давайте теперь поработаем со второй частью стихотворения. Прочитайте ее сначала про себя, при этом обращайте внимание на знаки препинания. -что вы заметили? (;) -значение знака точки с запятой вы можете посмотреть на странице 52. - давайте прочитаем вторую часть по цепочке до знака препинания. -ребята откройте страницу 53. Миша тоже читал вторую часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами: Темно и холодно. Тихо. Голодно. Страшно. Пусто. Тихо. --сейчас мы попробуем соотнести его строки со строками из стихотворения. Каким строкам соответствует первая Мишина строка? -вы согласны с Мишей? -теперь внимательно послушайте вторую часть, которую прочитаю я и постарайтесь представить себе то, что вы услышите. -какие картины вы нарисовали? -вы нарисовали только осенние картины? А какие? -как вы думаете зачем автор пишет об этом? (автор хочет, чтобы мы вспомнили то что было летом, до наступления осени) -ребята. А сейчас вы приоткрыли еще одну тайну. 3 тайна. Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето на лужке паслись коровы, а потом их не стало. -вначале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. -сколько тайн мы уже открыли? -а теперь послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Прочитаем его. -а вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? -о каких общих признаках осени говорят поэты? (о лесе, о поле, о тумане, о летней картине) -можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (нет) -складывается ли у вас общее впечатление о стихотворениях? -поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателе, т.е. до нас. Вот мы и открыли еще одну тайну. Чему учат нас поэты? 4 тайна. Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу.
Работа в микрогруппах. Творческое задание.
Сейчас, мы с вами попробуем поработать в микрогруппах.
1, 2 гр. Сочинить рассказ об осени в городе.
3, 4 гр. Сочинить рассказ об осени в деревне.
Отвечают на вопросы по содержанию
Отвечают на вопросы учителя
Приводят свои примеры
Слушают аудиозапись стихотворения.
Читают стихотворения; Анализируют стихотворение;
Повторяют слова и движения.
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся;
наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя);
анализируют, сравнивают, обобщают,
делают выводы, формируют собственную точку зрения,
отстаивают её с помощью текста;
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты.
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя;
учатся по результатам наблюдений делать выводы;
обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.
Учатся работать в различных позициях Читателя ;
формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
(Личностные УУД)
Формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
(Личностные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (Коммуникативные УУД);
Использовать речь для регуляции своего действия
(Коммуникативные УУД)
Формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД)
Строить сообщения в устной форме
(Познавательные УУД)
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
обосновывать своё мнение;
осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
(Личностные УУД)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
(Коммуникативные УУД)
Формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД)
Использовать речь для регуляции своего действия
(Коммуникативные УУД)
Формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД)
Строить сообщения в устной форме
(Познавательные УУД)
Чувство прекрастного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечственной художественной культурой
(Личностные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) 5 мин
V. Итог урока. Рефлексия
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -понравились ли вам стихотворения? -сколько нам открылось тайн? Как вы думаете почему они нам открылись?(мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями) -давайте вспомним еще раз эти тайны. -сегодня вы хорошо поработали. Д.з. с.54. выр.чит, по жел.учить наиз.
Учащиеся высказывают свои мысли,
формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы
Учащиеся высказывают свои мысли относитель-но и содержания своей работы на уроке, и за-крепления полученных знаний..
Учащиеся учатся интер-претировать содержание произведения. Учащиеся учатся опреде-лять и главную общеучеб-ную свою задачу, и задачу с точки зрения литератур-ного своего образования. Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).