Технологическая карта урока литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: закрепление изученного

Учитель: Дереза Г.В.

Класс: 2

Технологическая карта урока по литературному чтению


Тема урока

Образ осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и М.Ю.Лермонтова «Осень»

Цель

Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова ; провести сравнительный анализ поэтических произведений Пушкина и Лермонтов

Задачи

Образовательные: Учить наблюдать за «словом», развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: Развивать память внимание, речь учащихся. Формирование умений свободного высказывания своего мнения в устной форме. Формирование первоначальных умений проводить сравнительный анализ (оценивать, сравнивать героев произведений и их поступки). Обогащать словарный запас учащихся;

Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Планируемые результаты

Предметные: Формирование первичных исследовательских умений в работе с текстом.

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные - Познавательные

Основные понятия

Пахарь, пастух, точка зрения

Межпредметные связи

Русский язык.

Оборудование

Учебник литературного чтения 2 класс Н.А.Чураковой , слайд-презентация.

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I.Организация класса на работу





Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Садитесь. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте.
Слушают учителя,
Тихонько садятся за парты


2 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели.



Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

Ребята, скажите, а каких известных поэтов вы знаете?

Молодцы!

Сегодня мы будем читать и сравнивать два стихотворения, посвященные осени. Это стихотворения двух великих поэтов, вы угадали, это Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Сегодня на уроке, мы будем учиться передавать характер произведения, используя нужные интонации голоса; учиться понимать и видеть то, что хотели сказать авторы в своих произведениях.


С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.


С помощью учителя формулируют тему урока.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) 3 мин

III. Изучение нового материала



Задачи Зафиксировать новое содержание урока.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.




Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.


Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения;

первичные исследовательские умения при работе с текстом;

комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.















Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия;

развивать творческие способности.

  1. Биография Пушкина.
Скажите, что вы знаете о А.С.Пушкине? Пушкин Александр Сергеевич - русский поэт, драматург и прозаик, реформатор русского литературного языка. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Был не единственным ребенком в семье, у него была старшая сестра Ольга и младшего брата Льва Пушкина. Первые поэтические опыты Александра Пушкина относятся к раннему детству. В 1811 Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Лицейские годы - период интенсивного творческого развития Пушкина. Он создаёт ряд стихотворений. «Воспоминания в Царском Селе» (1814); «Городок», «К Лицинию», «Роза» (1815). Его талант в эти годы нащупывает собственный стиль, приметы которого особенно ощутимы в таких стихах, как «Сон», «Желание», «Друзьям» (1816) и др.
  1. Биография Лермонтова.

А что вы знаете о Михаиле Лермонтове?

Родился в Москве, но русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии.

Он обучается в Московском университетском благородном пансионе, позднее в Московском университете на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении романтической литературы. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где записывает свои стихи.

Первичное чтение. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

-давайте поработаем со стихотворение А.С.Пушкина.

Откроем учебники и найдем это стихотворение. Все нашли?

Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о сем это стихотворение? Сейчас мы прочитаем и проверим, подтвердились ли наши предположения.

Сейчас вы прослушаете это стихотворение и попробуйте ярко, образно представить ту картину.

Слушайте очень внимательно, следите за интонацией, паузами.

- Вам понравилось стихотворение? Чем? Что запомнилось больше всего?

От чьего лица ведется повествование?

Что вы представляли когда слушали это стихотворение? О чем вы думали?

Какие строчки произвели на вас особое впечатление? Почему?

Вторичное чтение. Аналитико - синтетическая работа с текстом.

Сейчас, не мешая друг другу, прочитайте стихотворение шёпотом. Во время чтения постарайтесь проследить за интонацией стихотворения и отметьте непонятные вам слова.

- Обращаю ваше внимание на имеющиеся в стихотворении вопросительные и восклицательные предложения. Их нужно прочитать с особым чувством.

Физминутка.

Литературоведческий анализ стихотворения.

Прочитаем его.

-о каком времени года рассказывает поэт? (об осени)

-найдите в тексте слова, указывающие о какой осени идет речь? (стоял ноябрь уж у двора)

-радует ли героя рассказчика поздняя осень? (нет. он называет ее скучная пора)

-найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? (лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась)

-поэт стремиться, чтобы мы не только увидели, но и услышали.

Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться (с печальным шумом)

-какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

-найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? ( гусей крикливых караван тянулся к югу)

-что это значит? что мы представляем? (птицы улетаю на юг)

-мы только видим это? (нет мы еще слышим крик гусей)

-как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно они покидают родину, прощаются с родными местами)

-в стихотворении у поэта есть свои тайны и мы с вами уже раскрыли первую тайну. 1 тайна. поэт хочет, чтобы мы не только видели картины, но и слышали ее звуки. -прочитайте первую строку стихотворения (уж небо осенью дышало) -как вы это представляете? (небо серое, затянутое тяжелыми облаками) -как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

- еще о каких признаках осени говорит поэт, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажались, караван гусей тянулся)

-этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

-как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы)

-вот мы с вами и раскрыли еще одну тайну поэта. 2 тайна. Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.

-как вы считаете первая часть - это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? (впечатления и наблюдения)

-это отдельные впечатления, или они складываются в целостную картину? (в целостную картину) -Где поэт ставит точку? (после всех наблюдений, а между ними запятые) -прочитайте про себя эту часть так, как будто вместо запятой стоят точки. -что-нибудь изменилось? -теперь вы понимаете, как надо читать эту часть стихотворения? -прочитайте ее так как задумал поэт! Молодцы. -давайте теперь поработаем со второй частью стихотворения. Прочитайте ее сначала про себя, при этом обращайте внимание на знаки препинания. -что вы заметили? (;) -значение знака точки с запятой вы можете посмотреть на странице 52. - давайте прочитаем вторую часть по цепочке до знака препинания. -ребята откройте страницу 53. Миша тоже читал вторую часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами: Темно и холодно. Тихо. Голодно. Страшно. Пусто. Тихо. --сейчас мы попробуем соотнести его строки со строками из стихотворения. Каким строкам соответствует первая Мишина строка? -вы согласны с Мишей? -теперь внимательно послушайте вторую часть, которую прочитаю я и постарайтесь представить себе то, что вы услышите. -какие картины вы нарисовали? -вы нарисовали только осенние картины? А какие? -как вы думаете зачем автор пишет об этом? (автор хочет, чтобы мы вспомнили то что было летом, до наступления осени) -ребята. А сейчас вы приоткрыли еще одну тайну. 3 тайна. Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето на лужке паслись коровы, а потом их не стало. -вначале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. -сколько тайн мы уже открыли? -а теперь послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Прочитаем его. -а вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? -о каких общих признаках осени говорят поэты? (о лесе, о поле, о тумане, о летней картине) -можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (нет) -складывается ли у вас общее впечатление о стихотворениях? -поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателе, т.е. до нас. Вот мы и открыли еще одну тайну. Чему учат нас поэты? 4 тайна. Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу.

Работа в микрогруппах. Творческое задание.

Сейчас, мы с вами попробуем поработать в микрогруппах.

1, 2 гр. Сочинить рассказ об осени в городе.

3, 4 гр. Сочинить рассказ об осени в деревне.

Отвечают на вопросы по содержанию

Отвечают на вопросы учителя

Приводят свои примеры





Слушают аудиозапись стихотворения.



Читают стихотворения; Анализируют стихотворение;


Повторяют слова и движения.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся;

наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя);

анализируют, сравнивают, обобщают,

делают выводы, формируют собственную точку зрения,

отстаивают её с помощью текста;















Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя;

учатся по результатам наблюдений делать выводы;

обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.



Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.



















Учатся работать в различных позициях Читателя ;

формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

(Личностные УУД)

Формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

(Личностные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (Коммуникативные УУД);


Использовать речь для регуляции своего действия

(Коммуникативные УУД)

Формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД)

Строить сообщения в устной форме

(Познавательные УУД)

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

обосновывать своё мнение;

осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

(Личностные УУД)

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

(Коммуникативные УУД)

Формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД)

Использовать речь для регуляции своего действия

(Коммуникативные УУД)

Формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД)

Строить сообщения в устной форме

(Познавательные УУД)





Чувство прекрастного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечственной художественной культурой

(Личностные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) 5 мин

V. Итог урока. Рефлексия


Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -понравились ли вам стихотворения? -сколько нам открылось тайн? Как вы думаете почему они нам открылись?(мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями) -давайте вспомним еще раз эти тайны. -сегодня вы хорошо поработали. Д.з. с.54. выр.чит, по жел.учить наиз.

Учащиеся высказывают свои мысли,

формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы

Учащиеся высказывают свои мысли относитель-но и содержания своей работы на уроке, и за-крепления полученных знаний..

Учащиеся учатся интер-претировать содержание произведения. Учащиеся учатся опреде-лять и главную общеучеб-ную свою задачу, и задачу с точки зрения литератур-ного своего образования. Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

© 2010-2022