Рабочие программы учебных предметов. Начальная школа XXI века (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Рабочая программа для 1 класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2015). Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2015. Общая характеристика учебного предмета Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования». Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной
  • деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития ифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
  • Духовное возвышение ребенка.
  • Действие, радость, увлечение школьника работой.
  • Живое общение с искусством.
  • Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
  • Опора на региональный компонент в обучении.
  • Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
  • Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
  • Раскрытие разных сторон жизни искусства.
  • Активное творчество самих детей.
Ценностные ориентиры содержания Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
  • воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
  • освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  • развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
  • развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;
  • понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, андшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
  • освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
  • формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
  • проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
  • использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
  • сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Регулятивные УУД
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • донести свою позицию до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться планировать работу в группе;
  • учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству Ученик должен: 1. Овладеть языком изобразительного искусства:
  • - понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
  • - понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски;
  • - знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
  • - знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
  • - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
  • - учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
  • - учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:
  • - рисунка;
  • - аппликации;
  • - техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
  • - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
  • - графика (иллюстрация);
  • - народные промыслы.
5. иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
  • - композиция, рисунок, цвет для живописи;
  • - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание программы Форма - 9 ч. Цвет - 7 ч. Композиция - 7 ч. Фантазия - 10 ч. Место предмета в учебном плане Согласно базисному учебному (образовательному) плану МБОУ «СОШ № 4» на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется в 1 классе 33 часа (1 час в неделю).







Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 «В» классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

план

факт

I четверть (9 часов)

Форма

1

Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы

1



Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.

Формирование мотивации к деятельности

2

Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.

1



Умение самостоятельно работать по образцу.

Освоение способов творческого и поискового характера

3

Вазы разной формы

1



Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.

Умение организовать рабочее место, работать красками.

4

Осенние листья различной формы

1



Смыслообразование, формирование целостного взгляда на мир,

Овладение навыками технического исполнения рисунка.

5

Первая буква моего имени

1



Формулирование познавательной цели, развитие эстетических чувств, доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.

6

Дом для любимого сказочного героя

1



Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.

7

Клоун, принцесса, богатырь

1



Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей деятельности.

8

Лепка животных

1



Умение работать самостоятельно.

Овладение элементарными практическими умениями в скульптуре.

9

Волшебный сосуд для волшебного цвета

1



Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.

II четверть (7 часов)

Цвет

10

Превращение контурного рисунка в осенний пейзаж

1



Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисовать с натуры овощи и фрукты

11

Зимний пейзаж

1



Правилам работы с акварелью.

Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

12

Весна- Красна на лугу

1



Правилам и технике выполнения орнамента.

Выделять элементы узора в народной вышивке.

13

Моё лето

1



Технике безопасности при работе с ножницами.

Технике выполнения аппликации.

Последовательно наклеивать элементы композиции.

14

Настроения в природе.

1



Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

15

Грозовая туча закрывает солнце (работа с цветом)

1



Элементарным правилам работы с гуашью.

Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

16

Волшебный цвет

1



Правилам работы с пластилином.

Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению.

III четверть (9 часов)

Композиция

17

Что такое композиция?

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

1



Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги

18

Аквариум

1



Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

19

Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок»

1



Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях

20

Снежинки на стекле

1



Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

21

Украшение тарелок

1



Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии.

22

Аппликация «Сказочный дворец»

1



Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии

23

Волшебная паутина

1



Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии

Фантазия

24

Сочинение сказки. Рисование серии сюжетных картинок к ней (групповая работа)

1



Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии




25

Шляпа для сказочного героя

1



Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

IV четверть (8 часов)

26

Узор для калейдоскопа

1



Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

27

Волшебного лист, который остался на дереве на зиму

1



Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

28

Сказочная рыба

1



Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

29

Цветы, в которые превратились песенки птиц

1



Особенностям работы с пластилином, правилам лепки.

Лепить птиц по памяти и представлению.


30

Волшебные камни во дворце Морского царя

1



Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.

31

Планета-яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа)

1



Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.

Рисовать с натуры разнообразные цветы.

32

Волшебная музыка ветра

1



Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.

Рисовать с натуры разнообразные цветы.

33

Итоговый урок.

Как я хочу провести летние каникулы

1



Технике безопасности при работе с ножницами.

Технике выполнения аппликации.

Составлять композицию, последовательно её выполнять.

10


© 2010-2022