- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы учебных предметов. Начальная школа XXI века (1 класс)
Рабочие программы учебных предметов. Начальная школа XXI века (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Раковчена С.С. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Рабочая программа для 1 класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2015). Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2015. Общая характеристика учебного предмета Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования». Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной
- деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
- Духовное возвышение ребенка.
- Действие, радость, увлечение школьника работой.
- Живое общение с искусством.
- Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
- Опора на региональный компонент в обучении.
- Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
- Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
- Раскрытие разных сторон жизни искусства.
- Активное творчество самих детей.
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
- воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
- активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
- развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
- развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, андшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
- формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
- проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
- использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
- сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- - понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- - понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски;
- - знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
- - знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
- - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий.
- - учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
- - учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
- - рисунка;
- - аппликации;
- - техники работы акварельными и гуашевыми красками.
- - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
- - графика (иллюстрация);
- - народные промыслы.
- - композиция, рисунок, цвет для живописи;
- - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 «В» классе
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Основные виды учебной деятельности
план
факт
I четверть (9 часов)
Форма
1
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы
1
Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.
Формирование мотивации к деятельности
2
Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.
1
Умение самостоятельно работать по образцу.
Освоение способов творческого и поискового характера
3
Вазы разной формы
1
Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.
Умение организовать рабочее место, работать красками.
4
Осенние листья различной формы
1
Смыслообразование, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.
5
Первая буква моего имени
1
Формулирование познавательной цели, развитие эстетических чувств, доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.
6
Дом для любимого сказочного героя
1
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.
7
Клоун, принцесса, богатырь
1
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей деятельности.
8
Лепка животных
1
Умение работать самостоятельно.
Овладение элементарными практическими умениями в скульптуре.
9
Волшебный сосуд для волшебного цвета
1
Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.
II четверть (7 часов)
Цвет
10
Превращение контурного рисунка в осенний пейзаж
1
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Рисовать с натуры овощи и фрукты
11
Зимний пейзаж
1
Правилам работы с акварелью.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
12
Весна- Красна на лугу
1
Правилам и технике выполнения орнамента.
Выделять элементы узора в народной вышивке.
13
Моё лето
1
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Последовательно наклеивать элементы композиции.
14
Настроения в природе.
1
Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
15
Грозовая туча закрывает солнце (работа с цветом)
1
Элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
16
Волшебный цвет
1
Правилам работы с пластилином.
Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению.
III четверть (9 часов)
Композиция
17
Что такое композиция?
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»
1
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги
18
Аквариум
1
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
19
Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок»
1
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях
20
Снежинки на стекле
1
Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
21
Украшение тарелок
1
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии.
22
Аппликация «Сказочный дворец»
1
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии
23
Волшебная паутина
1
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии
Фантазия
24
Сочинение сказки. Рисование серии сюжетных картинок к ней (групповая работа)
1
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии
25
Шляпа для сказочного героя
1
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.
IV четверть (8 часов)
26
Узор для калейдоскопа
1
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
27
Волшебного лист, который остался на дереве на зиму
1
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
28
Сказочная рыба
1
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
29
Цветы, в которые превратились песенки птиц
1
Особенностям работы с пластилином, правилам лепки.
Лепить птиц по памяти и представлению.
30
Волшебные камни во дворце Морского царя
1
Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.
31
Планета-яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа)
1
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
32
Волшебная музыка ветра
1
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
33
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы
1
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Составлять композицию, последовательно её выполнять.
10