Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Умение всегда найдет применение Цель: готовить детей к выбору будущей профессии;
Задачи: обеспечить необходимые условия для личностного развития учащихся; адаптация детей к жизни в обществе; развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении; развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников; помощь в профессиональном самоопределении школьников. Оборудование: мультимедийная презентация «Такие разные профессии», шаблоны презентаций по типам профессий, дерево профессий, схема анализа профессий, приложения. Ноутбуки, интерактивная доска, проектор. Ход занятия
  1. Орг. момент
Закончите предложения:
  1. Я всегда улыбаюсь, когда …
  2. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении…
  3. Больше всего я радуюсь, если …
  4. Больше всего я огорчаюсь, когда…
  5. Друзьям хорошо со мной, потому что …
Я надеюсь, что сегодняшний день мы проведем в хорошем настроении: будем радоваться, улыбаться друг другу, не будем огорчать одноклассников, учителей, наших гостей. Чтобы всем было хорошо с нами. Улыбнитесь! Начинаем наше занятие.
  1. Актуализация
Много есть профессий разных,
Выбрать что - не знаешь сразу.
В жизни много пригодится -
Стоит только научиться! - О чем будем говорить?
Ребята, мы продолжим знакомиться с увлекательным миром профессий. Профессий на свете много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя определенные умения: учить ли детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. В русском народе детей с раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Прочтите пословицы с доски и ответьте, что их объединяет?
  • За всякое дело берись умело.
  • Умение всегда найдёт применение.
  • Ученье - путь к уменью.
  • Уменье и труд все перетрут.
  • Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
( Они все об умениях людей) Тема нашего классного часа: «Умение всегда найдет применение». - Как вы думаете, почему народ придает такое большое значение умениям человека? - Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. Ведь только приобретая различные умения, можно понять, что у тебя получается хорошо. И тогда обычные умения могут стать любимой работой, т.е. помогут в выборе будущей профессии. 3. Понятие «профессия» и их классификация Учитель: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 1) Профессия - это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. Предмет труда моей профессии «учитель» - ребенок. С этим предметом надо что-то сделать. Так появляется цель труда - научить вас многому. Реализуется, т.е. достигается эта цель с помощью средств труда - уроки, тетради, таблицы и многое другое. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа - в теплом здании, с 21 учеником, с большой ответственностью за будущее своих учеников. В соответствии с этими четырьмя признаками, профессии делятся на определенные группы.
Сегодня вы познакомитесь с классификацией профессий по предмету труда, а помогут вам в этом мои помощницы-десятиклассницы: Оля, Катя, Лена, Кристина и Александра. Итак, по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов. Обратите внимание на свои эмблемы. Каждая из них обозначает определенный тип профессии, с которым вы сейчас познакомитесь.
Оля: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 2) Тип профессии «Человек - природа» (Приложение 1) Катя: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 3) Тип профессии «Человек - техника» (Приложение 2)
РАЗМИНКА: Я предложу вам необычные характеристики профессий, а вы назовете те, которые в большей степени соответствуют данной характеристике.
  • Самая зеленая профессия
  • Самая сладкая профессия
  • Самая денежная профессия
  • Самая детская профессия
  • Самая смешная профессия
  • Самая общительная профессия
  • Самая серьезная профессия
Лена: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 4) Тип профессии «Человек - человек» (Приложение 3) Кристина: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 5) Тип профессии «Человек - знаковая система» (Приложение 4)
РАЗМИНКА: Назовите как можно больше профессий на букву П. (пожарный, повар, плотник, почтальон, портной, печатник, печник, пилот, пахарь, программист, психолог, прокурор, парикмахер, переводчик, провизор, преподаватель, пекарь, прачка, портретист, прораб, пчеловод, педагог, психиатр, писатель, плиточник, пиар-менеджер, постановщик, паяльщик, птичница, пастух).
Александра: (Презентация «Такие разные профессии». Слайд 6) Тип профессии «Человек - художественный образ» (Приложение 5)
  1. Создание презентации
Сейчас вам предстоит очень ответственное дело: вы должны проанализировать выбранную профессию из вашего типа. Схема анализа профессии и характеристика типов профессий у каждой группы на столах. Собранную информацию необходимо представить в виде мультимедийной презентации. В этом вам помогут девочки.
  1. Защита профессий
- Пока собираю презентации, можно нарисовать эмблему, выбранной профессии. (Защита с места - 1 ученик) - Сочинить «хвалебную кричалку» о своей профессии. 6. Итог занятия Наше занятие подходит к концу. Мы познакомились с типами профессий, научились определять цели и предмет труда, требования различных профессий к человеку. Попробовали составлять презентации, работать в группах.

Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя!
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна!

А закончить я хочу сочинением Сербиной Ярославны. (Приложение 6) Дерево профессий Перед вами дерево профессий 4 а класса. Подумайте, какую бы профессию вы выбрали для себя? Напишите название этой профессии на яблоках определенного цвета. - Если занятие понравилось и принесло вам пользу - на красном, - Если вы остались равнодушны - на желтом, - Если вам не понравилось, и вы раздражены - на зеленом. Приклейте плоды на дерево. (Предложить выразить свое отношение гостям) (Вывод по состоянию детей) - Почему в корнях дерева расположились понятия «Желания, знания, умения »? Вывод: Если вы хотите овладеть определенной профессией, для этого нужно учиться, т.е. получать знания и развивать умения в данной области труда. А с выбором профессий можете ознакомиться после урока. - Всем спасибо. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Тип профессии: «Человек - знаковая система»

Предмет труда типа «человек - знаковая система» - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономисты, корректоры, физики, кассиры, бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ , инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера к дисплею.
Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек - знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.
Для людей, склонных к профессиям типа «человек-знаковая система», характерны следующие черты:
- Умение работать с числами.
- Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию.
- Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт.
- Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде).
- Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой.
- Чтение научно-популярной и другой литературы.
- Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем.
- Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы.
- Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию.
- Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов.
- Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).

  1. Тип профессии: «Человек - природа»

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист).

Для них характерен общий предмет труда: животные, растения, почва и воздушная среда, т.е. природа.

Представители этого типа профессий могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь лесов, водоёмов, парков… Профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность - умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться.
Для людей, которым подходят профессии типа «человек-природа», характерны следующие черты:
- Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям.
- Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках природоведения, а в дальнейшем биологии, экологии, астрономии, химии.
- Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи).
- Интерес к исследовательской работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой.
- Участие в природоохранной деятельности.

  1. Тип профессии: «Человек - техника»

Предмет труда этой группы - техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.

В работе представителей профессий «человек-техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда - от гигантского экскаватора до тончайшего микроскальпеля. Значит, профессии типа «человек-техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей координации, ловкости движений, а в некоторых случаях - физической силы и выносливости.

Для людей, склонных к профессиям типа «человек-техника», характерны следующие черты:
- Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики).
- Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры).
- Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам.
- Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель).
- Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.

  1. Тип профессии: «Человек - художественный образ»

Предмет труда данного типа профессии - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность.

Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дизайнеры, декораторы, журналисты, вокалисты, дирижёры, искусствоведы, кинорежиссёры, композиторы и др.

Представители профессий этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью - способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью - умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью - способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо уметь не расстраиваться по любому поводу.
В профессиях типа «человек-художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и другие).

Для людей, которым подходят профессии типа «человек-художественный образ», характерны следующие черты:
- Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей.
- Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежды и т. д.).
- Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте).
- Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным углом зрения.
- Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры.
- Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актёрского мастерства, лепки и т. п.).

  1. Тип профессии: «Человек - человек»

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание людей (бытовое, торговое, медицинское). Это учителя, врачи, журналисты, следователи, адвокаты, библиотекари, экскурсоводы, переводчики, продавцы.

Люди, занятые в профессиях типа «человек-человек», видят мир как систему человеческих отношений. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Людям этого типа нужно уметь легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми, необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства, быть тактичным.

Для людей, которым подходят профессии типа «человек человек», характерны следующие черты:
- Потребность в общении.
- Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми.
- Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми.
- Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей.
- Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему.
- Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость.
- Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения.
- Умение улаживать разногласия между людьми.
- Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела.

  1. Сочинение ученицы 4 класса Сербиной Ярославны на тему

«Умение везде найдет применение»

Моя будущая профессия будет дарить людям радость и красоту. Все потому, что я решила стать парикмахером-стилистом.

Когда я освою эту замечательную профессию, то стану делать людям модные стрижки и стильные прически, чтобы они хорошо выглядели. Научусь создавать сложные вечерние и свадебные прически для женщин и девушек. Хочу стать настолько умелым мастером, чтобы безошибочно определять, какая прическа идет человеку.

Я хочу уметь все, что делает парикмахер-стилист: аккуратно стричь, завивать и выпрямлять волосы, наращивать локоны, красить волосы в разные цвета, делать мелирование, стильную укладку! Вообще, чтобы перечислить все умения стилиста, не хватит и страницы. К тому же он должен бережно обращаться с волосами людей, которые сидят в парикмахерском кресле. Чтобы не «пережечь» их во время завивки, например. Все это целое искусство!

Хороший парикмахер способен сделать самого невзрачного клиента таким привлекательным, что его трудно будет узнать. А может, человек просто хочет обновить свою внешность, стать более современным, изменить имидж. Или клиент стилиста - это «звезда», которая выступает на сцене и должна всегда удивлять зрителей своими великолепными прическами. И перед стилистом-парикмахером стоит сложная задача подсказать клиенту лучший вариант прически, смоделировать ее и качественно выполнить, ни в коем случае не испортив внешность человека.

Я думаю, что где бы я не жила, моя будущая профессия будет востребована и это значит, что мои полученные умения всегда и везде найдут применение. Мой выбор профессии - это парикмахер, потому что я хочу иметь творческую работу и создавать своими руками красоту. А еще делать людей вокруг красивее и увереннее в себе.

Схема анализа профессий


1. Тип профессии:

  • «Человек - человек»

  • «Человек - природа»

  • «Человек - художественный образ

  • «Человек - техника»

  • «Человек - знаковая система»

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение Внеклассное занятие Умение везде найдет применение Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение Внеклассное занятие Умение везде найдет применение


3. Предмет труда:

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

  • Человек

  • Информация

  • Финансы

  • Техника

  • Искусство

  • Животные и растения

  • Изделия и продукты

  • Природные ресурсы


2. Цели труда:

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

  • Оценивать, проверять

  • Исследовать что-либо, делать открытия

  • Перевозить, перемещать людей, грузы

  • Изготавливать какие-нибудь предметы

  • Учить, воспитывать, консультировать

  • Создавать произведения искусства

  • Руководить людьми

  • Обслуживать кого-либо или что-либо


4. Требования профессии к человеку:



  • личные качестваВнеклассное занятие Умение везде найдет применение

  • черты характера

  • способности



ЭМБЛЕМЫ

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

Внеклассное занятие Умение везде найдет применение

9


© 2010-2022