Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Творческая разработка урока

Системно-деятельностный подход на уроке

русского языка

«Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме.

Е и О - беглые гласные»

УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс

Выполнила: Березина М.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 31»

Новокузнецк, 2015 Оглавление 1. Введение………………….……………………………………………………………...…......3 2. Основное содержание…………………………………………………………..………...…..5 3. Заключение…………………………………………………………………...………...……..12 4. Список литературы………………………………………………………………..…...….....13 5. Приложение……………………………………………………………………………...…...14






























  1. Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся [7, с. 4]. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя [6, с. 2]. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка для 3 - го класса, УМК «Перспективная начальная школа», по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.



















2. Проект урока русского языка (УМК «УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: Образовательная:
  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.
Развивающие:
  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
Воспитательная:
  1. Воспитывать интерес к русскому языку.
Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.

Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний и фиксация затруднений 1. Создание проблемной ситуация - На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. - Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор: Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к. (по ходу выполнения задания выделяем корень) - В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе) - На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный») - Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый - это тот, кто совершил побег, убежал откуда-либо) - Встречается ли это понятие в русском языке? (да) - Когда? (когда мы говорим о беглом гласном) - Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (о и е) - Почему их называют беглыми? (чередуются с нулевым звуком) - Где встречались нам беглые гласные? (в корне слов) - Проверяем, какие буквы вставили. (Учащиеся по цепочке называют, что у них получилось. На доске отмечаются все получившиеся варианты). - С какой проблемой мы столкнулись? (у нас получились в некоторых словах разные варианты написания, и мы не знаем у кого правильно) - Какие слова вызвали затруднения? (замоче/ик, ключи/ек) - Почему? (не знаем правило) - Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких? (в суффиксе)

2. Формулирование темы и постановка цели урока - Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О - беглые гласные). - Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова. ( - Чаще всего орфограмма «беглый гласный» появляется не в корнях, а в суффиксах существительных, - сказала Анишит Йокоповна) - Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова суффиксом -ек, -ик, научиться писать слова с суффиксами -ек, -ик) III. Открытие нового знания - Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание. 1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа - Сейчас вы будете работать в группах. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: 1) Умейте слышать и слушать. 2) Умейте спорить, но не ссориться. 3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы. 4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности. (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Карточка № 1 1 уровень - Спишите, выделите суффиксы и сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек. Есть карандашик - нет карандашика Есть кирпичик - нет кирпичика Есть клубочек - нет клубочка Есть горошек - нет горошка. Вывод: Мы сравнили пару слов………….. Заметили…………………………… Сравнили другую пару…………… Заметили…………………………..
Карточка № 2 2 уровень - Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.
шалашик (нет) сыночка котик (нет) пенёчка сыночек (нет) котика пенёчек (нет) шалашика Вывод: Мы соединили пару слов и заметили………… Соединили другую пару слов и заметили………
Карточка № 3 3 уровень - Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек. ключик - нет….. кораблик -……… звоночек -………. кармашек-……….. Вывод: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ……… И заметили, что ……………………. Потом мы изменили форму других слов. Например, ………….. И заметили, что…………………….
Выводы, которые ученики сделали на уроке: 1 группа: - Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек, а во втором слове мы его не увидели. В разговор вмешалась вторая группа. - А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс - ик во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек, а во втором слове его нет, он исчез, пропал. 1 группа: - Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс - ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса - ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е. 3 группа: - Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс - ик. - Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс - ек. 2 группа: - Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод. 2. Составление алгоритма - Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий. - Давайте вместе его составим. - Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг. Измени форму слова.


II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да Нет
Пиши - ек , - ок Пиши - ик Физкультминутка
IV. Первичное воспроизведение новых знаний Индивидуальная работа по вариантам. - А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам. - Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на -ек. - Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов. - Рядом со словами напишите проверочные слова.
Шиповничек - шиповничка Кустарничек - кустарничка Ельничек - ельничка Грибочек - грибочка Цветочек - цветочка Листочек - листочка Орешек - орешка Горошек - горошка Щеночек - щеночка Телёночек - телёночка Козлёночек - козлёночка Цыплёночек - цыплёночка Ягнёночек - ягнёночка Поросёночек - поросёночка Котёночек - котёночка Утёночек - утёночка
- Давайте проверим работу. - Назовите слова, которые вы выписали? - Какой способ проверки вы использовали? (мы использовали форму Р.п., ед.ч) - А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока. замоч(е/и)к ключ(е/и)к - Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет. - В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом - нет. - Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.) Замочек - замочка Ключик - ключика. - Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове замочек) - Где он остался на месте? (в слове ключик гласный звук остался) - В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове замочек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе») - Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:-ек и -ик) Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов -ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (ключИк)!) - А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.
V. Первичное закрепление с комментированием Работа в парах по учебнику. - Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133. - Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре: 1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени. 2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3. Внимательно слушаем. 4. Чётко высказываем своё мнение. 5. Уважаем мнение собеседника. - Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек. (Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант). Проверка работ. Сравнение работы с эталоном. - Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек? (Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек). VI. Контроль - Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

+

Песоч..к

+

Диванч..к

+

Кружоч..к

+

Лап..ть

+

Ключ..к

+

Камеш..к

+

Ножич..к

+

Ребён..к

+

Зайч..к

+
Взаимопроверка. Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.
VII. Рефлексия - Какую цель вы перед собой ставили? (узнать правило правописания суффиксов -ик, -ек) - Удалось ли достичь цели? (да) - Кто из вас смог сам открыть новое знание? - Кто встретил трудности? В чем? Почему? - Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три. 1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы. 2. Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я все понял, могу объяснить другим. - Учащиеся оценивают себя.
VIII. Итог урока -Доскажите слова по алгоритму: - Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши... - Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …
IX. Домашнее задание

  • Упражнение в рабочей тетради № 78 с. 72 - 73.
  • Задание дополнительное: составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик.


































3. Заключение В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» УМК «Перспективная начальная школа». На моем уроке обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельности, сами фиксировали разрыв знаний, сами формулировали учебную задачу и искали способ написания суффиксов - ик, - ек. Этапы урока взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал урока соответствовал принцип научности, доступности и был посилен для третьеклассников. Выполняемые работы в группах способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т. к. дети сами делали выводы, анализировали ситуации. Интенсивность урока была оптимальной, с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся третьего класса. В групповой и парной работе ребята учились договариваться, принимать решение, представлять результат. Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» в 3-ем классе по теме: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.
  • Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.
  • Познавательные - общеучебные, информационные.
  • Коммуникативные - инициативное сотрудничество.
















4. Список литературы
  1. Абрамова М.Г. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Методическое пособие. / М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская - 5-е изд., доп. - М.: Академкнига / Учебник , 2012. - 304с.
  2. Байкова Т.А. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2 / Т.А.Байкова; под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига / Учебник, 2012. - 96с.: ил.
  3. Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012 - Ч. 2: 192с.: ил.
  4. Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012 - Ч. 3: 192с.: ил.
  5. Урок в современной начальной школе [Текст]: лучшие педагогические практики: пособие для учителя / под ред. Т.О. Автайкиной. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. - 45с.- (Мастер-класс)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 41с.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
















5. Приложение Карточка №1 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-. Есть арбузик - нет арбузика Есть бантик - нет бантика Есть барашек - нет барашка Есть горошек - нет горошка.
Карточка № 2 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Карточка № 3 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек- ключик - кораблик - замочек - сыночек-

Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)

Урок по русскому языку на тему Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные (3 класс)
© 2010-2022