Предмет: познание мира Тема: «По дороге с облаками» («Облака, осадки») 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 3 «Г» классе

Учитель: Герасимова О. Ю.

Предмет: познание мира

Тема: «По дороге с облаками» («Облака, осадки»)

Цели: обеспечить усвоение знаний об образовании и идах облаков и осадков, их влиянии на природу и жизнь человека; развивать навыки наблюдения, умения выделять причинно-следственные связи; воспитывать интерес к изучению природы через восприятие произведений художественного и изобразительного искусства.

Методические приемы: беседа, проблемные вопросы, демонстрация, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Вид: путешествие

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ПК, флипчарт к уроку, для опыта с банкой: банка 3-х литровая, жестяная крышка, лед, горячая вода; вата или перышки птичьи, карточки с КОЗ для работы в группах, технологическая карта урока для каждого ученика, атрибуты для инсценирования сказки: снег, иней, град, изморозь, роса, дождь (условные обозначения), облака кучевые, перистые, слоистые, царица Атмосфера; видео клип «Такие разные облака», отрывок из м/ф «По дороге с облаками».

План урока.

  1. Орг. момент.

  2. Разно уровневая проверка выполнения дом. задания - проверка готовности к путешествию.

  3. Эмоциональный настрой на урок - просмотр отрывка из м/ф «По дороге с облаками». Цитата урока.

  4. Мотивационная рефлексия содержания знаний «Копилка знаний»

  5. Работа над новой темой «Облака»:

    1. Гипотеза - предположение о способах образования облаков;

    2. Опыт с банкой «Образование облаков»;

    3. Вывод.

    4. Заполнение таблицы «Виды облаков». Инсценирование сказки

6. Новые знания. Проблемный вопрос (опыт с перышком, с ватой) + Физминутка

«Удержи облачко» под музыку .

7. Закрепление знаний по теме «Облака»:

  1. Работа в группе: 1, 3 группы - работают с литературными отрывками;

2, 4 группы - работают с репродукциями художников.

  1. Защита ответов - спикеры.

8. Закрепление знаний по теме «Осадки»:

а) работа в группах - вставить в стихотворение слова по смыслу.

10. Проверочная работа по теме урока. КОЗ.

Работа в группах.

а) работа над КОЗ;

в) проверка по модельному ответу;

г) защита ответа - спикеры.

11. Рефлексия урока. Синквейн «Облака», «Осадки».

12. Итог урока возвращение из путешествия. Песня «По дороге с облаками» - отрывок м/ф

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Агент: - Добрый день! Вас приветствует туристическое агентство «Лавка знаний». Только сегодня и только сейчас мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в заоблачные дали. Наше агентство предлагает вам суперинтересный маршрут: вы побываете в царстве облаков, увидите рождение облаков, узнаете, как они живут. В пути вас ждут трудности и опасности, и если вы с ними справитесь, то найдете самый настоящий клад. А вы знаете, что такое «клад»? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно такой клад и будет наградой за все испытания. Согласны отправиться в путешествие?

  1. Разно уровневая проверка выполнения дом. задания.

Индивидуальная работа. - «Заполнение путевки».

- Тогда заполните путевки.

а) Проверка по темам: «Тела. Вещества», «Явления природы», «Воздух. Погода»

б) Оперативный контроль. Отчет о готовности - «оплата путевки».

- Итак, мы отправляемся в путь!

  1. Эмоциональный настрой на урок - просмотр отрывка из м/ф «По дороге с облаками».

- Откройте карту нашего путешествия. Не забудьте в дороге наш девиз: «Сам не отставай и товарищу помогай»

  1. Мотивационная рефлексия содержания знаний «Чемодан знаний»

- Чемоданы собраны. Давайте проверим, знания, которые возьмем с собой и оценим их с помощью упражнения «пометки на полях». Озвучивание результатов работы.

Сообщают по желанию.

  1. Работа над новой темой «Облака»:

    1. Выдвижение гипотезы - предположения о способах образования облаков;

Облака, облака, пышные, белые,

Расскажите, облака, из чего вас делали?

Может вас, облака, делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть из ваты?

Может быть из белой из бумаги мятой?

б) Опыт с банкой «Делаем облако»:

Нальем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положим на противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Предмет: познание мира Тема: «По дороге с облаками» («Облака, осадки») 3 класс

в) Вывод.

- Этот опыт показывает , что облака образуются при охлаждении теплого воздуха. Поднимаясь вверх от поверхности Земли, воздух охлаждается, отдает лишнюю влагу, при этом образуются мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака.

г) Инсценирование сказки «Спор облаков». Работа с таблицей «Виды облаков», задание: подписать вид облаков в первом столбце.

- Облака живут своей интересной жизнью, давайте, посмотрим сказку и по ходу будем работать с таблицей в карте путешествия.

Автор:

- Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата - Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. (в таблице найти виды облаков - пометки)

Кучевые:

- "Мы красивее всех, мы выше всех! - закричали Кучевые облака.- Мы появляемся на высоте 2-10 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы красивее всех! Напоминаем «кучи ваты» или «огромные горы», и бываем причудливой формы. Мы дождем не богаты. Мы - предвестники хорошей погоды. (в таблице - пометки: 2-10 км, «кучи ваты», «огромные горы», причудливой формы, слабый дождь, хорошая погода)

Перистые:

- "Нет, - закричали Перистые облака. - Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем волокна, перья". (в таблице - пометки: 10-12 км, похожи на белые волокна или перья, пропускают солнечные лучи - не дают осадков)

Слоистые:

- "Зато мы можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно. Мы самые богатые, все у нас есть: затяжные дожди, морось, а зимой - снег и ледяные иглы. (в таблице - пометки: менее 2 км, большие слои, плотные - дожди, морось, снег, ледяные иглы )

Автор:

- Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам

Царица Атмосфера:

- Разнести облака в разные стороны!

Автор:

- С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе!

Виды облаков

«Характер» -

плотность, осадки

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

3 Перистые

_________

Пропускают солнечные лучи - не дают осадков

Похожи на белые волокна или перья

10-12 км

В течение всего года

2

Кучевые

__________

Слабый дождь, предвестники хорошей погоды.

Белые «кучи ваты»,

«огромные горы», причудливой формы.

2-10 км

С весны по осень

1

Слоистые

_________

Плотные, дожди, изморось, зимой - снег и ледяные иглы.

Большие слои с оттенком

Менее 2 км

В течение всего года

6. Новые знания. Демонстрация движения облаков. Проблемный вопрос (опыт с перышком, с ватой) + Физминутка

«Удержи облачко» под музыку.

- Как вы думаете, почему облака не падают на землю?

(Опыт с перышком, ватой.) Легкие, их подхватывает ветер и восходящие потоки воздуха.

7. Закрепление знаний по теме «Облака»:

  1. Работа в группе: 1, 3 группы - работают с литературными отрывками;

- Ребята, перед вами описание облаков в произведениях классиков русской литературы. Определите формы облаков.


1 гр. На ИД - «скрытый текст» А.С. Пушкин

Ты небо недавно кругом облегала

И молния грозно тебя обвивала.

И ты издавало таинственный гром

И алчную землю поила дождем. ( кучевые - дождевые)

С.В. Михалков

Облака,

Облака -

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Легкие,

Воздушные -

Ветру послушные.

( кучевые)

3 гр.

Н.В. Гоголь

По небу по голубо - темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака.

( перистые)

М.М. Пришвин

В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами…

( слоистые - дождевые)

д) Защита ответов - спикеры.

2, 4 группы - работают с репродукциями художников.

- А теперь попробуем отличить друг от друга облака. Перед вами картины художников. Ваша задача, определить, какие облака изображены на картине.

(Проверяют по таблице)

2 гр. На ИД - «скрытый текст»

1 - Левитан Исаак Ильич - кучевые

2. Ван Гог - слоистые

4 гр.

3. Айвазовский - слоистые

4. Джон Констебл- перистые

  1. Защита ответов - спикеры.

8. Проверочная работа по теме урока. КОЗ.

Работа в группах.

а) работа над КОЗ;

1 КОЗ

Стимул:

Ваш друг рассказывает вам о своем путешествии во время каникул.

«… Я двигался по открытой местности, было очень жарко и хотелось пить. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Я радостно закричал: "Наконец-то дождь!" Вскоре я услышал шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на Землю. Я был очень удивлен.

Задачная формулировка:

Поверите ли вы своему другу? Где это могло произойти и почему?

Модельный ответ:

(Такое наблюдается в пустыне. Земля сильно нагревается, а от Земли нагревается воздух, поэтому капли воды испаряются в расплавленном воздухе, не достигнув земли)

2 КОЗ

Стимул:

Вам снится сон.

О том, что ваш корабль потерпел крушение, и вы оказались на необитаемом острове. Вам пришлось провести на нем целый год в ожидании спасения. Вы были очень удивлены тем, что на этом острове никогда не было этого вида осадков. Вам стало очень жаль детей этого острова.

Задачная формулировка:

Может ли такой остров существовать наяву, а не во сне? Каких осадков никогда не видели жители этого острова? Почему? Почему вам стало жаль детей острова?

Модельный ответ: показывают на глобусе

(Этот остров находится на экваторе, где круглый год лето и зимы не бывает. Жалко детей - они никогда не играли в снежки, не лепили снежную бабу, не катались на коньках, лыжах и санках)

в) проверка по модельному ответу;

г) защита ответа - спикеры.

КОЗ 3

Стимул:

С просьбой о помощи к нам обратился метеорологический центр г. Костаная:

«Ребята, у нас вышла из строя аппаратура, определяющая погоду. Помогите!

Определите, к какой погоде ясной или пасмурной они относятся, обозначьте «+» - ясную погоду, « - » - пасмурную погоду».

Задачная формулировка:

Определите, к какой погоде ясной или пасмурной они относятся, обозначьте «+» - ясную погоду, « - » - пасмурную погоду Наш совет: облака и атмосферные осадки могут предсказывать погоду

Информация:

- На горизонте появились облака в виде белых волокон и заволокли все небо.

+ Развитие кучевой облачности после восхода солнца.

Модельный ответ: -, +

КОЗ 4

Стимул:

С просьбой о помощи к нам обратился метеорологический центр г. Костаная:

«Ребята, у нас вышла из строя аппаратура, определяющая погоду. Помогите!

Наш совет: облака и атмосферные осадки могут предсказывать погоду»

Задачная формулировка:

Определите, к какой погоде ясной или пасмурной они относятся, обозначьте «+» - ясную погоду, « - » - пасмурную погоду

Информация:

+ Утром ясно, днем кучевые облака, что же будет вечером?

- Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются.

Модельный ответ: +, -

9. Рефлексия «Пантомима» - изобразите вместе группой позой, движениями, какому виду облаков соответствует ваше впечатление от путешествия: кучевые, перистые, слоистые.

Кучевые - работали вместе, помогали, хорошее настроение, светлое.

Слоистые - работали вместе, дружно, но было очень трудно и хочется плакать проливным дождем.

Перистые - с заданиями справились, но не могли работать вместе, каждый сам за себя, не помогали. Настроение не очень хорошее.

Спикеры объясняют.

10. Итог урока возвращение из путешествия.

Агент:

И снова с вами туристическое агентство «Лавка знаний» мы рады вашему возвращению домой. Поздравляем вас, вам удалось отыскать клад, который гораздо ценнее золота и денег.

Что же это? - «знания, дружба, друзья»

Песня «По дороге с облаками» - отрывок м/ф



© 2010-2022