- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 2 класс. Люблю природу русскую. Зима. Обобщение
Урок литературного чтения 2 класс. Люблю природу русскую. Зима. Обобщение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Починок В.Н. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока литературного чтения во 2 «А» классе
Учитель Починок Вера Николаевна
МБОУ «СОШ № 33» г. Симферополь Дата проведения: Тема: Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Зима» Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Люблю природу русскую. Зима» Задачи:
- Обучающие: - знать содержание произведения, уметь определять и находить в тексте средства выразительности, применяемые автором;
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
- работа с выделение проблемы от заданного действия;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (физ.минутки)
- У нас с вами сейчас урок литературного чтения. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок с помощью выражения своего лица. - Я вижу есть радостные лица, но есть и испуганные глаза. Видимо это от того, что вокруг много гостей. - Давайте выполним упражнение «Выливание из кувшинчика» - глубоко вздохнем, наклоним голову вниз и мысленно выльем из себя страз, тревогу, все отрицательные эмоции. - Садитесь, подвиньте стульчик поближе, спинка прямая, руки перед собой. Стараемся весь урок следить за своей осанкой. Дети выполняют упражнение. 2. Целевой этап (5 мин.) - Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса. - Постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении» учителя.
- К нам пришло письмо. Отгадайте, ребята, от кого? - К нам пришло Письмо одно, Было странное Оно. Вместо марок - Три снежинки, А конверт - Из чистой Льдинки, А письмо не на листке, А на беленьком Снежке: - Скоро, скоро К вам примчу, На метелях Прилечу, Запляшу И закружу Снегом землю Наряжу, И деревья. И дома... - И подписано... (Зима). - Зима предлагает нам окунуться в атмосферу зимней сказки и послушать в исполнении ребят небольшой рассказ Григория Скребицкого «Зима» под музыку П.И.Чайковского «Времена года. На тройке». Показ слайдов сопровождается чтением учителя произведения Г. Скребицкого «Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка» « Побелели поля и пригорки.(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.(9-й слайд)
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд) - Ребята, как вы думаете, почему именно сегодня зима заглянула к нам на урок? - Какой раздел литературного чтения мы закончили изучать? - Какие учебные задачи поставим перед собой на урок? - За каждый правильный ответ вы сегодня будете получать снежинку, а в конце урока их посчитаем и оценим работу на уроке.
Дети отгадывают загадку.
Подготовленная группа детей наизусть читает произведение под сопровождение презентации.
Предполагаемый ответ: Потому что сейчас на улице время года - зима. Предполагаемый ответ: Мы закончили изучать раздел «Люблю природу русскую. Зима» Предполагаемый ответ: обобщить знания по разделу; повторить изученные произведения; развивать беглое выразительное чтение. 3. Практический этап урока (25 мин.) Работа по содержанию раздела -Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов и писателей на творчество. Мы с вами при изучении раздела «Люблю природу русскую. Зима» познакомились с разными поэтами и писателями, с их произведениями. Давайте их повторим. 1. - Обратите внимание на доску. Вам необходимо узнать поэта или писателя, а также вспомнить какое его произведение о зиме мы изучали. И. Бунин Светло-пушистая снежинка белая… Зимним холодом пахнуло… Чародейкою Зимою… Я.Аким Дело было в январе… Улицей гуляет дедушка Мороз… Утром кот принес на лапках… К.Бальмонт Поет зима - аукает… Светло-пушистая снежинка белая… Зимним холодом пахнуло… С.Есенин Чародейкою Зимою… Поет зима - аукает… Белая береза. Ф. Тютчев Дело было в январе… Чародейкою Зимою… Светло-пушистая снежинка белая… А.Барто Улицей гуляет дедушка Мороз… Утром кот принес на лапках… Дело было в январе… С. Дрожжин Улицей гуляет дедушка Мороз… Поет зима - аукает… Зимним холодом пахнуло… 2. - Для того, чтобы наиболее точно и ярко передать красоту окружающей природы поэты в своих стихотворениях используют разнообразные средства выразительности. - Какие средства выразительности вы уже знаете? - Я буду читать определение, а вы постарайтесь угадать, о каком средстве выразительности идет речь. - Присвоение свойств одушевленных предметов неодушевленным. Очень часто используется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами - … - Употребление слов в переносном смысле - … - Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность… - Давайте закрепим ваши знания о средствах выразительности с помощью следующего задания. Перед вами лежат листочки с текстами. Необходимо сначала прочитать жужжащим чтением, а потом попробовать определить средство выразительности, которое применил автор. Любовь Воронкова Стихи о морозе
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, Дедушка Мороз!
Физминутка
- О ком говорилось в стихотворении Любови Воронковой?
- У нас на уроке тоже присутствует один веселый Дед Мороз, который приглашает нас на физминутку.
3) - Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он - мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами прихлопывать, ногами притопывать и приговаривать « Ай да мороз»!
- Как называется сказка, в которой «топор лучше шубы греет».
- Я предлагаю поиграть в литературную игру «Сугроб мудрости». На каждой снежинке вопросы. Желающий выходит, срывает записку и отвечает на вопрос.
- Назови автора сказки.
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец?
- Куда едет крестьянин?
- Как одет крестьянин?
- Как одет купец?
- Как Мороз Красный нос заморозил купца?
- Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
- Зачем он так сделал?
- Что, по мнению старшего брата, Мороза - Синего носа, лучше шубы греет? Выражают ли эти слова основную мысль сказки?
- Можно ли пословицу «Зима лодыря морозит» соотнести со смыслом сказки? Почему ты так думаешь?
- Молодцы! Хорошо знаете содержание сказки «Два Мороза».
4)А теперь давайте немного отдохнем и попробуем отгадать загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
- Скажите, с каким произведением о елочке мы с вами познакомились?
- Кто автор этого произведения?
- Назовите жанр произведения?
- Чем отличается быль от сказки?
- Какое творческое задание вы выполняли после прочтения этого произведения?
- Давайте расположим ваши рисунки в хронологическом порядке.
- Как вы думаете, почему нельзя рубить елки в лесу?
5) - Мы с вами сегодня на уроке отгадывали загадку про елочку, а теперь давайте попробуем составить загадку про елочку.
- Расставьте слова в правильном порядке и получится загадка:
Она, таится, год, целый
и, темноте, тесноте, в
Новый, на, год, чтоб, явиться
в, волшебной, к, нам, красоте.
- О какой елочке идет речь? Почему вы так решили?
Дети соотносят название произведения с его автором.
Предполагаемый ответ: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
Дети соотносят определение выразительного средства с его названием.
Предполагаемый ответ: Наши окна кистью белой - метафора Дед Мороз разрисовал- олицетворение
Дети выполняют танцевальные движения под музыку.
Дети выходят к доске, берут снежинку и отвечают на вопросы.
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают на вопросы.
Дети подготовили рисунки, на которых отражены эпизоды произведения. Дети располагают рисунки в хронологическом порядке.
Дети составляют загадку:
(Целый год она таится
В темноте и тесноте,
Чтоб на Новый год явиться
К нам в волшебной красоте).
4.Контрольно-оценочный (2 мин.) Выставление отметок. - Посчитайте снежинки. Ребята, кто собрал 3-4 снежинки получает «4». Кто более тот «5», а остальным нужно подтянуться. Ребята оценивают свою работу на уроке. 5. Этап подведения итогов урока. (2 мин.)
- Подошел к концу наш урок. Надо подвести итог урока. - Над каким разделом литературного чтения мы работали на этом уроке? - Какие учебные задачи поставили перед собой на урок? - Что нам помогло решить поставленные задачи?
6. Рефлексия (7 мин.)
- Также необходимо каждому из вас подвести итог своей работе на уроке. Выберите любое предложение со слайда и продолжите его. - Сегодня я повторил… - Было интересно… - Было трудно… - Теперь я могу… - Я научился… - Мне захотелось… - За что бы вы себя похвалили?
7. Домашнее задание (2 мин.)
- Подобрать стихотворение о зиме, подготовиться к его выразительному чтению. Повышенный уровень: Нарисовать иллюстрацию к выбранному произведению.