Планирование программы Мы -дети природы для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Сведения об образовательной программе, на основе которой составлена рабочая программа 3 Б класса.

Рабочая программа по краеведению для 3 Б класса составлена в соответствии с программой интегрированного курса краеведения Т.К. Орловой «Мы - дети природы», на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебного плана.
  1. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа 3 Б, в том числе для прохождения практической и контрольной части

На реализацию рабочей программы по краеведению в 3 Б классе предусмотрено 34 часов (1 час в неделю). Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и стартовым возможностям обучающихся 3 Б класса, поэтому в программу не внесено изменений. В соответствии с содержанием образовательной программы Т.К. Орловой «Мы - дети природы», часы на прохождение рабочей программы в 3 Б классе распределены следующим образом:

№ п/п

Раздел

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Природа Югорского края.

14 часов

3 часа


2.

Подземная кладовая Югры.

8 часов

2 часа


3.

Земля и люди Югорского края.

8 часов

2 часа


4.

Художники Югорского края

4 часа

2 часа


  1. Программно-методическое обеспечение рабочей программы 3 Б (дополнительная литература) и технические средства обучения

Для полноценной реализации учебного предмета в 3 Б классе имеется необходимое учебно - дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение Рабочая тетрадь по краеведению "Мы - дети природы" 3 класс. - Ханты-Мансийск: ООО "Печатное дело", 2012 г. Книга для учителя начальных классов «Мы - дети природы» под редакцией Т.К.Орловой, ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2003 г.


Хрестоматия по краеведению для 3 класса «Мы - дети природы», издание второе исправленное, ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 1999

  1. Актуальность программы
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
  1. Содержательные линии программы «Мы дети природы»
  • Природа югорского края
  • Подземная кладовая Югры
  • Земля и люди югорского края
  • Художники югорского края
  1. Целью программы является:
  • формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней;
  • воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности;
  1. формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края.
  2. Задачи:
  • Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
  • Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • Формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения программы по краеведению в 3 классе

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники нашего края, некоторые их отличительные признаки;
  • названия ягод Югры (4-5)
  • нуждающиеся в охране растения и животные родного края (2-3);
  • названия животных Югры, требующих особого внимания за сохранением популяции в природе (2-3);
  • традиционные праздники коренных народов Югры;
уметь:
  • называть основные полезные ископаемые;
  • различать наиболее распространённые ягоды нашего края;
  • объяснять происхождение название одной из улиц своего города ;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
  1. Этапы педагогического контроля
Подведение итогов по программе "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника и др. Для отслеживания промежуточных результатов в конце и в начале каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.



Расписание учебного времени.

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

34 ч.







2.

Количество часов в неделю

1 ч.






2 ч.

3.

Запланировано на 1 четверть

9 ч.




2 ч.


1 ч.

4.

Запланировано на 2 четверть

7 ч.




2 ч.



5

Запланировано на 3 четверть

10 ч.




3 ч.


2 ч.

6.

Запланировано на 4 четверть

8 ч.




2 ч.


1 ч.



Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)



Тема (раздел, блок, модуль)

Количество часов

1.

Природа Югорского края.

14 ч.

2.

Подземная кладовая Югры.

8 ч.

3.

Земля и люди Югорского края.

8 ч.

4.

Художники Югорского края

4 ч.

Календарно-тематическое планирование предмета «Мы дети природы» на 2014-2015 учебный год

Календарный срок

Тема занятия

Количество часов

Тема (раздел) Природа югорского края (14 часов)

1.

5.09


Экскурсия «Мой город».

1 час

2.

12.09


Многообразие природы. Растения: водоросли.

1 час

3.

19.09


Многообразие природы. Растения: мхи и лишайники.

1 час

4.

26.09


Многообразие природы. Растения: папоротники.

1 час

5.

3.10


Ягоды нашего края.

1 час

6.

10.10


Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные.

1 час

7.

17.10


Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

1 час

8.

24.10


Экскурсия в краеведческий музей.

1 час

9.

31.10


Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

1 час

10.

14.11


Заповедник «Малая Сосьва».

1 час

11.

21.11


Взаимосвязь животного и растительного мира.

1 час

12.

28.11


Красная книга Югры.

1 час

13.

5.12


Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1час

14.

12.12


Экскурсия в лес.

1 час

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД)

Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, умения уступать другому);

  • осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг;

  • учиться бережно относиться к богатствам края.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • сравнивать и группировать факты и явления.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

  • задавать вопросы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

  • вести самостоятельные наблюдения в природе;

  • узнавать изученные растения и животных;

  • работать с дополнительной литературой по предложенной теме;

  • работать с элементами народного творчества;

  • применять игры народов Севера для организации собственного досуга;

  • выучат названия различных ягод края, их значение и способы применения;

  • давать характеристику природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения);

  • познакомятся с национальный составом округа, обычаями, играми, видами жилищ, предметами быта, элементами народного творчества, народными промыслами.

Тема (раздел) Подземная кладовая Югры (8 часов)

15.

19.12


Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО.

1 час

16.

26.12


Нефть и газ - горючие полезные ископаемые.

1 час

17.

16.01


«Черное золото». Мансийская легенда о происхождении нефти.

1 час

18.

23.01


Каменный уголь, торф - «земное тепло» Югры.

1 час

19.

28.01


Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.

1 час

20.

6.02


Использование песка и глины.

1 час

21.

11.02


Драгоценные полезные ископаемые.

1 час

22.

18.02


Экскурсия в краеведческий музей. «Подземная кладовая Югры»


Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД)

Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):

Личностные универсальные учебные действия:

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • ценностные отношения к природному миру;

  • готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры и действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, обращаться за помощью.

Предметные результаты:

  • работать с дополнительной литературой по предложенной теме.

Тема (раздел) Земля и люди Югорского края(8 часов)

23.

25.02


Югорская земля во глубине веков.

1 час

24.

4.03


Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных фамилий.

1 час

25.

11.03


Географические названия - свидетели прошлого.

1 час

26.

18.03


Происхождение названия города. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб города.

1 час

27.

1.04


Музеи города. Ценность музеев, ценность исторических находок, бережное их сохранение.

1 час

28.

8.04


Современные архитектурные памятники. Экскурсия по городу.

1 час

29.

15.04


Традиционные праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день.

1 час

30.

22.04


Современные праздники Югры: День оленевода, День рыбака.

1 час

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД)

Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):

Личностные:

  • чувство любви к своему краю,выражающееся в интересе к его природе.

  • самооценка на основе критериев

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Коммуникативные:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

  • определять местоположение своего края, символику округа ХМАО - Югра;

  • познакомятся с национальный составом округа, обычаями, играми, видами жилищ, предметами быта, элементами народного творчества, народными промыслами;

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов;

  • вести поиск дополнительной информации о подземных богатствах;

  • обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края.

Тема (раздел) Художники Югорского края (4 часа)

31.

29.04


Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев.

1 ч.

32.

06.05


Югра в творчестве художника В. Игошева.

1 ч.

33.

13.05


Декоративно- прикладное искусство: резьба по дереву и кости. Орнаменты: бисерное плетение, шитьё по ткани, шитьё по меху.

1 ч.

34.

20.05


Экскурсия в музей. Интеллектуальная игра.

1 ч.

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД)

Обучающийся научится (у обучающегося будут сформированы):

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Чувства патриотизма, уважения к малой родине, формирование способности и готовности к саморазвитию, формирование осознанного отношения к культуре, истории, традициям родного края, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные:

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

  • получать сведения об основах культуры, истории, традиций родного края;

  • уважительно относиться к культурному наследию Югры;

  • собирать и обрабатывать краеведческую информации;

  • называть писателей, поэтов и художников округа;

  • рассказывать об их творчестве.

Лист контроля



Дата

Цель проверки

Замечания

Срок исполнения

Роспись









































































































10


© 2010-2022