Диагностические методики Определение готовности детей к обучению в школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Диагностические методики Определение готовности детей к обучению в школеДиагностические методики Определение готовности детей к обучению в школеДиагностические методики Определение готовности детей к обучению в школеДиагностические методики Определение готовности детей к обучению в школеДиагностические методики Определение готовности детей к обучению в школеКомплект диагностических методик, определяющих готовность

детей к школьному обучению.

I этап - фронтальное обследование Задание 1. Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их. Текст задания: «Посмотрите сюда» (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке" (учитель обводит указкой большую рамочку). Оценка выполнения задания. 3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. 2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена. 1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо. 0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу. Задание 2. Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге" /указывается место для выполнения задания/. 1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом. 2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом. 4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом. Оценка выполнения задания. 3 балла - Все выполнено верно. 2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания. 1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта). 0 баллов - Задание не выполнено. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-". Задание 3. Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание."

  1. "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке." (Текст задачи можно повторить).
  2. "В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания. 3 балла - Выполнены верно обе задачи. 2 балла - Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное. 1 балл - Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет. 0 баллов - Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное. Задание 4. Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники"(указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник." Оценка выполнения задания: 3 балла - Сравнение проведено верно. О баллов - Сравнение проведено неверно. Задание 5. Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка" (указываются рисунки к заданию 6). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию." Оценка выполнения задания: 3 балла - Линия проведена правильно (к зверям). 2 балла - Линия проведена к птицам. 0 баллов - Задание не выполнено. Задание 6. Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец. Текст задания: «Писать вы ещё не умеете, но вам нужно срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте их так же». Оценка выполнения задания: 3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом слове. 2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы, неверно написаны 2-3 буквы. 1 балл - с образцом совпадают 2-3 буквы. 0 баллов - каракули. Задание 7. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с] , то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания." Оценка выполнения задания: 3 балла - Правильное выполнение задания 2 балла - Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет. 1 балл - Наличии ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]- [з]). 0 баллов - Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]- [ц], [c]-[in] или полное непринятие задания. Задание 8. Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком." Оценка выполнения: 3 балла - Правильное выполнение задания. 2 балла - Наличие ошибок в один звук. 0 баллов - Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".











































II этап - индивидуальное обследование. Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием. Задание 5-И. Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?» Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом - нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и Вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла). В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить "Чего больше?" Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки Вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение - ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено оценка не изменяется. Задание 6 - И. Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла). Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 1 балл). Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется - 0 баллов. Задание 7-И. Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания. 1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]». 2) Вернуться к заданию № 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку». Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов. Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш]. Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла. Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. О баллов, за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания. Задание 8-И. Детям, несправившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание. «В слове "мак" три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук.» Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова. Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию № 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живёт в этом домике. Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?». Если ребенок самостоятельно справляется, с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла). Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием - оценка не изменяется (0 баллов). Данные педагогической диагностики позволят Вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.

7.

8.

Бланк обследования

Школа ______________класс_____

Ф.И.

Месяц, год рождения

Пол

М/Ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Примечания

*Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «примечания» Вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменён с 0 на I»

Анкета для учителя начальной школы.

класс_____________ число учащихся___________________

Инструкция. 1. В колонке № 1 проставьте порядковые номера Ваших учеников в соответствии с классным журналом. 2. В колонке № 2 напишите фамилию, имя и отчество каждого ученика в соответствии с классным журналом. 3. В колонку № 3 запишите общий балл, набранный каждым учеником при диагностике его готовности к школьному обучению (перепишите этот балл из Бланка обследования). 4. В колонке № 4 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания учениками Вашего класса Ваших объяснений на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень. Высокий - 3 Средний - 2 Низкий- 1 Затрудняюсь ответить - 0 5. В колонке № 5 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации своей деятельности на уроке у учеников Вашего класса. Запишите против каждого ученика его уровень. Высокий - 3 Средний - 2 Низкий - 1 Затрудняюсь ответить - 0 6. В колонке № 6 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе. Запишите против каждого ученика его уровень. Высокий - 3

Средний - 2 Низкий - 1 Затрудняюсь ответить - 0 7. В колонке № 7 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших учеников общаться с учителями в школе.0Запишите против каждою ученика его уровень.

Высокий - 3

Средний - 2

Низкий - 1

Затрудняюсь ответить - 0

8. В колонке № 8 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень тревожности Ваших учеников на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень.

Высокий - 3

Средний - 2

Низкий -1

Затрудняюсь ответить - 0

9. В колонке № 9 укажите, насколько уверенно ученики чувствуют себя на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень.

Как правило уверенно -3

Иногда уверенно, иногда нет -2

В основном неуверенно -1

Затрудняюсь ответить - 0 10. Для заполнения колонки № 10 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:

Да, нравится -3

Иногда нравится, иногда нет- 2

Нет, не нравится -1

Не знаю -0

11. Для заполнения колонки № 11 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Где тебе больше нравится, в школе или в детском саду?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:

Больше нравится в школе -3

Нравится и в школе и в детском саду- 2

Больше нравится в детском саду -1

Не знаю-0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



© 2010-2022