- Преподавателю
- Начальные классы
- ВУД Волшебные пальчики (1 класс)
ВУД Волшебные пальчики (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медведева М.Д. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МКОУ "Арыктахская ООШ"
Кобяйского района Республики Саха (Якутия)
Рассмотрено
на заседании МО
__________/МедведеваМ.Д._/
(подпись) ФИО
«____»__________201___г.
Согласовано
зам. дир. по УВР
__________/Николаева М.В._/
(подпись) ФИО
«____»__________201___г.
Утверждено директором школы
__________/Эверстов К.С./
(подпись) ФИО
«____»__________201___г
Программа внеурочной деятельности
волшебные пальчики
на 2014 - 2015 у.г.
Направление: художественно-эстетическое
1 класс
Автор-составитель: учитель начальных классов
Медведева Маргарита Дмитриевна
Арыктах 2014
Пояснительная записка
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обратимся к Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования, в котором говориться, что дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствование графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этом возрасте важно не только прямое обучение графическим навыкам, но и подготовка руки к письму и использование целого комплекса различных игр и упражнений, развивающих пространственное мышление, произвольное внимание, память, зрительное и звуковое восприятие, умение сравнивать, анализировать, обобщать и выделять существенные признаки. Внимательно изучив физиологические особенности ребенка, мы поняли, что работая по традиционной методике обучения письму, очень трудно привить любовь детей к этому так везде нужному предмету. Стали искать новые подходы обучения письму, заинтересовались новой технологией при обучении письму Е. Н. Потаповой. Считаем, чтобы процесс письма был нацелен на развитие ребенка, чтобы ребенок сам захотел написать, нужно заранее обеспечить этот успех. Программа факультатива «Волшебные пальчики» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе работы педагогов: В. А. Илюхиной, Н. Г. Агарковой, Н. А. Федосовой, Е. Н. Потаповой, М. М. Безруких, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов. Цель программы - формирование элементарного графического навыка; освоение графики, которое связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Задачи:
- Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
- показ образца выполнения последовательности работы;
- копировальный способ (или стигмографический) метод - обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом;
- беседа - подача информации в виде диалога учителя с учеником;
- штриховка - прием рисования карандашами, когда на бумагу наносятся штрихи различной длины, толщины, степени затемнения;
- линейный метод - шрифтовой подход к обучению;
- конкурсы, игры, выставки;
- пальчиковая гимнастика - упражнения для пальцев руки, которые снимут усталость рук ребенка, спазмы пальчиков, помогут развить внимательность и усидчивость ребенка.
- ритмический метод (письмо под счет) позволяет добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма;
- поэлементный принцип;
- принцип одновариантного начертания письменных букв;
- принцип наглядности;
- принцип сотрудничества;
- принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей;
- принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали основой привычек и поведения;
- принцип совместного обучения чтению и письму.
- выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий;
- в совместной деятельности учителя с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
- игры с пальчиками;
- пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
- пальчиковые игры со стихами;
- физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковый бассейн;
- самомассаж рук;
- комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки;
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем.
- конструирование из бумаги - оригами;
- лепка;
- рисование пальчиками «Одуванчик»;
- аппликация с использованием костей карася «Лунный букет».
- рисование по трафаретам;
- рисование по точкам;
- штриховка;
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
-
составление альбома лучших тетрадей;
-
проведение выставок детских работ;
-
номинация на звание «Волшебные пальчики».
-
- переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия;
- использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми;
- сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей;
- учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.
Тематическое планирование занятий
-
№
п/п
Дата план/факт
Тема занятия
Направления работы
Час
1.
I четв.
01.09.
2014
Вводное занятие
«Пишу красиво»
Беседа с классом о красивом почерке, о правилах письма.
1
Раздел 1. «Волшебные пальчики».
1.1.
08.09
15.09
Бабочка, давай играть!
-
Беседа «Что такое оригами?».
-
Игротека «Пальчиковый игротренинг» - пальчиковая гимнастика.
-
Бабочки.
-
Развитие графической моторики - штриховка.
-
Выставка «Мастер оригами».
2
1.2.
22.09
Лепка «Снег идет».
-
Беседа.
-
Игротека «Пальчиковый игротренинг» - пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
-
Лепка «Снег идет».
-
Работа в тетрадях.
1
1.3.
29.09
06.10
Рисуем пальчиками.
-
Работа с трафаретами.
-
Игротека «Пальчиковый игротренинг» - пальчиковый бассейн.
-
Физминутка.
-
Конкурс «Лучший рисунок пальчиков».
2
1.4.
13.10
20.10
Театр в руке.
-
Беседа о теневом театре.
-
Упражнения для кистей рук, пальцев.
-
Показ и создание сказок.
2
1.5.
27.10
Бисероплетение «Волшебная гусеница»
-
- Беседа о бисере, о способах ее плетения.
- «Пальчиковый игротренинг» - игры с пальчиками.
-
Плетение бисером разного размера и цвета.
1
1.6.
IIчетв.
10.11
Лунный букет.
-
Беседа.
-
Игротека «Пальчиковый игротренинг» - игры со стихами.
-
Аппликация с использовани-ем костей карася «Лунный букет».
1
Раздел 2. «От рисунка к буквам».
2.1.
17.11
24.11
01.12
Веселая графика.
-
«Пальчиковый игротренинг» - игры с пальчиками.
-
Штриховка.
-
Работа с кальками.
3
2.2.
08.12
15.12
22.12
Рисуем узоры.
-
Игротека «Пальчиковый игротренинг» - комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки.
-
Игры с буквами.
-
Рисование различных бордюров, узоров.
3
2.3.
29.12
IIIчетв.
12.01.
2015
Закрепление полученных навыков.
-
«Пальчиковый игротренинг» - самомассаж.
-
Работа с карточками - образцами для дорисовывания буквы.
-
Физминутка.
-
Графические игры и упражнения.
-
Прописи - раскраски «Обведи по точкам».
2
Раздел 3. «Письмо с открытыми правилами».
3.1.
19.01
26.01
02.02
Письмо слов и предложений с буквами б, з, д.
-
Беседа.
-
«Пальчиковый игротренинг» - пальчиковая гимнастика.
-
Физминутка.
-
Игры с буквами и словами.
-
Тренинг «Зеркало»
3
3.2.
16.02
02.03
Строчные буквы
а, о.
-
Беседа.
-
«Пальчиковый игротренинг» - массаж рук.
-
работа с наждачной бумагой
-
Физминутка - предметная деятельность.
-
работа с карточками - написание букв а и о.
-
Игры с буквами и словами.
2
3.3.
09.03
16.03
Прописная буква Г,П,Т.
-
Беседа.
-
Повторение правил посадки при письме.
-
Работа в тетрадях - помощницах.
-
Физминутка.
-
Показ написания элементов буквы на доске.
-
Письмо под счет.
-
Обведение по точкам.
-
Отгадывание ребусов.
2
3.4.
23.03
IVчетв.
06.04
Письмо строчной буквы Э.
Письмо слов с буквой Э.
1)Беседа.
-
«Пальчиковая игротека» - самомассаж.
-
Анализ формы буквы.
-
Воображаемое письмо.
-
Прием показа ошибочного написания.
-
Дописывание элементов букв.
2
Раздел 4. «Раз - словечко, два - словечко».
4.1.
13.04
20.04
Весна идет.
- Беседа о весне.
- «Пальчиковый игротренинг» - пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем.
-
Составление коллективного текста о весне.
-
Списывание текста с доски на листочках.
-
Игры, способствующие развитию мелкой моторики руки.
2
4.2.
27.04
Каллиграфический почерк
1) «Пальчиковый игротренинг» - самомассаж, пальчиковая гимнастика.
2) Повторение и закрепление элементарных графических навыков письма букв и их соединений.
3)Выполнение узоров-бордюров.
4) Списывание печатного текста.
1
4.3.
04.05 11.05
Волшебная книжка.
1) Беседа о книгах, ее разновидностях, иллюстрациях.
2) Создание книжки-раскладушки «Пишем красиво».
3) Мини - выставка.
2
4.4.
18.05
Итоговое занятие «Самый красивый почерк».
1) «Пальчиковый игротренинг» - самомассаж, пальчиковая гимнастика.
2) Конкурс «Самый красивый почерк».
3)Подведение итогов, награждение.
1
4.5.
25.05
Резервный час «Волшебные пальчики»
1
Итого занятий
34
-
ЛИТЕРАТУРА
- Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический
почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. - № 12. - С. 12-14. - Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: система Д.Б. Эльконина / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002. - 29 с.
- Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. - М.: Просвещение, 2003. - 34 с.
- Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование
каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителя
четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 2007. - 10 с. - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]: интернет издание издательства «Просвещение», 2008. - Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531