• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Эссе Победа и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности

Эссе Победа и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе Победа и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности

Введение
Живем мы сегодня в непростое время, в непростых социально- культурных и экономических условиях. Необходимость преобразования, в том числе и в образовании, назрела давно.
Тема для меня более чем актуальна, потому что я после трехлетнего перерыва взяла первый класс, а выпускала четвертый как раз на заре внедрения ФГОС. Все эти новшества пришли без меня. И вовсе не боюсь признаться, что я, педагог со стажем, «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения», ощущаю себя новичком, молодым специалистом, только- только пришедшим в школу. Конечно, как поется в песне: «Эту песню не задушишь, не убьешь!», я в школу вернулась не пустая, а с имеющимся багажом знаний, житейским опытом и творческим воодушевлением. Осталось только перестроиться, так как я принимаю необходимость реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Нашей стране нужны умные, талантливые, грамотные, думающие, умеющие люди.
А мы призваны воспитывать и развивать это в детях, готовить их к жизни и труду. И взяв первый класс, как педагог, я не могу не задумываться над тем, что моих учеников ожидает в будущем. Учитывая еще и уровень их жизни, зная уже, в каких семьях они воспитываются, понимая, что грамотной педагогической поддержки они от родителей не получат, я тем более осознаю, какую ответственность я несу за их жизнь и здоровье.
Тема актуальна для меня в особенности. Мысль: « Я не смогу работать плохо, а хорошо (в соответствии с новыми стандартами) пока не умею, но стараюсь» не покидает меня. Но знаю, что я обучаема, мобильна. Дай только бог здоровья! Да и курсы меня приземлили. Так что, Галина Алексеевна, вперед!

Основная часть

Все понимаю. И что такое деятельностный подход, понимаю. Это основа основ, направленная на развитие личности, на формирование гражданских качеств. Обучение должно вести за собой развитие. Ну и логично сказать, качественное обучение ведет за собой качественное развитие.
Учитель должен сегодня не учить, а помогать учиться. Учить учиться! Ведь каждый ученик самобытен и уникален. В каждом нужно видеть личность, поэтому современный урок должен быть личностно- ориентированным. И это хорошо понимаю.
Не скрою, было трудно. Да и сейчас нелегко. Из-за неприятия нового (Зачем? Да еще под старость лет!) тянуло к традиционной дидактике, в душе понимая, что новое- это хорошо забытое старое. Училась, читала, вникала. Поэтому считаю, что не стоит отвергать, а, наоборот, следует продолжать и развивать традиционное обучение в направлении решения современных образовательных задач.
Каждый учитель заинтересован в наиболее эффективных путях усовершенствования образовательного процесса. И, наверное, каждый учитель при этом понимает, что наиболее эффективными будут продуктивные, творческие, исследовательские, проектные технологии, которые направлены на развитие школьника. И теоретических знаний здесь будет явно недостаточно, их надо научиться внедрять.
Мой класс разновозрастной: от 6 до 9 лет. Я уже упоминала о личностно- ориентированном подходе в обучении. Ну куда без него? При этом методе во главу угла ставится личность ребенка и целью этого обучения является создание условий для познавательной активности учащихся.
Долго молчали мои дети, не могла их расшевелить и все тут. Никакой активности, хоть плачь. Никакого интереса, никакого желания познавать. Спасала ситуацию как могла, больше добротой. Стала использовать на уроках разноуровневые задания, старалась чаще создавать ситуацию успеха. Оценивала деятельность не только по конечному результату.
Учитывая контингент учащихся ( есть дети из многодетных малообеспеченных семей и есть дети группы «риска» из неблагополучных семей, дети, которым никогда не читали сказок, дети, которых никуда не водили и которые не знали, что такое театр), первое, что я сделала, начала с самого первого дня использовать информационно- коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках стимулировало интерес и пытливость ребят. Дело в том, что в некоторых семьях нет компьютеров, несколько детей увидели компьютер впервые. Несомненно, в использовании таких технологий я вижу повышение мотивации к учебе. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов, собственных учебных и творческих презентаций. Например, когда я столкнулась с тем, что дети плохо знают и путают овощи и фрукты (мне, как учителю, обидно было осознавать, что мои дети отстают в интеллектуальном развитии от сверстников), я не растерялась, немного отступила от запланированного и тут же показала свою презентацию «Как не любить мне эту землю?», в которой были и фото овощей, и стихи про овощи собственного сочинения. Потом последовала игра, придуманная на ходу: «Овощи» - хлопок, «Фрукты» - отсутствие хлопка. После такой работы «Незнаек» стало гораздо меньше. То есть применение компьютера позволяет моделировать различные ситуации.
Я, кажется, уже говорила, что в условиях реализации ФГОС я сама чувствовала себя ученицей, но не стыдилась учиться. Конечно, я многое умела, но многое приходилось постигать прямо на ходу. Спрашивала, интересовалась, посещала уроки коллег, да и сама всерьез занималась самообразованием. Знания по ИКТ активно используется мною при подготовке к урокам, поиске информации в сети Интернет, выполнении проектной деятельности. ЗУН в области ИКТ позволили мне создать свой Учительский сайт и опубликовать разработанные мною материалы. Среди публикаций много творческих материалов. Безусловно, не хватает времени, чтобы систематизировать весь материал, который хранится в папках.
Есть и минусы. Понимаю, что использование современных образовательных технологий способствует формированию новых компетенций, что учащихся, несомненно, надо развивать, и что, кроме учителя, вряд ли кто еще поможет им в становлении и развитии. У детей класса настолько низкая мотивация, поэтому без утайки скажу, что проектно- исследовательская деятельность находится на низком уровне. Рассказывая подробно на родительском собрании о Портфолио ученика и о проектной деятельности, я не получила родительской поддержки. Одни не имеют образования, другие плохо говорят на русском. Надеюсь в новом учебном году сдвинуться с мертвой точки.
Активно использую на уроках и во внеурочное время здоровьесберегающие технологии. Очень важно быть не только здоровыми, но и быть физически, психически и социально благополучными. Посредством бесед, наглядных пособий, с помощью ИКТ формирую необходимые знания по здоровому образу жизни и учу использовать полученные знания в повседневной жизни. В связи с возникшей поведенческой ситуацией (класс мальчишеский: бывает, дерутся и ссорятся, даже девочки гиперактивны) приходилось проводить незапланированные беседы. Дети четко усвоили, что «…жизнь у человека одна» и «…уходим от полюса зла».
Веду диагностирование, которое позволяет определить, как решаются задачи развития и воспитания.
Мои педагогические технологии направлены не только на усиление роли самостоятельной работы учащихся, но и, так как я творческий человек, на развитие творческого потенциала личности. По крайней мере, я планирую это сделать в недалеком будущем. Сначала нужно добиться, чтобы внедрение инновационных технологий способствовало повышению качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации. В этом великая и главенствующая роль принадлежит учителю. Сделано очень много, но предстоит сделать еще больше.
Стараюсь делать все возможное, чтобы увидеть приоритеты нового образовательного стандарта. Не скрою, курсы мне дали очень много. Вся работа будет направлена
на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Несмотря на то, что многие дети совсем не были готовы к школе (некоторые дети научились читать и писать только к концу учебного года!), пытаюсь активизировать их деятельность, приучаю к активной школьной жизни, привлекаю к участию в различных конкурсах. Ребята в моем классе изготавливали открытки ветеранам к 8 Марта и ветеранам к 70-летию Победы.
Успехи на лицо. В региональном каллиграфическом соревновании моя ученица Панкулич Юлия стала призером, еще шестеро ребят стали Победителями в международном конкурсе на тему «Знаем, помним, гордимся», Тимофеева Снежана в региональном конкурсе поделок на противопожарную тему «Бравый пожарный» завоевала 3 победное место.
Да, трудно… Но гордо…
Считаю, что лишняя, ненужная, никчемная работа сверху и излишняя бумажная работа мешают основной деятельности учителя.
Заключение

Современный учитель - это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, способный к обучению, самосовершенствованию. Это творческий, коммуникативный, компетентный человек, способный развиваться в профессиональном отношении.
Я согласна. Я сумею. И благодарю людей, которые встретились на моем пути.
Ой, как много должен учитель! Важно, чтобы в новых условиях реализации ФГОС учитель сумел перестроиться. Главное, чтобы он готов был работать по- новому…

PS: Спасибо за курсы! Как много я поняла! Но еще учиться, учиться и учиться!


© 2010-2022