- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока. Окружающий мир. В мире звука. 2 класс. УМК Планета знаний
Конспект урока. Окружающий мир. В мире звука. 2 класс. УМК Планета знаний
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудряшова А.П. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Окружающий мир. 2 класс
УМК «Планета знаний»
Кудряшова А.П.
Тема: В мире звука
Цели:
- Содействовать эффективному усвоению учебного материала;
- Формировать умение проводить эксперименты, делать умозаключения.
Задачи:
- Сформировать первые представления о причине возникновения звука;
- Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования;
- Способствовать развитию любви и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные:
- Знать какая наука изучает данное явление, кто является ее основоположником;
- Уметь объяснять причину возникновения звука;
- Уметь проводить эксперименты и делать умозаключения;
Метапредметные:
- Понимать услышанное, расширять кругозор;
- Способствовать развитию интереса к получению знаний.
Оборудование:
- ЦОР «1 С Образование» / Технология 1 класс / Давным - давно / Родилась музыка / 1. Звуки древнего человека, 2. Инструменты древнего человека;
- Презентация «Звуки в лесу» / Режим доступа:
- Карточки со словами: звук, физика, акустика, источник, колебания, Пифагор;
- Портрет Пифагора;
- Текст рассказа В.Бианки «Музыкант»;
- Музыкальный инструмент - скрипка.
- Предметы для проведения эксперимента: линейки, ложки, нитки, резинки, стаканы, леска, блюдо с водой и щепки.
-
Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель;
-
Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: АСТ, Астрель;
-
Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель;
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целевая установка с опорой на жизненный опыт учащихся.
- Введение в тему.
- Экскурсия во времени (историческая справка).
- ЦОР «1 С Образование» / Технология 1 класс / Давным - давно / Родилась музыка / 1 Звуки древнего человека, 2 Инструменты древнего человека;
- Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен. Греческий ученый и философ Пифагор, живший две с половиной тысячи лет назад, ставил различные опыты со звуками. Он впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присуще длинным струнам. Открытие Пифагора положило начало науки об акустики. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука.
- Эксперимент.
- Воздух невидим, и представить эти колебания трудно, но я вам приведу более наглядный пример. В летние дни вы все отдыхали у водоема. Если бросить камень в воду, вначале появится углубление, затем - возвышение воды, а потом возникают волны, представляющие собой последовательно чередующиеся гребни и впадины. Увеличиваясь по фронту, они распространяются по всем направлениям, но отдельные частицы не передвигаются вместе с волнами, а колеблются только в небольших пределах около некоторого неизменного положения. В этом можно убедиться, например, наблюдая за щепкой, подпрыгивающей на волнах. Она будет подниматься и опускаться, т.е. колебаться, пропуская под собой бегущую волну. - Проведите эксперименты у себя за партой: с кружкой и резинкой, с линейкой, с ниткой и ложкой. - Расскажите о своих наблюдениях, сделайте выводы. - Оттянув и отпустив резинку, натянутую на кружку, я увидел, как резинка начала колебаться и передала свои колебания окружающим частицам воздуха. Они, распространяясь все дальше и дальше, достигают уха, вызывают колебания барабанной перепонки. Я слышу звук. - Прижав один конец линейки, отгибаю другой и отпускаю. Линейка начинает колебаться и передает колебания частицам воздуха. Они, распространяясь все дальше и дальше, достигают уха, вызывают колебания барабанной перепонки. Я слышу звук. - Ударив по металлической ложке карандашом, я получил не очень громкий звук. Но когда я привязал к ложке нитку, то звук стал более мелодичным, а если ложку поднести близко к уху, то звук становится громче. Колебания от ложки передаются нитке и звук меняется. Выводы: чем дальше от нас источник звука, тем звук тише; разные предметы издают разные по высоте, частоте, диапазону колебаний звуки.
- Межпредметная связь с литературой.
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: - Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!.." Немного погодя опять: "Дзенн!.." Старик удивился: "Кто же это в лесу на струне играет?" А из лесу опять "Дзенн!..", - да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: "Дзенн!.." - как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку, отпустил и слушает... Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: "Дзинн!" Колхозник спросил старика: - Ну что, убил медведя? - Нет, - ответил старик. - Что ж так? - Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
- Презентация «Звуки в лесу».
- Проблемный вопрос.
- Артикуляционная минутка.
- Работа в тетрадях на печатной основе.
- Проверяем выполненное задание (взаимопроверка). Кто не согласен с соседом? Обоснуйте свой выбор.
- Инструктаж домашнего задания.
- Итог урока.
Кудряшова А.П._2 класс_Окружающий мир_В мире звука_5