Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шумячская средняя общеобразовательная школа

им. В.Ф. Алешина















Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»

1 класс

2015 - 2016 учебный год









Составитель:

учитель начальных классов

Е.Н.Лапикова







пгт. Шумячи

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(в редакции от 18.05.2015 №507); Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина.

1.Цели курса с учётом специфики учебного предмета.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы: - преподавание музыки в школе как живого образного искусства; - возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства; - деятельностное освоение искусства; - моделирование художественно-творческого процесса.

Идея первого года обучения - дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линия:

1)происхождение музыка;

2)истоки музыкального искусства;

3)музыкально-художественная деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

3. Место курса в учебном плане На изучение учебного предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные. Основными формами текущего контроля являются: устный опрос.

4.Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
  • в формировании основ художественного мышления;
  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этической и национальной принадлежности.

2.Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4.Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Освоения способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы решения.

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11.Овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13.определение общей цели и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14.Готовность конструктивно разрешать конфликтыпосредством компромисса и сотрудничества.

15.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенныесвязи и отношения между объектами и процессами.

17.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).


Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

  • Проявлять готовность увлеченного и живо «впитывать» музыкальные впечатления;

  • Воспринимать музыкальное произведения;

  • Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человек.

Решать учебные и практические задачи:

  • Выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способов передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

  • Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

  • Различать характер музыки, ее динамические, интонационные особенности;

  • Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)


  1. Содержание учебного предмета

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканте: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (17 ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражен весь мир.Многообразие и мнообразность отражения всего мира в конкретных жанрах и формах, общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форма: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.

Язык музыки (8 ч)

Музыкально - выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, многочисленный музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы особого рода (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

7.Календарно - тематическое планирование по музыке
п/п Тема раздела Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся 1 1четверть
Истоки возникновения музыки. Жанры музыки (8часов)
Введение в проблему рождения музыки. Общее представление о музыке и её роли. 1 Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, страны). Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. 2
Проблема рождения музыки. Образ музыканта. Исследование звучания окружающего мира. 1 Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами. 3
Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. Где взять песню и танец?. 1 Различать характерные признаки основных жанров музыки. Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события окружающей жизни. 4
Жанры музыки. Где взять песню и танец? «Песенное дыхание». 1 Различать характерные признаки основных жанров музыки - песни и танца. Экспериментировать со звучащими предметами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров. 5
Где взять песню и танец? «Человек танцующий» 1 Различать характерные признаки основных жанров музыки - песни и танца. Приводить примеры песен, танцев, Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров. Экспериментировать со звучащими предметами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. 6
Родина музыки. «Маршевый порядок». П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом») 1 Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами.
7
Обобщение проблематики четверти. Решение проблемы рождения музыки. 1 Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. 8
Закрепление материала по разделу: «Жанры музыки». Композитор, исполнитель, слушатель. 1 Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. 9-1 Содержание и формы бытования музыки (17) Начинаем разговор о содержании музыки. Неоднозначность музыки П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла). 1 Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности. 10-2


Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» её? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни 1 Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности. 11-3
Исследование проблемы «как «увидеть» музыку». М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки») 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности. 12-4
Исследование проблемы «как «увидеть» музыку». Противоречивость жизненных явлений - жизнь и смерть. 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, движении, рисунках. 13-5
Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». Прекрасное и безобразное. 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в художественном движении, рисунках, графических партитурах. Слушать и исполнять музыкальные произведения 14-6
Конкретизация проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, художественном движении, рисунках, графических партитурах. Слушать и исполнять музыкальные произведения. 15-7
Введение в проблему «формы бытования музыки». А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни. 1 Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, рисунках, графических партитурах 16-8


Исследование проблемы «формы бытования музыки». А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни. 1 Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, рисунках. 17-9
Исследование проблемы «формы бытования музыки». Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень» 1

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Слушать и исполнять музыкальные произведения Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)
18-10
Общее представление при соотнесении произведений малых и крупных форм 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Слушать и исполнять музыкальные произведения 19-11
Погружение в проблематику музыкального театра. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Слушать и исполнять музыкальные произведения. 20-12
Различное при соотнесении произведений малых и крупных форм. 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Слушать и исполнять музыкальные произведения 21-13
Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька» 1 уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы 22-14
Идем в театр. Н.А.Римский - Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы - сказки «Снегурочка») 1 Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Слушать и исполнять музыкальные произведения. 23-15
Идем в театр. Опера Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка» 1 Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Слушать и исполнять музыкальные произведения. 24-16
Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни. Танец. Балет. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни. 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности. Слушать и исполнять музыкальные произведения. 25-17
«Чудеса» в музыкальном театре. Симфония. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане») 1 Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности. 26-1 Язык музыки 7ч+1ч
Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома». 1 Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. 27-2

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

1

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)
28-3
Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий - их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Слушаем сказку С.С.Прокофьева «Петя и волк» 1 Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра. 29-4
Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балета, театральных постановок. Продолжаем слушать сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк» 1 Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра 30-5

Проблема «язык музыки». Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы. Фрагмент балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» 1
Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров 31-6
Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский» 1 Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. 32- 7
Кульминация проблемы «язык музыки». Творческое задание. 1 Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Участвовать в народных праздниках, обрядах 33-8 Итоговый Многообразие музыки. Повторение и закрепление изученного материала. Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает» 1 Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Участвовать в народных праздниках. Слушать и исполнять музыкальные произведения











  1. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно - методический комплект
  1. Музыка: программа: 1-4 классы / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр - М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. - (Начальная школа XXI века).
  2. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:.- М.: Вентана-Граф, 2001.
3.О.В. Кузьмина. Музыкальное искусство. 1 класс: блокнот/О.В.Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр. - М.: «Вентана - Граф», 2011 г.

Методические пособия
  1. В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Методическое пособие. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
2.Музыка методика обучения/ Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд. доп. - М.: Вентана-Граф, 2013.- 368с. - (Начальная школа XXI века).

Технические средства обучения. 1.Музыкальный центр 2.Компьютер 3.Мультимедиа-проектор

Экранно-звуковые пособия
  1. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)
  2. Диски с записью мелодий и фрагментов для прослушивания.


Интернет - ресурсы. 1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: nsc.1september.ru/urok 2.УМК "Начальная школа ХХI века" 3. school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 4.САЙТ: videouroki.net

Наглядные пособия Портреты композиторов




4


© 2010-2022