Портфолио как форма оценки личностых результатов обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Портфолио как форма оценки личностых результатов обучающихся

(Внеклассная работа)


Сегодня является очевидным, что качество и результативность обучения напрямую связаны с развитием различных функций самостоятельной деятельности обучающегося, с его личностным ростом. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. Девиз работы с портфолио ученика начальной школы: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Цели ведения портфолио в начальной школе мы определяем следующим образом:
  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Данная технология актуальна в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях. Но портфолио имеет право на существование и в начальной школе как средство мотивации личностного развития младшего школьника. Практика данной работы позволила определить условия и принципы, при которых введение используемой технологии будет эффективно. Мы выделяем следующие условия: творческий и учебный процесс каждого ученика должен фиксироваться в индивидуальной папке; составление портфолио не должно превращаться в гонку за дипломами, важен творческий и интеллектуальный рост ученика; материалы портфолио должны своевременно использоваться в периодическом контроле роста в учебной и творческой деятельности школьника; результаты оценки портфолио ученика не должны сравниваться с результатами его сверстников, важна положительная динамика развития каждого ребёнка относительно самого себя. Работа с портфолио базируется на следующих принципах:
  • гуманное отношение к детям - отсутствие прямого принуждения, любой ученик в любое время может отказаться от оформления портфолио;
  • поддержка высокой мотивации учащихся - важен приоритет положительного стимулирования;
  • активность - вовлечение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
  • оказание помощи ребенку со стороны учителя и родителей в оформлении папки портфолио;
  • оптимистичность - недопустимость потери веры ребёнка в себя, в свои силы.
При составлении портфолио используются следующие методы: рассказ, беседа, демонстрация; анализ, сравнение и оценка роста учебной и творческой деятельности школьников; стимулирование и мотивация интереса школьников к деятельности; контроль. Впервые возникает потребность в создании портфолио уже в первые дни обучения, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было бы, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. На начальном этапе создания портфолио основной задачей становится приучение школьников собирать свои работы в отдельном месте. Затем совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать. Основная задача первоклассников:
  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы и как эти группы назвать.
  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы.
  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.
В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться. На начальном этапе мы определили содержание работы с портфолио, продумали оформление индивидуальной папки обучающегося, объяснили детям, для чего они будут вести учебное портфолио, а также проинструктировали их, как правильно начать работу. В качестве формы работы с детьми использовали классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. С родителями проводились родительские собрания, круглые столы, где своевременно предоставлялась информация о результатах нашей совместной работы. В итоге сформировалась структура портфолио. Титульный лист, на котором размещена большая красивая фотография ребенка, фамилия, имя, отчество, данные о школе. Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Раздел «Мой мир». Здесь мы размещаем информацию о себе, своей семье, режиме дня, своих увлечениях, одноклассниках и пр. Описываем город, достопримечательности, известных людей, исторические факты. Мы регулярно принимаем участие в экскурсионно-познавательных программах. В завершение экскурсии каждый ребенок получает комплект листов с творческим домашним заданием, выполняя которое, он не только вспоминает содержание экскурсии, но и получает возможность выразить свои впечатления. Выполненные домашние задания дети помещают в индивидуальную папку путешествий, которая является составной частью портфолио. Также оформляем лист «Маршрут от дома до школы». Размещаем домашний адрес и красочный путь до школы, уделяя внимание безопасности движения ребенка. Отмечаем предметы, имена педагогов, их фотографии, делаем пометки: «Мой любимый предмет», «Мой любимый учитель», получая тем самым важную информацию о предпочтениях ребенка. Раздел «Мои достижения и успехи» наполняется постепенно, по мере появления различных достижений и наград. С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых «Прописях» под названием «Мои волшебные пальчики», выводят первые буквы. Лучшие работы из первых «Прописей» ребята с гордостью помещают в папки достижений. Большое внимание мы уделяем развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения. С помощью «спидометра успехов» обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои успехи в учебе. Нам представляется важным помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины, конца курса. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Оценка и самооценка моей деятельности за год» - отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости. Анализ достижений учащихся включает: текущую успеваемость обучающихся; динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений; активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях; активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности; По результатам накопленной оценки, которая визуализируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о сформированности универсальных и предметных способов действий, основ умения учиться, об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности. Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в «дневник» работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию. Большую роль в помощи по накоплению материала в 1 классе играют родители. В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание также может претерпевать изменения. Дальнейшая работа по созданию портфолио продолжается во 2-4 классах начальной школы. Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родители», а работа над его составлением - неинтересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Мы делаем первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако отмечаем возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и их родителей. В конце первого учебного года мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио», «За лучшее оформление работ», «Идея!», «За многогранность таланта», «За трудолюбие», «За творческий подход» - и др. Уверены, что при переходе в среднюю школу классные руководители успешно продолжат начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса. Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений - ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».



© 2010-2022