Открытый урок по окружающему миру на тему Поле среда обитания, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Поле - среда обитания. Цель: Дать представление о поле, как о природном сообществе. Задачи: 1) выявить особенности природного сообщества поля на основе установления связей между живой и неживой природой, природой и человеком; расширять знания о полевых культурах, животных поля.
2) развивать умение различать природные сообщества на основе анализа, сравнения их характерных особенностей, классификации признаков;
3) воспитывать уважение к труду растениеводов через понимание его необходимости для обеспечения жизнедеятельности людей, бережное отношение к природным сообществам как уникальным экосистемам.
Универсальные учебные действия: -узнавать в реальной обстановке и на рисунке растения поля (с ориентировкой на растительность родного края); -различать понятия (без термина) сообщества; -описывать представителей растительного и животного мира поля; -отличать поле от других сообществ; -приводить примеры культур, выращиваемых на полях, -«читать» информацию, представленную в виде схемы. Устанавливать основные признаки разных сообществ (лес, луг, водоем, поле), сравнивать сообщества.
Оборудование:

  1. Для учителя: таблицы «Лес», «Луг», «Водоем», «Поле», гербарий «Растения поля», «Растения луга в картинках, иллюстрации культурных растений и сорняков, блюдца с крупой.
  2. Для учащихся: карточки с неполным описанием природных сообществ «Лес», «Луг», гербарий «Растения поля», карточки «Оценка достижений».


Ход урока:

Речь и деятельность учителя.


Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе. Подготовка оформления интерактивной доски к уроку. - Здравствуйте ученики. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. - А теперь тихонечко сели. Самопроверка готовности рабочего места к уроку. Ученики здороваются с гостями и садятся на свои места.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Природное сообщество - луг» На доске рисунки природных сообществ «Лес» «Луг» «Водоем» - Давайте, вспомним, какие среды обитания живых организмов мы с вами уже изучили? - У вас на партах есть карточки под №1. Возьмите эти карточки с заданиями. Вы должны прочитать название растений или животных. Для этого в каждом ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Затем определить к какому сообществу они относятся. Найти растение или животных на картинке и прикрепить их к сообществу. МВОАМСОИЬЛЕЬК - василек (луг) - Где встречается это растение? ЦЛЁОАЖЦЁСАЖЬ - лось (лес) - Где встречается это животное? ЫОЛСИЫНЛА - осина(лес) - Где встречается это растение? ПСРЕЖЛЗИСЖКЗАРН - пеликан (водоем) - - Где встречается это животное? СКЩАСМЩЫШ - камыш(водоем) - Где встречается это растения? - И так что же такое луг?
- Лес?
- Водоем? - Молодцы, ребята.


- Лес, луг, водоем. Ученики берут карточки делают задание. Потом по одному выходят к доске проговоривают название растений или животных и прикрепляют к сообществу.

На доске остаются лишние картинки.







Луг - участок земли покрытый травянистой растительностью. Лес - пространство, заросшее множеством деревьев. Водоем - место скопления или хранения воды.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). - Ребята, посмотрите на доску. Все ли картины мы с вами распределили? - Почему? -А где растут эти растения? - Почему в огороде?
-А у кого из вас есть огород? - Что вы там выращиваете? - Много у вас там растет растений? - Ребята, а как вы думаете есть ли огород с которого можно накормить весь город? Или весь Татарстан? - Правильно. - Значит тема нашего урока какая? -Поле - природное сообщество, созданное человеком. - Все оставшиеся картины находится где? - что вы знаете о поле, ребята? - Какие растения там растут? - Какие животные живут? - Чему мы с вами должны научиться сегодня на уроке?
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.
Слайд 4 - А что еще мы можем вырастить в поле? - Ребята, а у этих растений бывают плоды? - Правильно. Исходя из этого полевые растения делятся на группы. - Первая группа зерновые культуры. Плодом этих культур будет являться что? - Как мы уже сказали что на полях могут расти картофель, капуста, морковь. А как одним словом можно их назвать? - Вторая группа - овощные культуры. - Третья группа - бобовые культуры. Их плоды похожи на плоды. Поэтому их так и назвали. - Четвертая группа - масленичные культуры. Из этих культур получают масло. - Пятая группа - прядильные культуры. Как вы понимаете это слово? - Это слово взято от слова прясть. они называются так потому, что из этих растений получают волокна. Из этих волокон получают нити для шитья одежды. -Сейчас наиболее значимыми для человека полевыми культурами являются зерновые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес, просо. Также человек выращивает прядильные и масличные культуры.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.


Картины полевых растений на слайде. Ученики распределяют эти картины по группам.




Строение полевых растений. - Из каких частей состоят эти растения (злаки) - Пшеница-колос, соломинка (стебель), корень. - Овес-метелка, соломинка (стебель), корень.

- нет.
-Не относятся к лугу. - В огороде. - Потому что за ними нужен уход? Поливать, рыхлить, пропалывать и т.д. Учащиеся отвечают на поисковые вопросы. Перечисляют овощные культуры. -Нет. - В полях.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Поле-среда обитания»
- На поле.





4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений

-Картофель, морковь, редис, репа, капуста, пшеница, гречиха, рожь, овес, рис и т.д.

Запись в тетради: Растения поля. Зерновые растения:

пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо.

Прядильные растения: лен

Масличные растения: подсолнечник, рапс, горчица, лен













Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.






4.Речевая разминка. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. - Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. 1) Он играет с нами в прятки, Прячется в сырой земле. И еду - свои запасы Он хранит в большой норе. 2) Серая, белая и небольшая, Умная очень, смешная такая. Можно бояться, можно любить, Но равнодушным нельзя точно быть. Хвостик имеет, всюду грызет, Сыр или крупы всегда унесет. И загадка легкая слишком, Дети знают…это 3) Эта рыжая плутовка Кур ворует очень ловко Разгребёт из наста корку, За мышами лезет в норку. И на праздник в Новый год Веселиться к нам придёт Очень любит чудеса Эта хитрая… 4) Через поле напрямик Скачет белый воротник.
- Как вы думаете, почему именно этих животных мы сейчас отгадывали? -А какие еще животные могут жить в поле?

- Почему вы не назвали медведя или белку?
- Чем питается медведь, белка? - Правильно, а чем можно питаться в поле? Слайд пищевая цепь. - Человек, выращивая культурные растения, использует и создает особые условия окружающей среды, между растениями и животными устанавливаются пищевые связи. Поле представляет собой единство живой и неживой природы.
-

-Остальные отгадывают и называют.

(суслик)






(мышь)






(лиса)
(заяц)
- Они живут в поле. -Еж, полевой жаворонок, куропатка, червяк, дрозд и др.
-Они живут в лесу, им здесь нет питания и жилища. Ягоды, орехи, шишки и тд. - Зерно, трава, овощи, семени и тд.







5. Работа в тетради. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний. -Давайте, в тетрадях выполним следующее задание. На стр.40 №41

Дети выполняют самостоятельно, затем идет взаимопроверка. Соединить рисунок с названием.

8. Подведение итогов -Итак, давайте скажем, с каким природным сообществом мы с вами сегодня познакомились? -Благодаря кому это сообщество возникло в природе? - Какие растения выращивают в поле?

-Какие животные обитают в поле?

-Давайте поработаем с пословицей. Как вы понимаете пословице Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- Природное сообщество поле.
- Благодаря человеку.
- Пшеницу, рожь, овес, рис, овощные культуры, бобовые, прядильные, масличные. - Суслик, заяц, мышь полевая, лиса.

Чтобы чего-то достичь необходимо прикладывать много усилий. Ничего само собой не делается.

9. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. - Подготовьте к следующему уроку рассказ на тему «Как хлеб к нам на стол пришел» и нарисуйте к нему рисунок.


10. Организационное завершение урока

-Перед вами лежат карточки. На них прописаны все природные сообщества, которые мы с вами изучили на сегодняшний урок. На этих карточках вы сейчас должны будите определить цветом уровень полученных знаний: желтый - не все понял, синий- почти все понял, зеленый- мне все понятно и я все знаю о среде обитания - поле.

Ребята оценивают свои знания, полученные на сегодняшнем уроке с помощью цвета.


© 2010-2022