Урок самопознания на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Путь любви и добра

Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру.

Задачи:

- расширять представление о таких ценностях, как любовь, доброта;

- развивать навыки позитивного общения;

- воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека. Ресурсы: аудиозапись песни «Доброго пути!» на сл. Г. Сапгира, Г. Циферова, муз. В. Юровского. Видеоматериал «Творите добро», «Добрый день», «Доброта» презентация к уроку, раздаточный материал - сердца- оригами, звезда.


Круг радости.

Презентация «Добрый день» Повторяйте все за мной. Встало солнце рано - рано: Добрый день! Плещут волны океана Добрый день! Улыбаются озера Добрый день!

- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо.
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу.

2. Просмотр видеоматериала «Творите добро»

Какие добрые дела вы увидели? Скажите, пожалуйста, как же добро вернулось к фермеру? А как добро вернулось к знатному господину?

Почему можно сказать, что это были добрые поступки?

Словарная работа: Бескорыстный поступок - Безвозмездный, бесплатный, даровой, невознаградимый, неоплачиваемый, не требующий платы, не требующий вознаграждения за помощь

3. Цитата урока
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». М. Пришвин.

Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?
- Злой человек может стать добрым?
- Опишите, как выглядит недобрый человек.

Резерв. Упражнение. Ситуация
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Какие высказывания подготовили Вы? (Проверка домашнего задания: высказывания о любви и добре)

- Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит

Мой Мир доброты: Коллажи на доску. Минутка тишины. Звучит тихая мелодия. - Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительна и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников. А маленькие волшебники это - Катя, Алёша, Никита, Оля, Ксюша, Слава, Альбина, Кирилл, Ринат, Софья и София, Айлин и Алина, Амиржан и Ислам, Александра и Александр, Костя, Сабит, Аделина, Аделия, Тамирис, Юля, Лера, Абулаис, Серёжа, Седа, Ратмир, Аня и Данил. Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними. А еще в классе они говорят друг другу только ласковые и добрые слова, помогают товарищу в беде, играют в тихие, спокойные и весёлые игры и очень любят свою школу. Они все друзья! - Взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих волшебников за их добрые сердца. - Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость. - Добрый человек всегда необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем. - Медленно открываем глаза. - Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны? - Какие человеческие качества таятся в душе каждого волшебника? (доброта и любовь, дружба)

Физминутка. «У друзей нет выходных»

Чтение. Чтение с остановками.

Кто знает, как по-другому можно назвать солнце? Это Звезда. А возле звезд есть планеты. Это знают все. А на планетах живут люди, такие же, как и мы. Но мало кто знает, что у каждой звезды есть свой Хранитель.

1.Как Вы думаете, что делает Хранитель?

2. Какими качествами характера должен обладать Хранитель?

3. Какими должны быть люди, живущие около Звезды?

Подтвердите словами из текста.

Хранитель следит, чтобы звезда не перегревалась или, наоборот, не переохлаждалась, чтобы светила ровно и ярко, чтобы тепла на планетах хватало всем. Это очень тяжёлый и почётный труд. Не каждый способен быть Хранителем, а только тот, кто не тянется к наградам, богатству и званиям, кто чист душой и щедр сердцем. Тот, кто сам, как маленькая звезда привык отдавать любовь, тепло и заботу, ничего не требуя взамен. Чем больше таких людей, тем крупнее звезда и тем ярче она светит.

1. Что грозит звезде, около которой живут недобрые люди?

2. Какие чувства являются главными для таких людей? ( выберите из списка: любовь, забота, жадность, щедрость, ревность, радость, зависть, скупость, доброта, человечность)

Так вот получается, что у тусклых звезд живут недобрые люди.

Они променяли живой свет своего солнца на собственные злые чувства: ревность, скупость, зависть и жадность.

У одной такой звезды остался один единственный Хранитель, но он был стар и уже не мог хорошо ухаживать за своей звездой.


  1. Нужно ли учиться на хранителя и почему?

  2. Насколько трудна эта профессия?

  3. Как должен оплачиваться такой труд?

  4. Сколько может быть учеников у хранителей?

  5. Захотят ли люди быть Хранителями?

Чтение учителем


Любому делу надо учиться, а уж такому ответственному - и подавно. Учиться нужно долго, всю жизнь, а за любовь платят только ответной любовью, деньги здесь не годятся. Поэтому Хранители Звезд никогда не бывали большими богачами. Вот люди на той планете и рассуждали: "Зачем моему сыну или дочери такая глупая, неприбыльная профессия? Успеха можно добиться лишь в настоящем деле: торгуя на рынке или в магазине. Или работая на больших заводах и фабриках..." В погоне за богатством люди не замечали, что их солнце с каждым днем светит все слабее и слабее. И вскоре по всей планете наступили тусклые сумерки, день стал почти неотличим от ночи...


  1. Что может произойти с этой звездой?

  2. Как должны поступить люди, чтобы помочь своей звезде разгореться с новой силой?

Рассказ учителя: Бедная звезда почти совсем угасла! Но люди все-таки сумели понять, что солнечный свет за деньги не купишь. В самый последний момент они это поняли. Но все-таки поняли. И тогда пришли к старому Хранителю и стали испуганно спрашивать, как быть да что делать. Извинялись перед ним за свое невнимание. Просились наперебой в ученики...

Самостоятельное чтение детьми: Оказалось, все просто. Так просто, что трудно поверить. Надо помочь. Но только сразу, всем вместе. Чтобы каждый отдал хотя бы капельку своей любви тому, кто с ним рядом. На это экзаменов сдавать не надо. Умение любить у человека никто не отнять не может. «Впустите в свои души настоящую, бескорыстную Любовь, - говорил Хранитель. - Хоть на секундочку! Хоть на малое мгновеньице. Перестаньте ждать взамен какую-то выгоду. Любите! И наше солнце оживет.

Вот люди и собрались все вместе, начали помогать своему старенькому Хранителю, как он научил их...

1. Что будут делать люди?

2. Давайте и мы поможем им, подарим им частичку себя, на своих сердечках напишите, какие добрые дела можем сделать мы, Чтобы и у нас в классе засияла яркая, горячая звезда добра и любви.

Творческая работа: зажги звезду. (Дети по группам получают частичку звезды, должны собрать 2 лучика)

Чтение вслух детьми


Каждый из них постарался в тот день сделать какое-нибудь бескорыстное доброе дело. Улыбнуться друг другу. Удержать за руку вредного хулигана. Помочь попавшему в беду человеку, обогреть замерзшего ребенка, полить цветы, накормить голодных котят... И звезда у них ожила! Просто не могла не ожить. Любовь великая сила. Она способна поспорить с самой смертью. И оживить любую звезду. Люди зажили прежней жизнью - зарабатывали деньги, копили богатство. Но при этом старались не забывать и о бескорыстных поступках, ведь сколько бы ни было у звезды Хранителей, а без человеческой доброты ей все равно не выжить.

Домашнее задание. Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир добра и любви? Дома вы еще раз вспомните эту необычную историю и представите себя хранителем молодой звезды. Напишите законы жизни, которые будут действовать на вашей планете в тетрадь на стр.20 задание №4, а наказ нашего хранителя на стр.21 выучите наизусть.
Обобщение - Учитесь видеть доброе вокруг и отвечайте добром на добро. Стремитесь делать добрые дела! Добром держится мир.
Круг «От сердца к сердцу» Звучит фонограмма песни «Доброго пути!». Учитель и учащиеся подпевают. Сл. Г. Сатира, Г. Циферова Муз. В. Юровского Доброго пути! Поле большое, Зеленый лесок, Сколько на свете Путей и дорог! Хорошо на свете! Солнышко, свети, Пожелай нам, ветер, Доброго пути! Доброго, доброго, Доброго пути, Самого, самого Доброго пути!
Все интересно - На что ни взгляни, Дружная песня Над миром звенит! Хорошо на свете! Солнышко, свети, Пожелай нам, ветер, Доброго пути! Доброго, доброго, Доброго пути, Самого, самого Доброго пути!

5

© 2010-2022