- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 4 классе по теме А. И. Куприн Скворцы
Урок литературного чтения в 4 классе по теме А. И. Куприн Скворцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матявина Е.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ Рождественская оош
Урок литературного чтения в 4 классе
с применением личностно-ориентированного обучения по теме:
Учитель начальных классов: Матявина Елена Александровна
д.Рождественка
2011 г.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".
Учебно-методическое обеспечение: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокина. Литературное чтение. 4 класс. II часть.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок-презентация
Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;
2) Развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие техники чтения, навыков осознанного , выразительного чтения;
3) Способствовать воспитанию бережного ,заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.
Цель: Расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «золотник», «снасти», « чётки», « верста», «сажень», « вздор»; развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Оборудование и материалы для урока:
-
Учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть
-
презентация для сопровождения урока;
-
книги рассказов для детей А.И.Куприна;
-
толковые словари;
-
ТСО: компьютер, мультимедийная установка
-
запись песни скворца;
-
карточки с предложениями;
-
карточки с домашним заданием
-
рисунки для раскрашивания с изображением скворца;
-
детский кроссворд «Птицы» в картинках.
План урока:
-
Орг. момент.
-
Постановка темы урока.
-
Создание образа автора произведения.
-
Анализ произведения:
· о ком и о чём текст
· жанр
· план текста
· сюжет
-
Раскрытие идейно-художественного смысла.
-
Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть какие мы, как мы работаем на уроке. Давайте поздороваемся с ними и начнём работу.
На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II. Разминка.
Упражнения на постановку дыхания перед чтением. ( таблица 1) Слайд 2.
- глубокий вдох через нос, выдох через нос
- глубокий вдох через нос, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через нос
-
Фотоглаз Слайд 3.
Лёгкие качели, в сладостном бреду, золотая рыбка, гнулись травы гибко, песня раздаётся, и весна смеётся. (Закрыть окно объектива).
- Какие слова запомнили?
- Из какого произведения эти строки?
(К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»)
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Вспомните первые приметы весны. (Светит солнце, тает снег, становится немного теплее).
-Какие ещё приметы весны вы знаете? (Прилёт птиц).
- Да, прилёт птиц - яркая примета весны. Какие птицы прилетают к нам весной?
- Прочитайте хором и отгадайте загадку, о какой птице мы будем сегодня читать на уроке.
Слайд 4.
Опустел домишко вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам …
Словарная работа. (Толковые словари)
- Прочитайте в словаре об этой птице. (Небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением)
Учитель выставляет иллюстрацию со скворцом.
Рассказ подготовленного ученика о скворце. (Григорова Настя)
Сообщение о скворцах
Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых!
Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса - это лесная птица.
И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу - это очень полезное дело!
-Что для себя интересного вы узнали о скворце?
Учитель:
Скворцы - большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов. Настя сказала, что скворцы прекрасные звукоподражатели. Вот как об этом рассказал известный русский писатель А. Куприн:
«Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы. Хрипели, посвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Скворец может «заскрипеть», как калитка, или залаять, как собака…»
III Работа над скороговоркой Слайд 5.
Летит скворец - зиме конец!
- Как понимаете эту скороговорку?
(Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)
IV.Актуализация знаний обучающихся. Слайд 6.
-Какое слово зашифровано?
А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН
(А.И. Куприн)
-Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
-Как вы думаете, почему в шифровке дано это слово?
V. Постановка цели и задачи урока.
II. Работа с текстом до чтения Слайд 7.
1. - Сегодня у нас урок - презентация. Презентация - это представление нового автора и его произведения. На презентации присутствуют критики, журналисты, языковеды, читатели и гости. Кто же он, новый для нас автор? Слайд 8.
- Об Александре Ивановиче Куприне расскажет Катя (подготовленный ученик). А.И.Куприн - русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И.Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые. Это «Чудесный доктор», «Белый пудель», «Ю - ю», «Барбос и Жулька», и, конечно, «Скворцы» Слайд 9.
- Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)
- Кто главные герои произведений А.И.Куприна? (дети и животные)
-Какие произведения А.И. Куприна мы изучали в 3 классе?
(«Собачье сердце», «Барбос и «Жулька», «Ю-ю», «Синяя звезда»)
- Гости незнакомы с произведением Куприна А. И. «Скворцы». Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в произведении.
- Прочитаем, проверим свои предположения.
Слайд 10.
II Упражнения на постановку дыхания перед чтением. ( таблица 1)
- глубокий вдох через нос, выдох через нос
- глубокий вдох через нос, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через нос
X Чтение текста учителем и подготовленными учащимися. (Пискунова Катя, Бейсенбаев Талгат)
- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
- XI Беседа по восприятию текста.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?
- Как люди готовились к встрече скворцов?
- Как себя вели птицы?
- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
Гимнастика для глаз
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
- В «зале» включены микрофоны. Прошу вас поделиться своими впечатлениями о прочитанном, используя слова-подсказки:
Слайд 11.
впечатление произвел
запал в душу
был поражен
3. Перечитывание текста
- Чтобы критики смогли дать оценку этому произведению, его необходимо тщательно изучить, разобрать и понять.
- Начнем с трудных слов. Помогут нам в этом языковеды. Работа со словарями.
Золотник, снасти, чётки, верста, сажень, вздор - в учебнике с.45-46 Слайд 12
- Журналисты должны хорошо ориентироваться в тексте. Я буду выбирать из текста начало, конец или середину некоторых предложений, а вы читайте предложения полностью.
«Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые - скворцы, эти милые, весёлые, общительные птицы, первые перелётные гости, радостные вестники весны.» (уч., с.35. Слайд 13, 14)
«Досадно было немного, что воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники». (уч., с.38)
«Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок!» (уч., с.40)
«Птенец скворца есть истинное чудовище, которое состоит целиком из головы, голова же только из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта». (уч., с.43. Слайд 15, 16)
«Прилетят, покружатся в воздухе, присядут на ветке около скворечников, легкомысленно просвищут какой-нибудь вновь подхваченный мотив и улетят, сверкая лёгкими крыльями». (уч., с.45. Слайд 17
- За работу снова берутся языковеды. Страница 45 последний абзац. Прочитайте отрывок про себя с карандашом в руке.
1вариант. Найдите глаголы, которые в конце произносятся как [ца]. (Несётся)
2 вариант. Найдите самое длинное слово. (Таинственному)
Все. Найдите восклицательное предложение и прочитайте его с нужной интонацией.
- Кто желает прочитать этот отрывок как диктор телевидения?
Физкультминутка. Слайд 18.
- На презентациях бывает перерыв, сделаем его и мы.
Летят, летят в наш край скворцы,
(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.
XIII Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц». -Ребята, хотите услышать пение скворушки? -Примите удобное положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Включается запись пения скворца. -Какие чувства вы испытали? - Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
- Работа в группах.
-В наше время очень много издательств, которые перепечатывают произведения, не имея на это никаких прав, и допускают ошибки. У вас на партах карточки. Ручкой впишите недостающие слова, используя учебник.
Карточка.
1. Сделав опасную … через морскую равнину, … отдыхают целый день и всегда в определённом, излюбленном из года в год месте. Одно такое … мне пришлось как-то видеть в Одессе, ... .
2. Перелёты свои скворцы … очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти вёрст. Прилетят на незнакомое место рано вечером, …, чуть … ночь, утром - ещё до зари - лёгкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.
Проверка. Слайд 19.
1. Переправу, скворцы, место, весною.
- Какие части речи вставили?
2. Совершают, подкормятся, подремлют.
- Какие части речи вставили?
- Найдите лишнее предложение.
! Слайд 20. «К началу июня уже вылупились птенцы. Их обычно в гнезде четыре или пять. Птенец скворца есть истинное чудовище, которое состоит целиком из головы, голова же только из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта».
- С пиратскими копиями разобрались. Молодцы!
IV. Работа с текстом после чтения
4. Обобщение
Тест Слайд 21-24.
1. Это произведение
а) рассказ
б) стихотворение
в) сказка
-За правильный ответ 1 балл
2. Автор этого произведения
а) К. Паустовский
б) Б. Житков
в) А. Куприн
-За правильный ответ 1 балл
3.Главные герои произведения
а) Воробьи
б) Скворцы
в) Галки
-За правильный ответ 1 балл
4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца?
а) в середине мая
б) в середине апреля
в) в середине июня
-За правильный ответ 1 балл
5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием?
а) на запад
б) на восток
в) на север
-За правильный ответ 2 балла
6.Кому подражал мой знакомый скворец?
а) журавлю
б) чайке
в) аисту
-За правильный ответ 2 балла
7. Почему скворцы гнали за версту трёх галок? Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?
а) защищали молодое поколение
б) защищали скворечник
в) отбирали корм
-За правильный ответ 2 балла
Проверка.
Самооценка. Слайд 26
Рефлексия
-Чему вы научились на уроке?
-Какие задания вам понравились больше всего? Слайд 27.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
V. Итог урока. Комментированное выставление оценок.
- Наш урок-презентация подходит к концу. Итак, кто же он, новый для нас автор?
- Какими важными мыслями хотел поделиться автор?
- Кого из его героев вы успели полюбить?
Учитель: Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных - это наши младшие друзья!
- Спасибо за активное участие в работе языковедам, журналистам, критикам, читателям и гостям. Надеюсь, новая встреча с автором и его произведением вам запомнится, и вы будете читать его другие произведения. На память хочу подарить вам детский кроссворд «Птицы» и изображения скворца, их можно раскрасить, а для этого полистать книги о скворцах и рассмотреть их окрас.
VI. Домашнее задание. Слайд 28.
Уровневая дифференциация (по выбору)
1 уровень - прочитай рассказ, нарисуй рисунок скворца
2 уровень - прочитай рассказ, составь план
3 уровень - прочитай рассказ, напиши сочинение «Если бы скворцы не прилетали к нам весной …»
-Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!