План-конспект открытого урока по литературному чтению на тему: В. В. Бианки Сова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки - познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • портрет В.В. Бианки

  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера, шмеля);

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

- Поднять настроение предлагаю со скороговорки.

- Ребята, а для чего мы это делаем?

- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

  1. Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

  2. Закройте глаза, повторите её.

  3. Какие звуки повторяются?

(Повторение скороговорки сначала индивидуально, потом хором)

3. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- О ком этот рассказ?

- Какой случай произошел в лесу?

- Почему рассказ назван «Музыкант»?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

(Показ книг)

Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка. У нее глаза большие, Хищный клюв - всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (Сова) (показать картинку совы)

- Какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

- Тема нашего урока В.В.Бианки «Сова».

Ребята, что вы знаете о сове?

Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

- Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

- Небольшое сообщение о сове, подготовленное учеником. Совы - хищные птицы. Совы питаются большим разнообразием добычи, включая млекопитающих, других птиц, насекомых и рептилий. В Африке и Азии даже есть виды, питающиеся исключительно другими птицами. Большинство сов - ночные птицы. Они активны ночью. Несколько видов (например, воробьиный сыч) активны по утрам или на закате, а некоторые (кроличья и болотная сова) охотятся днем. Осенью совы летают на запад, а их место занимают северные гости.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей - полевок, которые способны уничтожить тонну зерна. Зачастую совы живут парами, при этом такой союз является крепким и очень долгим, длящимся в основном всю жизнь птиц.

- Какую пользу приносят совы?

Прочтение стихотворения учеником.

«Сова в культуре».

Ушастая сова.

Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах*
Веки серые сомкнет,
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.

(К. Шилов)

6.4. Приметы о сове.

  1. Если много сов - урожай будет хороший.

  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

  3. Филин кричит на оттепель.

  4. Сова в дупле - на ветер, в сушняке - к дождю.

  5. Сова кричит - на холод.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

7.1. Чтение слов (запись на доске):

- Обратите внимание на эти трудные слова. Давайте прочитаем их по слогам, затем целым словом.

  • от-ча-ян-ная - отчаянная;

  • хо-ро-нишь-ся - хоронишься (прячешься, таишься);

  • сто-ро-нишь-ся - сторонишься;

  • рас-сер-ди-лась - рассердилась;

  • пе-ре-кли-ка-ют-ся - перекликаются;

  • за-гля-ды-ва-ют - заглядывают;

  • стар - старик - стариковом.

7.2. Какие слова вам не понятны?

«Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

Первичное знакомство с текстом.

- Сейчас я вам прочитаю эту сказку, вы внимательно послушайте и следите. Будете мне помогать. Приготовьтесь ответить на вопрос - о чём это произведение.

- Когда я буду читать текст, обратите внимание, как правильно и выразительно надо читать.

(Комбинированное прочтение произведения)

8.1. Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.

8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

(Дети 2 минуты читают текст шепотом)

9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- А почему вы решили, что это сказака?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки - несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют - несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку.

Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Закрепление усвоения содержания сказки.

- А теперь найдите, пожалуйста, ответы в учебнике и прочитайте их.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» - это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки?(Сравнение - травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам.

Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Чтение по ролям.

Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»

- И закончить наш урок хочется стихотворением о природе.

Про всех на свете

Все-все

Все на свете,

На свете нужны!

И Мошки

Не меньше нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны -

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все, все на свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!



© 2010-2022