Конспект урока чтения «под голубым небом»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока чтения «под голубым небом»

«Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского

«Весна, весна! как воздух чист!..». (3 класс)

Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии - стихотворением Е.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..»

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом, его красотой, многозначностью;
  • формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
  • развивать чувственно - эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно - образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
  • воспитывать интерес и любовь к поэзии;

  • воспитывать внимание, любовь и бережное отношение к природе.


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня урок чтения мы проводим в необычной обстановке на берегу нашей речки Амзя. Расположитесь поудобнее.

Кругом в самом разгаре весна. Давайте внимательно всмотримся и вслушаемся в окружающее.

- Что вы увидели? (Река разлилась, деревья еще голые, трава пробивается, солнце светит, дует теплый ветер и т.д.)

- Какие звуки услышали? (Река шумит, ветки шелестят, петух кукарекает, куры кудахчут, воробьи чирикают и т.д.)

- Какие желания возникли? (Хочется побегать, покружиться, раскинув руки, спеть песню, нарисовать и т.д.)

- Ну что ж, здесь нам ничего не мешает и покружиться, и попрыгать, и даже громко-громко покричать. (По желанию выполняют действия).

II. Формулирование темы урока.

Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и наши души. Она рождает у человека разные чувства и настроения, которые хочется выразить в той или иной форме. Художники передают свое отношение к весне через картины, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено очень много стихов. С одним из них мы и познакомимся на этом уроке. Это стихотворение Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»

  1. Первичное восприятие текста.

Вот послушайте.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

Близки ли вам переживания поэта в данный момент?

IV. Анализ текста с использованием методического алгоритма

Каждая строфа стихотворения изучается в комплексе заданий и вопросов:

  1. громкое чтение;

  2. чтение про себя с заданием найти трудное для понимания слово;

  3. объяснение значения слова;

  4. проговаривание и многократное повторение слова;

  5. работа над пониманием содержания строфы;

  6. нахождение поэтических образов, сравнений, эпитетов;

  7. сравнение восприятия природных явлений автором и детьми;

- Прочитайте первую строфу. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

- Что ощущает поэт?

- Посмотрите на небо. Вдохните воздух. Что ощущаете вы?

- Прочитайте вторую строфу: Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

- С кем сравнивает поэт ветер? А с кем бы вы сравнили облака?

- Посмотрите на облака. А теперь закройте глаза и представьте себя этими облаками. Какие ощущения испытываете?

Прочитайте третью строфу: Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

- Молча послушаем реку. Сравним восприятие рева реки автором и вами.

Обратите внимание на то, как автор мастерски использует слова, чтобы показать мощь вскрывающейся реки: слышен треск ломающихся льдин, шум водных потоков за счет использования слов со звуками [р] и [рʼ].

Прочитайте четвертую строфу: Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Найдите эту картину здесь. Покажите и послушайте, как шумит, шуршит ветхий лист под ногами.

Прочитайте последнюю строфу: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне…

Послушайте песню жаворонка (Аудиозапись.)

Похожа ли песня жаворонка на гимн?

А не похоже ли само стихотворение на гимн? Докажите. (Любование поэта весенними явлениями, его восторженность, обилие восклицательных знаков.)

V. Включение изученного в систему знаний и повторение

А теперь давайте повторим найденные поэтические образы и эпитеты («ясен небосклон », «лазурию живой», «в яркой вышине», «крылья ветерка», «ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «ветхий лист», «взревев, река несет на торжествующем хребте», «жавронок поет заздравный гимн весне»).

Вот так окружающие нас привычные образы природы

у Е.Баратынского превратились в поэтические образы. С помощью поэтического слова он передает и звуки, и краски, и дыхание очаровавшей его весны. И мы благодарны ему за то, что он разбудил нашу мысль и подарил слова для ее высказывания. Нам остается эти слова запомнить и читать, читать стихи для праздника души и восхищаться ими.

VI. Выразительное чтение стихотворения

Подготовимся к выразительному чтению. Выделим голосом ударные слова в каждой строчке, зафиксируем логические паузы. Каким настроением проникнуто стихотворение? Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися).

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, как вы думаете, если бы мы читали это стихотворение в классе, вы восприняли бы его так же как здесь или по-другому?

Понравилось вам читать стихи на природе?

Какие поэтические образы запомнились?

С каким настроением заканчиваете урок?

Вот и закончился наш урок. Но путешествие в мир природы и поэзии не кончается. Вслушивайтесь в песню весны, всматривайтесь в ее краски -

и вы словно выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну и, конечно, читайте стихи других поэтов о весне. А также творите, сочиняйте, рисуйте, пойте о ней. Успехов вам!

VIII. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение наизусть;

2) попробовать сочинить четворостишие о весне;

3) нарисовать весенний пейзаж.

© 2010-2022