Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Значение фразеологизмов»

Цели:

  • проложить знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)сочетаниями слов

  • наблюдение за значением и использованием фразеологизмов

  • расширить словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов

  • карточки с фразеологизмами

  • компьютер

  • видеопроектор

  • экран

  1. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи:

ХОД УРОКА

Организационный момент

Постановка задачи:

Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему.

СЛАЙД 4

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Учитель : Догадались? Какая тема нашего занятия?

СЛАЙД 5

Дети: Тема нашего занятия - фразеологизмы.

СЛАЙД 6

Учитель: Правильно. Вспомните, что такое фразеологизм?

Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Устная работа.

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы - это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

СЛАЙД 7

Вернёмся к стихотворению. Назовите, фразеологизмы которые вы услышали в стихотворении?

Ответы детей - повесил нос, сквозь землю провалиться, бить баклуши.

СЛАЙД 8

Учитель: Ребята, а как вы понимаете значение фразеологизма «повесил нос»

Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.

Учитель: - давайте посмотрим, как значение этого слова объясняет фразеологический словарь.

Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?

Дети: Задирать нос - гордиться;

Водить за нос - обманывать;

Клевать носом - спать;

Остаться с носом - потерпеть неудачу;

Встретиться нос к носу - близко;

Зарубить на носу - хорошо знать

Учитель, а что значит: «сквозь землю», «бил баклуши»

Дети: Сквозь землю провалился - стыдно. Бил баклуши - бездельничал.

СЛАЙД 9

Работа в тетради.

Учитель: Открыли свои тетради, сели ровно.

СЛАЙД 10

Записали число, классная работа.

СЛАЙД 11

Прочитайте следующий фразеологизм.

«Прикусить язык»

Как вы понимаете его значение? Дети : промолчать

«Медвежья услуга» Дети отвечают

Ответ на слайде - помощь, от которой стало только хуже.

Учитель: найдите во фразеологизмах словарные слова. (язык, медведь).

СЛАЙД 12

Запишите

СЛАЙД 13.

Учитель: А сейчас мы будем выполнять упражнение 1 по учебнику

СЛАЙД 14

Запишите в тетради Упражнение 1

Учитель : Нам дано 4 значения и фразеологизмы подсказки. Давайте прочитаем хором слова под номерами. ЧИТАЮТ. Сейчас мы с вами попробуем из подсказки выбрать подходящие фразеологизмы. Чтобы ничего не пропустить будем читать по порядку, ничего не пропуская. И так первое выражение ….

СЛАЙД 15

После каждого фразеологизма учитель спрашивает, подходит или не подходит, на слайде появляются ответы.

СЛАЙД 16

Работа в парах. 1 ряд работает со словом «бездельничать», 2 - «мало», 3 - « быстро бежать».

СЛАЙД , 17, 18, 19

ПРОВЕРКА

СЛАЙД 20

Физкультминутка.

Учитель: Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

СЛАЙД 21


Учитель : А сейчас мы с вами отправимся в город мастеров .

Скажите, вы можете назвать профессии каждого мастера?

Дети отвечают

Учитель: Давайте проверим. ( появляются названия профессий)

Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов.

СЛАЙД 22

Предлагаю разделиться на 6 групп. Каждая группа получит карточку с фразеологическими оборотами, и попробует определить, к какому мастеру они относятся.

Проверка

СЛАЙД 23 - повар

  • калачом не заманишь;

  • заварить кашу;

  • толочь воду в ступе;

СЛАЙД 24 - столяр

  • топорная работа;

  • без сучка и без задоринки;

  • снять стружку;

  • разделать под орех. (Столяр)

СЛАЙД 25 - кузнец

  • доводить до белого каления;

  • между молотом и наковальней

СЛАЙД 26 - машинист

  • ставить в тупик;

  • зелёная улица;

  • на всех парах

СЛАЙД 27 - врач

  • подсластить пилюлю;

  • как рукой сняло;

  • затаить дыхание

СЛАЙД 28 - швея

  • Трещать по швам

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь

  • Шито белыми нитками

Попробуйте сделать вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?

( из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий)

Если вы не знаете значение фразеологизмов, предлагаю вам обратиться к словарю . Карточки я вам оставляю в классе.

СЛАЙД 29

Словарь, в котором даны значения фразеологизмов, называется фразеологический словарь.

СЛАЙД 30

Д/З Учебник, с. 106, упр.3.

СЛАЙД 31

На этом наш урок окончен.

СЛАЙД 32

Спасибо за урок все молодцы.

© 2010-2022