Конспект урока по русскому языку на тему Творительный падеж (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Творительный падеж?»


Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.

Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать Задачи:

1.Предметные: - формировать умения умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже; - совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных, - отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.


Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради на печатной основе, карточки для работы в парах.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их. - Будем надеяться, что настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием посмотрят, как умеют работать ученики 3 класса. - Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу. - Я верю в вас, и знаю - у вас всё получится! - Пусть доброе настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе урока. Проверка домашнего задания. Актуализация. - Вы выполняли упражнение 93 на странице 52. - У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? - Прочитайте, стихотворение, которое у вас получилось. В каком падеже стоят вставленные существительные? (В В.п.) - Назовите падежные вопросы В.п. (Кого? Что?) - В чем сложность определения В.п. у существительных? (У этого падежа падежные вопросы И.п. и Р.п.) - Как правильно определить в каком падеже стоит существительное в В.п. или Р.п.? (Ответы детей)

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! - Сядьте ровно, тетради положите уголком. Запишите число, классная работа. На доске: ул…ца, те…итория, праз…ник, , морко…ь. (слайд) - Прочитайте имена существительные. Какие буквы необходимо вставить. Почему? -Что еще могут обозначать пропущенные буквы? Работа в парах. (Слайд) - Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква. -Как узнать падеж имени существительного? (Слайд)

Самоопределение - Вспомним фразу, которая помогает нам запомнить порядок падежей в русском языке. (Иван Рубит Дрова Варвара Топит Печь). - О каких падежах мы уже говорили? (Об именительном, родительном, дательном, винительном). - Назовите падеж, с которым мы будем работать сегодня. (Творительный) - Сформулируйте цель урока (Творительный падеж) - Что мы должны узнать о творительном падеже? Поставьте задачи на урок. (После ответов детей на доске появляется карточка «Задачи Урока») Задачи урока: Повторить: падежные вопросы Узнать: Смысловые вопросы. Предлоги. Член предложения. Научиться: определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях На доске появляется карточка «Затруднение» - Итак, уточним ещё раз, в чем возникло затруднение при выполнении задания? (не знали, как что это за часть слова, как она обозначается)
Открытие нового знания На доске появляется карточка «Сами сделаем открытие» - Что мы знаем о творительном падеже? (На какие падежные вопросы он отвечает: КЕМ? ЧЕМ? На доску вывешиваются карточки с вопросами) - Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. 1. На полянке пахнет земляникой. 2. За городом начинается лес. 3. Между берёзами течёт ручеёк. 4. Бабушка испекла пироги с черникой. 5. Над болотом кружили журавли. 6. Вечером над кормушкой закружились синицы - Какой частью речи являются выделенные слова? (Существительные) - Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу падеж. (Один ученик записывает словосочетания на доске.) пахнет (чем?) земляникой (Т.п.) начинается (за чем? где?) за лесом (Т.п.) пироги (с чем?) с черникой(Т.п.) кружили (над чем? где?) над болотом (Т.п.) закружились (чем? когда?) вечером (Т.п.) - С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? (Один ученик у доски называет предлоги и выделяет их. На доске появляются карточки - предлоги Т.п.). - Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с существительными, но и с падежными вопросами. - Запишите второе предложение. Подчеркните главные члены, укажите падеж выделенного слова. (Один ученик у доски записывает предложение и выполняет задание. За городом начинается лес.) - Каким членом предложения является существительное в Т.П.? (Второстепенным. На доске карточка - второстепенный член предложения). - Ребята, мы выполнили все задания и теперь можем сформулировать правило о творительном падеже. (Учащиеся формулируют правило, пользуясь карточками на доске).

Закрепление во внешней речи - Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? (К учебнику). - Откройте учебник на стр.53. Мудрая сова сообщает вам новые сведения о языке. -Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были? (Мы были правы). - Прочитаем ещё раз, чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти. Физминутка с музыкой.

Продолжение работы над темой - Посмотрим на задачи нашего урока. С чем мы уже справились? Какая следующая задача? (научиться определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях)


Самостоятельная работа с проверкой Игра «Конструктор» На доске три группы слов. 1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду. 2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят. 3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой. - Составьте предложения, выбирая из каждой группы нужные слова. Например: Гвоздь забивают (чем?) молотком (Т.п.). (Записываю на доске, указываю падеж). Продолжите работу. Один ученик составляет слова на доске. Проверка по образцу.
Работа в группах - Поработаем в группах. - Вспомним правила работы в группах. (Слайд) - Объединитесь в группы. Выберите ответственного. Он получит задание. Определите падеж имён существительных. 1-я группа. Пословицы 1. Март с водой, апрель с травой 2. Не спеши языком, торопись делом 3. Пишут не пером, а умом 4. Мы сильны дружбой
2-я группа Фразеологизмы 1. Не заманишь калачом 2. Кривить душой 3. Показать товар лицом 4. Не по зубам 3-я группа
Предложения 1. Около изгороди раздаётся свист птички 2. С первым снегом птичка появляется у жилья человека 3. Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
4-я группа Словосочетания Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка. 5-я группа Стихотворение Вот бы стать бы мне слоном От ушей до пяток. На прогулку Тёплым днем Выводить слоняток. Вот бы жаворонком стать Или обезьянкой. Научить птенцов летать Утром, над полянкой. - Ответственные выходят с листами заданий, представляют работу своей группы. За ответ получают оценку.
Применение нового знания - Что бы наши знания о существительных в творительном падеже прочно усвоились, выполним упражнение 96 на стр. 53. - Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? (Два.) Как определили? (Сколько точек, столько и предложений.) - Это упражнение мы выполним по вариантам. 1-й вариант записывает первое предложение, 2-й вариант - второе. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и найдите имена существительные в Т.п. Проверка: один ученик читает, остальные проверяют задание. Итог - Справились ли мы с задачами урока? - Что мы узнали сегодня? (ответы детей по задачам урока) - Теперь мы продолжить нашу фразу -Давайте эту морфему поместим в состав поезда и определим ей место в составе слова. - Как вы думаете, зачем нужно знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, образовывать новые слова и т.д.). - Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение: (Слайд) Хочу я песни сочинять. С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером, Или цветным карандашом? - Вы ещё не всё узнали о падежах. Завтра на уроке мы с вами узнаем тайны предложного падежа.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Закрасьте ту часть круга которая отражает вашу работу на уроке зеленым, желтым или красным цветом. Покажите. Продолжите фразу: (Карточка на доске) - Мне было легко… - Я испытывал(а) затруднения …… - Я хочу похвалить …. - Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание. Домашнее задание (слайд) Стр.53, выучить наизусть правило, - Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.









© 2010-2022