Поурочное планирование по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область Орловский район пос. Орловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОСОШ № 3

__________ М.М. Кушнарева

Приказ от _____________ № ______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по окружающему миру

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование 2 «А» класс

Количество часов в неделю 2, по программе 68, за год 65

Учебный год 2014 - 2015

Учитель Чепкова Лариса Ивановна Программа разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, примерной основной образовательной программы по окружающему миру в начальной школе, авторской программы во 2 классе авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова «Окружающий мир» (система Л.В.Занкова) 2011 г.).

Раздел: Пояснительная записка.

Сведения об учебной программе Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.); программы авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова) 2011 г.). В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Цели учебного курса Окружающий мир»: -освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; -развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой. -воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: -формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения -на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости, -развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, -формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде -формировать общеучебные умения - воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы - ориентироваться в пространстве и времени - работать с картами, таблицами, схемами; -добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, - развивать устную и письменную речь; -освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); -воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; -воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию. Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

Раздел: Общая характеристика программы. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Поэтому курс, который реализует такое содержание - интегрированный, содержание которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой. Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Этнографические знания, получаемые детьми в ходе изучения интегрированного курса «Окружающий мир», дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории родного края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на территории Республики Башкортостан. В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты. Методы обучения: а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения. Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир» Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Раздел: Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана школы. Данная программа рассчитана на обучение с учетом 2-х часов в неделю. Годовое количество часов на изучение курса составляет 68 часов. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий, в 2014-2015 уч. году программа реализуется в объёме 65 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме за счёт уплотнения тем: №24 «Глобус и географическая карта.» «Нахождение на глобусе и географической карте изучаемых объектов».

№32 «Воды Земли.» « Вода и ее свойства»

№54 «Растения, которые мы едим» «Строение плода и корнеплода»
Кол-во часов - 65 Формы контроля Четверть К-во час.в неделю Всего часов
К/р П/р Списыва ние
По плану Факт. По плану Факт. По плану Факт. По плану Факт По плану Факт 1 2 18


2




2 2 15
1






3 2 18


2




4 2 14
1
1




Итого 65
2
5





График контрольных работ
№ Форма работы Дата 1. Контрольная работа №1 по теме «Как изучают окружающий мир». 15.10 2. Проверочная работа №1 по теме «Космос». 29.10 3. Контрольная работа №2 по теме «Планета Земля» 8.12 4. Проверочная работа №2 по теме «Свойства воды» 21.01 5. Проверочная работа №3 по теме «Состав и свойства воздуха». 9.02 6. Проверочная работа №4 по теме «Растения». 15.04 7. Контрольная работа №3 по теме «Живая природа». 13.05




Раздел: Содержание учебного предмета
№ Модуль (глава) Количество часов 1 Общий взгляд на Землю 5 2 Как изучают окружающий мир 9 3 Космос 4 4 Планета Земля 9 5 Взаимодействие сил природы 21 6 Живая природа 17
Общий взгляд на Землю (5 часов) Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. Как изучают окружающий мир (9 часов) Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет. Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. Космос и Земля (11 часов) Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Экскурсия в планетарий. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой. Взаимодействие сил природы (21 часов) Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. Живая природа (17 часов) Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения. Дикие и домашние животные, обитающие на территории Республики Башкортостан. Правила поведения с домашними животными. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Сохранение редких растений, животных. Красная книга России и Башкортостана. Красота и разнообразие природы России и родного края. Заповедники, заказники на территории Республики Башкортостан. Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; узнавание ядовитых грибов. Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад, краеведческий музей, юннатский экологический центр.





































Раздел: Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

Стр.

I четверть 18 часов

Тема 1. «Общий взгляд на Землю» (5 часов)

1

1

1.09

Наша Родина. Семья и труд

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материа­ле), характеризовать их особенности.

Работать с готовыми моделями (глобусом и картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Различать понятия «океан», «море», «озеро», «река». Уметь показывать на карте или глобусе различные водоемы. Знать моря Северного Ледовитого океана. Работа с рабочей тетрадью.

3-7

2

2

3.09

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим

8-11

3

3

8.09

Россия - родина космонавтики

12-14

4

4

10.09

Материки. Практическая работа с картой №1

14-17

5

5

15.09

Мировой океан. Северный ледовитый океан. Практическая работа с картой №2

17-21

Тема 2 «Как изучают окружающий мир» (9 часов)

6

1

17.09

Сто наук

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира.

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Обсуждение правил здорового образа жизни.

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Проведение научного опыта. Формулирование выводов на основе наблюдений. Сравнение своих предположений с данными справочников или энциклопедии. Изучение правил обращения с газовыми и электрическими приборами.

Знание телефонов экстренной помощи

25-26

7

2

22.09

Органы чувств человека

27-32

8

3

24.09

Язык науки. Практическая работа № 3 «Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств».

33-35

9

4

29.09

Наблюдения, рассуждения, выводы

35-39

10

5

1.10

Инструменты и приборы. Практическая работа №4

« Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега».

40-43

11

6

6.10

Книги и другие средства информации

43-47

12

7

8.10

Тела и вещества. Практическая работа №5 «Свойства веществ».

47-49

13

8

13.10

Свойства веществ. Практическая работа №6 «Свойства веществ».

49-52

14

9

15.10

Человек и природа. Проверочная работа №1 по теме «Как изучают окружающий мир».

52-54

Тема 3 «Космос» (4 часа)

15

1

20.10

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть

на небе днем, а что ночью?), сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка

объектов природы. Приведение сведений из

дополнительных источников информации

(о Луне, Солнце). Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле,

если исчезнет Солнце»

Зарисовка Солнечной системы. Изучение карты звездного неба в конце учебника. Определение связи названий созвездий с объектами окружающего мира. Определение созвездия своего дня рождения. Отыскание на карте Полярной звезды. Составление макета Вселенной, распределяя

расположение космических тел.

Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния). Зарисовки фаз Луны. Определение понятий год, месяц, сутки.

Описание значения Солнца для планеты Земля.

55- 59

16

2

22.10

Планеты. Звёзды и созвездия

60-64

17

3

27.10

Луна - спутник Земли

64-67

18

4

29.10

Не верь своим глазам. Проверочная работа №2 по теме «Космос»

67-68

II четверть - 15 часов

Тема 4 «Планета Земля» (9 часов)

19

1

10.11

Наш общий дом

Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.

Определение понятия «горизонт». Работа с рисунком учебника. Работа с текстом о форме Земли.

Изучение внутреннего строения Земли, оболочек Земли и их взаимодействия.

Определение положения человека на местности. Определение сторон горизонта на карте.

Изучение компаса и его характеристик. Знакомство с правилами пользования компасом.

Опредлениесторон света при помощи компаса.

Наблюдение за природой, определение сторон света по народным приметам.

Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

Знать понятие «резьеф». Умение читать карту. Определение гор и равнин. Умение определять деталей рельефа (глубины и высоты).

Определение понятия «ландшафт». Отгадывание географических загадок. Умение отличать рельеф от ландшафта.

Работа в группах и индивидуально.

69-70

20

2

12.11

Горизонт

71-74

21

3

17.11

Строение Земли

74-77

22

4

19.11

Ориентирование. Практическая работа №7. «Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу»

77-80

23

5

24.11

Компас. Практическая работа №8.

« Ориентирование на местности по компасу».

Народные приметы ориентирования

80-82

82-83

24

6

26.11

Глобус и географическая карта. Практическая работа №9

« Глобус и географическая карта. Нахождение на глобусе и географической карте изучаемых объектов».

84-86

25

7

1.12

Рельеф Земли

87-89

26

8

3.12

Ландшафт

90-91

27

9

8.12

Контрольная работа № 3 по теме «Планета Земля»

Тема 5 «Взаимодействие сил природы» (21 час)

28

1

10.12

Тепловые пояса Земли

Определение основных форм рельефа.

Определение понятий «вулкан», «землетрясение». Правила поведения при стихийных бедствиях.

Определение водоемов на карте. Составление таблицы: природные и искусственные водоемы Земли. Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях». Определение общих свойств для всех жидкостей.

Определять состояния веществ в природе. Опыты о состоянии воды.

Зарисовка снежинок. Рассуждения о значении снега для животных и растений.

Определение свойств веществ при нагревании. Опыты с водой. Определение понятия «айсберг». Рассуждения на тему «Зачем в водоемах проруби?»

Работа в группах. Определение опытным путем свойства воды - растворять. Фильтрование воды с помощью бумажной салфетки.

Определение понятия «гейзер». Использование горячей подземной земли. Определение свойств воды важных для живых организмов.

Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу.

Заполнение таблицы «Свойства воздуха». Проведение опыта с мячом для определения свойств воздуха - сжимаемость и упругость.

Зарисовки схемы возникновения ветра днем и ночью. Определение нужен ли ветер людям.

Наблюдения за водой в природе. Зарисовка схемы маршрута воды при ее круговороте в природе.

Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Рассказ о природных явлениях.

Обсуждение темы «Человек и неживая природа»

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

92-94

29

2

15.12

Смена времён года

94-97

30

3

17.12

Особенности Земли как планеты

98-99

31

4

22.12

Суша под Солнцем

99-101

Внутренние силы Земли

102-104

32

5

24.12

Воды Земли.

Практическая работа №10

« Вода и ее свойства»

2 часть

3-5

33

6

29.12

Три состояния воды

7-10

III четверть - 18 часов

34

7

12.01

Что такое снег

10-13

35

8

14.01

Почему лед плавает.

13-17

36

9

19.01

Вода - растворитель. Практическая работа № 11«Вода - растворитель».

18-20

37

10

21.01

Подземные воды. Проверочная работа №4 по теме

«Свойства воды».

21-23

38

11

26.01

Как и зачем люди изучают атмосферу

24-25

39

12

28.01

Состав воздуха

25-26

40

13

2.02

Свойства воздуха. Практическая работа № 12 «Свойства воздуха. Измерение температуры воздуха»

26-29

41

14

4.02

Движение воздуха. Ветры

30-35

42

15

9.02

Проверочная работа № 5 по теме «Свойства и состав воздуха»

43

16

11.02

Круговорот воды в природе.

35-39

44

17

16.02

Вода, ветер, рельеф

39-41

45

18

18.02

Человек и неживая природа

40-41

46

19

25.02

Экскурсия в природу

47

20

2.03

Проверочная работа по теме «Круговорот воды в природе»

48

21

4.03

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие сил природы»

Тема 6 «Живая природа» (17 часов)

49

1

11.03

Жизнь - особенность нашей планеты.

Представление о многообразии живой природы и условиях жизни.

Понимание сходства и различие между деревьями, кустарниками и травами. Зарисовка растения по частям.

Знание особенностей растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

Нахождение сходства и различия хвойных и цветковых растений, определение изменений, происходящих с растениями в течение года. Распределение на группы нарисованных в учебнике растений. Выяснение зачем растению цветок. Соотнесение растения с их плодами. Заполнение таблицы о наличии или отсутствии у растения того или иного органа.

42-44

50

2

16.03

Растения. Практическая работа №13 «Работа с гербарием. Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники»

45-51

51

3

18.03

Хвойные и цветковые растения

52-57

IV четверть 14 часов

52

4

30.03

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа №14

« Уход за комнатными растениями»

57-60

53

5

1.04

Условия для прорастания семян и роста растений

Практическая работа №15 «Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях»

60-62

54

6

6.04

Растения, которые мы едим

Практическая работа № 16 «Строение плода и корнеплода»

Составление таблицы культурных растений и места их выращивания. Игра «Угадай название фрукта»

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений.

Знание овощей, представленных на рисунке в учебнике, и их съедобные части. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.

Понимание значения грибов для человека. Определениедеревьев около которых растут грибы. Знание взаимосвязи растений и грибов, грибов и животных. Наблюдение за хлебной плесенью и условия для ее появления.

Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.

Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

Работа со схемой размножения животных в учебнике. Определение среды обитания для различных групп животных, их приспособление к месту обитания.

Работа с рисунком в учебнике. Деление животных на группы и определение их названий. Составление цепи питания.

Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждениетекста.Соотнесение животных с подходящими понятиями.

62-66

55

7

8.04

Растения-путешественники

67-69

56

8

13.04

Грибы

70-73

57

9

15.04

Проверочная работа №6 по теме «Растения»

58

10

20.04

Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира

73-74

59

11

22.04

Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные

75-78

60

12

27.04

Группы животных. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

78-81

61

13

29.04

Птицы и млекопитающие

81-83

62

14

6.05

Особенности размножения разных групп животных.

Питание животных

84-86

89-91

63

15

13.05

Котрольная работа№ 7 по теме «Живая природа»

92-95

64

16

18.05

Дикие и домашние животные.

Практическая работа №17

« Уход за домашними животными».

65

17

Бактерии. Гигиена.

96-99





Раздел: Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Автор

Название

Год издания

Издательство

№ в перечне

Учебно - методический комплект

1

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Окружающий мир: Учебник для 2 класса.

2012

Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

359

2

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Рабочаятетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир».

2012

Самара: Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом«Федоров».

3

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 2 класс.

2012

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский

дом «Федоров».

4

Трафимова Г.В.

«Секреты и диковинки окружающего мира»: Книга для чтения по

курсу «Окружающий мир».

2011

Самара:

Корпорация «Федоров».

5

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы

(1 - 4 классы)

СистемаЛ.В.Занкова

2011

ФНМЦ им. Л.В.Занкова

Справочная литература

1

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина,

Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

2011

Москва «Просвещение»

2

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

3

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования

2011

Москва «Просвещение»

4

Кондаков К.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

В 2 частях

2011

Москва «Просвещение»

5

ДанилюкА.Я.

КондаковА.М.

ТишковВ.А.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва «Просвещение»

Печатные пособия

1

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

2

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

3

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

4

Географические и исторические настенные карты.

5

Атлас географических и исторических карт

6

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

1

Персональный компьютер

2

Мультимедийный проектор и экран

3

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

4

Магнитная доска

Экранно - звуковые пособия

1

Видеофильмы по предмету

2

Презентации по темам программы

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

2

Термометр медицинский

3

Лупа

4

Компасы

5

Секундомер

6

Микроскопы

7

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

8

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

9

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты

1

Коллекции полезных ископаемых.

2

Коллекции плодов и семян растений.

3

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

4

Живые объекты (комнатные растения)

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)

2

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов ( по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

3

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.


Раздел: «Результаты учебного курса и система оценки»

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успеха в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России и родного края Республики Башкортостан на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - смысловому восприятию познавательного текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля. Предметные результаты 1. Общий взгляд на Землю (5 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу; - знание основных моральных норм поведения.
- понимания чувств других людей; - представления о своей гражданской идентичности «Я - гражданин России»; - понимания своей этнической принадлежности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - выполнять учебные действия в письменной речи; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; - пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать аналогии; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач; - воспринимать смысл познавательного текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать участие в работе парами, группами; - допускать существование различных точек зрения; - строить понятные для партнера высказывания; - использовать в общении правила вежливости. - задавать вопросы, адекватные данной ситуации; - передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. 2. Как изучают окружающий мир (9 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: - учебно-познавательный интерес к новому материалу; - понимание, что здоровье - главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь; - представление о причинах успеха в учебе; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников.
- принятия установки на здоровый образ жизни; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - понимания чувств других людей; - интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - понимания нравственного содержания поступков окружающих людей; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. - адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в группе и паре); - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательного текста; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - использовать знаково-символические средства, в том числе простейшие модели и схемы, для решения конкретных практических задач; - строить сообщения в устной форме; - устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. - понимать информацию, представленную различными способами: в виде текста, таблицы, рисунка или простейшей схемы; - работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и таблица; - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - создавать простейшие схемы к тексту; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить небольшие сообщения в устной форме; - проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; - иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другие мнение и позицию; - формулировать собственные мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации; - использовать в общении правила вежливости. - строить монологическое высказывание; - уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. 3. Космос и Земля (14 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; - понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников; - представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности. - интереса к познанию окружающего мира; - понимания нравственного содержания поступков окружающих людей; - интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств других людей; - представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; - выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух или «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - воспринимать смысл познавательного текста; - владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре); - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - создавать простейшие схемы к тексту; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек (знакомство с каталогами); - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; - понимать информацию, представленную различными способами: в виде текста, таблицы, рисунка или простейшей схемы; - работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и текст, текст и таблица; - проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; - иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другие мнение и позицию; - формулировать собственные мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации; - использовать в общении правила вежливости. - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. - осуществлять взаимоконтроль. 4. Взаимодействие сил природы (22 часа) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успеха в учебе; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей; - представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности.
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - интереса к познанию окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задаче; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России, родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - строить сообщения в устной форме; - воспринимать смысл познавательного текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (космос, Солнце, Земля, тепловые пояса, времена года, суша, вода, воздух…); - устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и текст, текст и таблица; - создавать простейшие схемы к тексту; - проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; - иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другие мнение и позицию; - формулировать собственные мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; - использовать в общении правила вежливости. - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять взаимоконтроль. 5. Живая природа (18 часов) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успеха в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России и о своей этнической принадлежности. - интереса к познанию окружающего мира; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России, родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - находить в тексте ответ на вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - воспринимать смысл познавательного текста; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - строить сообщения в устной форме; - производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая/неживая, группы животных - группы растений и прочее); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другие мнение и позицию; - формулировать собственные мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; - использовать в общении правила вежливости. - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять взаимоконтроль.






Требования к уровню подготовки обучающихся
№ Содержательная линия Требования ФГОС-2 Предметные результаты Базовый уровень Повышенный уровень 1 Общий взгляд на Землю Устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
Определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; - показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; - различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). 2 Как изучают окружающий мир Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; - соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; - определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям. Использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; - оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах. 3 Космос - Характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; Названия планет. Значение Солнца для условий жизни на Земле. Глобус и карту полушарий, материки и океаны, Россия на карте, стороны горизонта. Использовать географическую карту как источник информации, ориентироваться по солнцу. Звезды, наука астрономия. Солнечная система. Солнце - небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Луна - спутник Земли. Фазы Луны. Полнолуние, новолуние, солнечное затмение, лунное затмение. Полюсы, экватор, тропики, полярные круги. 4 Планета Земля - иметь представление о древнейших людях; - знать о способах выживания человека в природе; -иметь представление о древнейших людях. - знать о способах выживания человека в природе. - знать историю превращения человека в сознательное существо; как труд изменил быт человека. - знать орудия труда у первобытных людей. - уметь различать понятия «кочевники», «земледельцы». - иметь представление какую роль археологи и палеонтологи играют в изучении становления человечества, создания орудий труда. 5 Взаимодействие сил природы - Измерять температуру воды, воздуха и своего тела; - различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; - объяснять причины круговорота воды в природе; Смена времён года. Рассуждения о воздействии Солнца на сушу. Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Подземные воды, гейзеры. Азот, кислород, углекислый газ. Барометр - прибор для измерения давления воздуха. Давление воздуха. Ветер. Ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз. 6 Живая природа - Определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп растений и животных; - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; - строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой. Царства живой природы. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений. Особенности размножения и развития водорослей, лишайников, мхов, папоротников. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Знание грибов своей местности. Правила сбора грибов. Бактерии - мельчайшие организмы. Вредные и полезные бактерии.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям. Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Критерии оценок за фронтальный опрос: «5» - чёткие и краткие ответы без ошибок (не менее, чем на 3 контрольных вопроса) в которых ученик умело сопоставил факты; выбрал альтернативу и доказал свою точку зрения; умело сделал сравнение; проанализировал изученный материал и нашёл причину явления и т.п.; не более 1 недочёта. «4» - чёткий, краткий ответ (не менее, чем на 3 вопроса), с отдельными неточностями в изложении материала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу. «3» - неполный ответ с нарушениями логики изложения материала ( не менее, чем на 2 вопроса); наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов. «2» - неполный ответ с нарушением логики, нераскрытостью обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу. Критерии оценок за индивидуальный устный опрос: «5» - в ответе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету; верное и умелое сопоставление фактов; правильное установление причинно-следственных, пространственных и временных связей; не более 1 недочёта. «4» - достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объекта или явления, с отдельными неточностями в изложении материала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу. «3» - неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов. «2» -неполный ответ с нарушением логики, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу. Критерии оценок за самостоятельную практическую работу: «5» - в работе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выделены наиболее существенные признаки объекта; верное и умелое сопоставление фактов; правильное установление причинно- следственных, пространственных и временных связей; верно сделаны выводы из проведённых самостоятельных действий; не более 1 недочёта. «4» - достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объекта или явления, с отдельными неточностями в выводах; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу. «3» - минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; нечёткие выводы; наличие 3 ошибок или 6 недочётов. «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность в выводах; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение: - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату: - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте.























© 2010-2022