Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

VΙ. Календарно-тематическое планирование

УОиСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;

УОНЗ - урок ознакомления с новым материалом;

УКЗ - урок контроля знаний.

урока в трим./в году

Темы

Тип урока

Термины, понятия

Планируемые результаты

Виды деятельности

Дата

Предметные

Метапредметные и

личностные (УУД)

план

факт

Ι триместр (24 ч.)




1 (1)

«Как устроен мир» (6 ч.)

Природа.

Разнообразие природы. Значение природы для людей.

У ОНЗ Разнообразие природы

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Наблюдения над процессами памяти.



2 (2)

Человек. Ступеньки познания.

УОНЗ Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве.

Учащиеся должны знать/ понимать

чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.



3(3)

Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия.

УОиСЗ



4(4)

Общество.

У ОНЗ

Учащиеся должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России.

Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.



5(5)

Мир глазами эколога.

У ОНЗ Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

Наблюдение над связями каждой группы в природе.



6(6)

Природа в опасности. Охрана природы.

Практическая работа № 1

У ОНЗ

Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Моделирование, влияния человека на природу



7(7)

«Эта удивительная природа»(18 ч)

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа

№ 2

УОНЗ Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе



8(8)

Разнообразие веществ.

У ОНЗ Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух -смесь газообразных

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

Соль, сахар, крахмал, кислота

Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах.



9(9)

Воздух и его охрана.

УОНЗ

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

Опыт «Расширение воздуха»



10 (10)

Вода и жизнь. Свойства воды.

Практическая работа № 3

УОНЗ Вода текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Опыт «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»



11 (11)

Превращения и круговорот воды в природе.

Тестирование.

У ОНЗ

УКЗ распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды

Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды.



12 (12)

Берегите воду!

У ОНЗ

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду.



13

(13)

Как разрушаются камни!

Что такое почва?

УОНЗ плдородие

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел.

Опыт: «Состав почвы».



14

(14)

Разнообразие растений.

Практическая работа

№ 4

УОНЗ ботаника

гербарий

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения .

Рассматривание живых и гербарных растений



15 (15)

Солнце, растения и мы с вами.

Практическая работа

№ 5

УОНЗ Дыхание и питание растений

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

Опыт «Испарение воды листьями» Определение органов растений, сравнение органов различных растений



16 (16)

Размножение и развитие растений.

Практическая работа

№ 6

УОНЗ

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными



17 (17)

Охрана растений.

У ОНЗ

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений.



18 (18)

Разнообразие животных.

УОНЗ

Иглокожие, ракообразные, паукообразные,насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие).

Зоология- наука о животных.

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Моделирование



19 (19)

Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»

Практическая работа №7

У ОНЗ

УОиСЗ

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

Моделирование цепей питания



20 (20)

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

УОиСЗ

Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов.

Наблюдение цепей питания в природе.



21 (21)

Размножение и развитие животных.

Практическая работа

№ 8

У ОНЗ

Учащиеся должны

знать способы размножения животных.

Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки



22

(22)

Охрана животных.

У ОНЗ

Учащиеся должны

уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Наблюдение в природе причин исчезновения животных.



23 (23)

В царстве грибов.

УОНЗ

Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов.



24 (24)

Великий круговорот жизни.


У ОНЗ

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

Моделирование Круговорот веществ в природе



ΙΙ триместр (22ч.)





1 (25)

«Мы и наше здоровье» (10ч.) Организм человека.

У ОНЗ

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре




2 (26)

Органы чувств

У ОНЗ

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

Наблюдение за работой органов чувств.



3 (27)

Надёжная защита организма.

Практическая работа

№ 9

У ОНЗ

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий - кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Первая помощь при небольших повреждениях кожи



4 (28)

Опора тела и движение.

Проверочная работа.

УОНЗ

УКЗ

Опорно -двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки.

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

Наблюдение за работой различных групп мышц.



5 (29)

Наше питание. Органы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»

У ОНЗ

УОиСЗ

белки, жиры, углеводы, витамины, пищеварительная система , ее строение

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.



6 (30)

О дыхании, о движении крови

Практическая работа № 10

У ОНЗ

Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Подсчет ударов пульса



7 (31)

Умей предупреждать болезни

Практическая работа № 11

У ОНЗ

Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии.

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

«Моделирование строения организма человека»



8 (32)

Здоровый образ жизни.

УОНЗ

Понятие о здоровом образе жизни.

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.



9 (33)

Проверочная работа

УКЗ

Выполнять тесты с выбором ответа




10 (34)

Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

УОиСЗ

Представление результатов проектной деятельности.




11 (35)

«Наша безопасность» (7ч.) Огонь, вода и газ.

УОНЗ

Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Личностные:

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности




12 (36)

Чтобы путь был счастливым.

УОНЗ

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.




13 (37)

Дорожные знаки.

УОНЗ

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.




14 (38)

Проект «Кто нас защищает»

УОиСЗ

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.




15 (39)

Опасные места.

ОНЗ

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.




16 (40)

Природа и наша безопасность.

УОНЗ

Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.




17 (41)

Экологическая безопасность.

УОНЗ

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.




18 (42)

« Чему учит экономика» (12 ч.) Для чего нужна экономика?

УОНЗ

Потребности людей. Товары и услуги.

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Личностные:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке




19 (43)

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

УОНЗ

Использование природных богатств в экономике.

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.




20 (44)

Полезные ископаемые.

УОНЗ

Понятие о полезных ископаемых.

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.




21 (45)

Растениеводство.

УОНЗ

Сельское хозяйство, растениеводство , животноводство Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.




22 (46)


Животноводство.

У ОНЗ

Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.




III триместр (22 ч.)





1 (47)

Какая бывает промышленность? УОНЗ

промышленность

Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.




2 (48)

Проект « Экономика родного края»

УОиСЗ

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы




3 (49)

Что такое деньги?

УОНЗ

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения .

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.




4 (50)

Государственный бюджет.

УОНЗ

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.

Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.




5 (51)

Семейный бюджет.

У ОНЗ

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.




6-7 (52-53)

Экономика и экология.

УОНЗ

Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.




8-10 (54-56)

«Путешествие по городам и странам» (15 ч.)

Золотое кольцо России.

УОНЗ

Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев -Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно-

стях

Коммуникативные:

формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности




11 (57)

Проект «Музей путешествий»

УОиСЗ

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы




12 (58)

Наши ближайшие соседи.

У ОНЗ

Государства, граничащие с Россией, их столицы

Учащиеся должны знать государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.




13 (59)

На севере Европы.

У ОНЗ

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.




14 (60)

Что такое Бенилюкс?

УОНЗ

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.




15 (61)

В центре Европы.

УОНЗ

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно-

стях

Коммуникативные:

формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности




16-17 (62-63)

Путешествие по Франции и Великобритании.

УОНЗ

Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди




18 (64)

На юге Европы.

УОНЗ

Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности, знаменитые люди




19 (65)

По знаменитым местам мира.

УОНЗ

Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж -Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности




20 (66)

Экскурсия

«Достопримечательности нашего края» УОиСЗ

Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города.




21 (67)

Проверочная работа УКЗ




22 (68)

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» УОиСЗ





Итого: 68ч.






© 2010-2022