Разработка урока по литературному чтению на тему А. П. Гайдар. Совесть (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 2 классе

Автор

Филимонова Марина Владимировна

ОУ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» с.Старомарьевка Грачёвского муниципального района Ставропольского края

Предмет

литературное чтение

Тема А.П.Гайдар «Совесть»

Класс

2 класс

Учебно-методическое обеспечение

  • учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: О.В. Кубасова, УМК «Гармония»

  • презентация к уроку (для учащихся);

  • карточки для детей

Время реализации занятия 2 четверть _74 урок по тематическому планированию

Цель урока:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

  • воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • развивать интерес к чтению

Тип урока

работа с художественным текстом

Форма урока

анализ литературного произведения.

Оборудование

Для учителя - демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор;

Для учащихся - текст рассказа, письменные принадлежности, карточки

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками;

  • обращение к личному опыту учащихся;

  • прогнозирование по названию;

  • кластер;

  • верные-неверные утверждения

  • синквейн;

  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Формируем УУД:


Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать и классифицировать по признакам
  4. умение делать выводы в результате совместной работы


Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме


Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу


Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией




План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

30 сек

2. Психологический настрой

30 сек 3. Подготовительный. Стадия вызова

7 мин 4. Восприятие нового. Стадия осмысления

14 мин 5. Физминутка под музыку

1 мин 6. Присвоение информации. Стадия рефлексии

5 мин 7.Домашнее задание

1 мин 8.Итог урока

1 мин

Ход урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Действия учителя

УУД на этапах урока

1.Организационный момент

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирование ученика к учебной деятельности.

2. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение?


Слайд №1











Говорю слова настроя на урок

Происходит формирование

Личностных УУД к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3.Подготовительный

этап.

Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.









































4. Восприятие нового. Стадия осмысления.

Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста

Девиз урока (записан на доске):

«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки»

I.Стадия вызова

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

СИНКВЕЙН

1.-------------------------(совесть)

2.Человеческая, мучительная.

3.Грызёт, терзает, беспокоит.

4.Испытывает человек в душе.

5.Переживание.

Вопрос:

- Перед вами - синквейн - 5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте, посовещайтесь в парах и назовите это слово. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»).

- Как вы можете объяснить это понятие?

-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер (нарисован на доске)

(дети дают ответы)

КЛАСТЕР

Разработка урока по литературному чтению на тему А.П.Гайдар. Совесть (2 класс)

-Как вы думаете, как должен вести себя совестливый человек? (Человек, который ведёт себя достойно по отношению к другим в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не предаёт, не указывает на недостатки других людей в обидной форме)

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

II. Стадия осмысления

- О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ Аркадия Петровича Гайдара. Этот человек прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей.

Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка»

А.П.Гайдар «Совесть»

-Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

Прогнозирование

-Можно ли определить по названию, каким будет этот рассказ: шуточным, серьёзным или поучительным?

Напишите ваши предположения на листочках от дерева предсказаний (зелёные листочки)



Слайд №2

Предлагаю синквейн без первой строчки



Вписываю в кластер объяснения этого слова, данные детьми (3 слова)



Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд№6











Пумение на основе анализа объектов делать выводы

Кумение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме






П умение на основе анализа объектов делать выводы К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию К умение слушать и понимать других

Л формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией









Разработка урока по литературному чтению на тему А.П.Гайдар. Совесть (2 класс)

5.Физминутка под музыку.

Цель:Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения

Разработка урока по литературному чтению на тему А.П.Гайдар. Совесть (2 класс)

Восприятие нового. Стадия осмысления.



















Словарная разминка

- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором):

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е

ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ

УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ

СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)


«Чтение с пометками INSERT»

У каждого из вас на столе жёлтые карточки с этими словами. Возьмите карандаш, и прочитав ещё раз слова, листочки не переворачиваем, сделайте около каждого из них пометки: V - то, что вам знакомо и можете объяснить; + - новое для вас слово; ? - не понятное для вас слово

v

+

?

Знаю

Новое для меня

Есть вопрос



Словарная работа (толкование слов по словарю)

- Разверните жёлтые карточки

- Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова:

Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь

Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.

Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать...

Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.

Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.

Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.

Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный.

-Совпали ли ваши предположения с толкованием в словаре?


Физминутка «Кошки и мышки»


Чтение с остановками.

- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту)

Чтение 1 фрагмента (1 и 2 абзацов).

Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

1 остановка

Вопросы по осмыслению текста

- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)

-Как она туда прошла? (Украдкой)

-Что такое «украдкой»? (Тайно)

-Почему «украдкой»? (стыдно)

Чтение 2 фрагмента

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

Разработка урока по литературному чтению на тему А.П.Гайдар. Совесть (2 класс)

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

2 остановка

Вопросы по осмыслению текста:

-Какое настроение было у Нины? (хорошее)

-Кого она встретила? (Малыша)

-Каким был мальчик, которого встретила Нина?

-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)

- Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)

- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)

- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)

-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?

Чтение 3 фрагмента

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

3 остановка

- Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)

-Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в роще действительно была собака)

-Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная)

-Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет)

-Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. )

- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)

Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:

Кластер

-Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?

Разработка урока по литературному чтению на тему А.П.Гайдар. Совесть (2 класс)

Словарь Ожегова: совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Осознанное чтение.(Дети самостоятельно читают текст, на экране словарь к тексту)

Слайд №7



Слайд №8



Слайд №9



Включаю физминутку



Предлагаю перевернуть листочки с текстом, лежащие на столе





Слайд №10

«Встреча Нины с малышом»























































П:умение извлекать информацию из текста П: умение на основе анализа объектов делать выводы П:умение делать выводы в результате совместной работы К: умение слушать и понимать друг К:умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Происходит формирование

Личностных УУД



К: умение оформлять свои мысли в устной форме

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П:(общеучебные-смысловое чтение, умение структуировать знания)


П:умение извлекать информацию из текста К : умение слушать и понимать других К:умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами































П:умение извлекать информацию из текста П:умение на основе анализа объектов делать выводы П:умение делать выводы в результате совместной работы

6.Присвоение информации.

Стадия рефлексии

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

III. Рефлексия

- О ком этот рассказ?(о Нине Карнауховой)

- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)

- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет) - О чем рассказ? (о совести) - Может ли совесть сделать человека лучше? (совесть помогает стать человеку лучше)
- Давайте вернёмся к листочкам с «дерева предсказаний», так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный) -У кого совпали предположения, поднимите руку.

Об авторе:

- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную библиотеку.

Верные-неверные утверждения

-Ребята, а правда ли, что:

1. Надо любить только себя и не уважать других?

- Весь урок на доске мы видели слова:

2.Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки.

- Верно ли это?

- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.

Закончи предложение. (при наличии времени)

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что…

Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог…

Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


















Слайд №11







Слайд№ 12

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

К : (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

Л :(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

К: умение слушать и понимать других

К:умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

7.Домашнее задание

Творческое задание.

- Дома прочтите этот рассказ. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям.

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Подготовьтесь и расскажите об этом.

Слайд №13



8. Итог урока

Аутотренинг.

- Вы сегодня очень хорошо потрудились, большое спасибо вам за это. Каждому из вас я хотела бы подарить по маленькому сердечку, как частичку моей любви к вам.

А теперь, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше и чище от тепла ваших сердец. Урок окончен.

Слайд№ 14







Слайд №15





Список использованной литературы



  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. - 176 с.

  2. Громова О. критическое мышление - как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.

  3. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист - 2002 -№2.

  4. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 330с.



© 2010-2022