ЭССЭ Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности. Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает. В своей деятельности я не только учитываю основные пути формирования мотивации учения, но и активно использую различные приемы и методы стимулирования учащихся: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации, методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Мои уроки отличает высокая плотность, темп, реализация межпредметных связей. Я стараюсь внедрять новые технологии. Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой даёт возможность включать воспитанников в активную познавательную деятельность. Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия Урок-экскурсия, урок - сказка, урок- исследование, урок - театрализация, урок-викторина, уроки-семинары, практикумы, уроки-зачеты, уроки-лекции. Большую возможность в формировании положительной мотивации дает внеклассная работа по предметам. Так, участие в различных викторинах и конкурсах побуждает детей к поиску информации, выходящей за пределы программного материала, обращению к различным источникам. Именно эти конкурсы дают возможность попробовать свои силы, привлечь к поиску информации взрослых. Хороший стимул - получение детьми различных сертификатов и дипломов, которые в нашей школе принято вручать при всех, на итоговых линейках. По моему глубокому убеждению, при формировании мотивации учения нужно использовать общее положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, любознательность, а также непосредственность, доверчивость младших школьников, их веру в авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания. Однако нужно учитывать, что интересы младших школьников неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме того, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Я стремлюсь не вызывать у детей негативные эмоции без необходимости, учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка, стараюсь развивать у них устойчивый интерес к знаниям в разных отраслях и потребность в их самостоятельном поиске, добиваться общего развития личности - ума, воли и чувств. Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Принимать каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно.
© 2010-2022