Программа кружка Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательное и воспитательное значение экологии как науки огромно, особенно в плане нравственного развития ребенка. Экология способствует формированию добросовестного отношения к окружающей жизни. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. В связи с этим в школе организована работа объединения дополнительного образования «Юный эколог», имеющая экологическую направленность. Разработана Программа «Экология» (далее Программа), рассчитанная сроком на 1 год для занятий с детьми младшего школьного возраста(1 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 рабочие недели. Программа включает в себя поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Настоящая Программа разработана на основе -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», -Конвенции о правах ребенка от 02.11.1989 г., -Конституции РФ от 12.12.1993 г., -Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе» на 2014-2017г. от 28.08.2014 г.№ 110/1 ПД, -Устава муниципального автономного образовательного учреждения Перевозского муниципального района Средней школы №2 г.Перевоза. Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. В программу включены не только теоретические занятия, но и практические работы, темы бесед, рассказов с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), расширяющие кругозор детей. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы: -принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая природные особенности родного края; -принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности; -принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка; -принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося. Основной формой работы являются теоритические занятия. Также предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оценкой результатов освоения программы является участие детей в конкурсах, проектах на различных уровнях.










Цели и задачи


Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; вовлечение детей в активную социальную деятельность. Задачи программы: Образовательные- формировать интерес к изучению природы родного края; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. Воспитательные - воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; привить интерес к природе своей Родины; помогать детям в их желании сделать свои работы общественно- значимыми. Развивающие - развивать связную речь; логическое мышление.

Ожидаемые результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ. - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, ответствекнность В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. - учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - овладевать начальными формами исследовательской деятельности; - видеть потребность в осуществлении экологически сообразных поступков; - осознавать место и роль человека в биосфере. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. -получать опыт социальной и межкультурной коммуникации.



Основные направления работы.


Программа внеурочной деятельности младших школьников «Экология» реализует социальное направление в рамках ФГОС НОО. Родителям и учащимся были предложены направления внеурочной деятельности :

-общекультурное

-социальное

-общеинтеллектуальное

-духовно-нравственное

-спортивно-оздоровительное. По результатам опроса и анкетирования родителей и детей, было выбрано социальное направление -65 %.







УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности. Введение 1 Принимать учебную задачу; ознакомиться с целями и задачами кружка; определить значение «экологии». Мой дом за окном 10 Соблюдать чистоту и порядок в доме, дворе; наблюдать за деревьями, птицами; соблюдать правила дорожного движения; Соблюдать технику безопасности во время практических занятий. Я и моё окружение 11 Определить значение «семьи»; познакомиться с обычаями и традициями русского народа; познакомиться с гигиеническим и эстетическим значением, условиями содержания комнатных растений, животных; соблюдать технику безопасности во время практических занятий. Гигиена моего дома 12 Познакомиться с значением уборки, дезинфекции помещений; познакомится с бытовыми приборами; наблюдать за ростом растений.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ раз-

дела

№ за-

нятия

Тема

Теория

Практика

Дата

1

Введение

1

1

Что такое экология?

1

2

Мой дом за окном

6

4

2

Мой дом

1

3

Дом, где мы живём

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1

7

Деревья твоего двора

1

8

Экскурсия по территории школы

1

9

Птицы нашего двора

1

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

11

Дорога из дома в школу

1

3

Я и моё окружение

7

4

12

Моя квартира

1

13

Моя семья

1

14

Соседи-жильцы

1

15

Мой класс

1

16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

17

Дом моей мечты

1

18

Комнатные растения в квартире, классе

1

19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

21

Экскурсия в лес

1

22

Животные в доме

1

4

Гигиена моего дома

7

4

23

Уход за квартирой

1

24

Гигиена класса

1

25

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

26

Бытовые приборы в квартире

1

27

Экскурсия в школьную кухню

1

28

Природа в квартире и в классе

1

29

Наша одежда и обувь

1

30-31

Русская народная одежда

2

32

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

33

Экскурсия в школьный музей

1

Итого: 33 часа















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение (1ч)
Что такое экология?
  1. Мой дом за окном (10ч)
Мой дом. Дом, где мы живем. Уборка школьного двора. Откуда берется м куда девается мусор? Экскурсия «Краски и звуки осени». Деревья твоего двора. Экскурсия по территории школы. Птицы нашего двора. Изготовление кормушек. Дорога из дома в школу.
  1. Я и моё окружение (11ч)
Моя квартира. Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. Создание уюта в классной комнате. Дом моей мечты. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Маленький огород на подоконнике. Экскурсия в лес. Животные в доме.
  1. Гигиена моего дома (11ч)
Уход за квартирой. Гигиена класса (2ч). Бытовые приборы в квартире. Экскурсия на школьную кухню. Природа в квартире и классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда (2ч). Уход за одеждой. Экскурсия в музей.























































Методическое обеспечение программы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал (фильм, схемы)

Техническое оснащение занятий (аудио, видео, проектор)

Форма подведения итогов по каждому разделу

1

Введение

Беседа

Игра «Живое-неживое»

Презентация

ноутбук, проектор

2

Мой дом за окном

Теоритические и практические занятия

Беседа, рассказ, игры, наблюдения, эксперимент.

Презентация.

ноутбук, проектор

Тематические рисунки, мини-сочинение, создание макета, участие в экологическом поекте.

3

Я и мое окружение

Теоритические и практические занятия

Беседа, игры, наблюдения, эксперимент

Презентация, фильм

ноутбук, проектор

Тематические рисунки, инструктажи.

4

Гигиена моего дома

Теоритические и практические занятия

Беседа, игры, наблюдения, эксперимент

Презентация

ноутбук, проектор

Тематические рисунки, конкурс, участие в экологическом проекте.





















Список литературы для учащихся:

  1. Филатов А. О лесных жителях, хулигане и весенних палах. Экологическая сказка. Книжка-раскраска для детей младшего школьного возраста.-Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011.
  2. Вартман О.Ю., Волгина В.С., Зюбина в.В. Экологическая азбука.-Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009




Список литературы для руководителя объединения:

  1. Юный эколог.1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ авт.-сост. Александрова Ю.Н. и др.-Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2014
  2. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие/ Головачева А.В., Ушакова М.М.-Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009

Интернет-ресурсы.

  1. Сайт учителей Инфоурок. - Режим доступа:www infourok.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193






1


© 2010-2022