- Преподавателю
- Начальные классы
- Материалы к уроку русского языка на тему Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки (1 класс)
Материалы к уроку русского языка на тему Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гришина М.Е. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по учебнику "Русский язык", 1 класс
Тема урока: «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
-
наблюдать за образованием согласных звуков;
-
правильно произносить согласные звуки;
-
учить различать в слове согласные звуки по их признакам;
-
определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
-
наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;
-
формировать орфографическую зоркость;
-
ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;
- метапредметных результатов:
-
формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
-
развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);
- личностных результатов:
-
формировать ценностное отношение к русскому языку;
-
воспитывать доброжелательность, терпимость;
-
развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.
Оборудование:
-
Учебник. «Русский язык. 1 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
-
Электронное приложение к учебнику.
-
Таблица «Признаки гласных и согласных звуков».
-
Скороговорки про Сеню.
-
Картинки: домашние животные (для орфографической минутки), «мышка и сыр», «сени», иллюстрации к скороговоркам.
-
Конверты для парной работы: 1. Скороговорка. 2. Слова для разделения на группы.
-
Толковый словарь.
Ход урока
-
Орг.момент
Ребята, мы отправляемся с вами в гости.
А идём мы с вами
Разбросаны неведомой рукой
По всей России нашей деревушки.
Избенки покосившиеся в ряд
Оконцами на мир взирают грешный,
Да старики на лавочках сидят,
О чем-то разговор ведут неспешный.
Дайте лексическое значение слова деревня.
Дере́вня - русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов индивидуальной застройки.
-
Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки». Орфографическая минутка.
-По дороге мы будем с вами игра в игру
Я ЗНАЮ…
- Чем отличаются звуки и буквы?
- сколько гласных букв в русском языке.
- над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?
- сколько гласных звуков в русском языке.
Мы подходим к деревне и видим:
- как назвать эту группу животных.
- язнаю как называют каждого животного. корова, коза, собака, утка, петух).
-какое слово-название начинается с гласного звука. (утка)
- как записать данное слово. Вызвало ли затруднение написание слова? (Нет, произношение совпадает с написанием)
-Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя. корова, петух, собака)
- как записать данные слова. Выделите орфограммы.
-с какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему?
-Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.
IV. Определение темы и образовательной задачи урока.
- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А какую же мы будем изучать тему дальше?
- Вы определили верно: тема сегодняшнего урока: Согласные звуки.
- Как отличить согласный звук от гласного? Корзина идей
-
Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса.
-
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду.
-
Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
- Будем произносить согласные звуки, слушать и выделять их главные признаки.
-
Наблюдение над согласными звуками. Выделение признаков согласных звуков
Вот мы и подошли к деревне и дому, в котором нас ждут? А кто?
- Отгадайте загадку:
Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (мышка)
- Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). СЛАЙД 4. Произнесите слова-названия изображённых предметов.
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. (Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.)
- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. - Запишем предложение: Мышка любит сыр.Какие правила будете соблюдать?
- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?
- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.
- Подведём итог нашей работы.
Кластер (в группах)
Согласные звуки
Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду.
Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса.
Ребята, как вы понимаете в доме не только мышка живёт. Кто же ещё?
-
Работа над произнесением звуков. Развитие речи
- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего? СЛАЙД 6.
- Куда Сеня носил сено?
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова? (Толковый словарь. Сени - в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега.) СЛАЙД 7.
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- В каких словах [c][c´][н][н´]?
- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе.
- Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем:
1. Сеня вёз воз сена.
2. Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
3. Сено Сене Костя косит,
В сени Сеня сено носит.
VII. Наблюдение за «работой» букв, обозначающих согласные звуки
- Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поработаем в парах. Перед вами конверт. Достаньте листок со скороговоркой.
- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.
У Сени и Сани в сетях дом с усами.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
У Сени и Сани в сетях сом с усами. СЛАЙД 8.
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков.
- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?
Возвращаемся домой.
- Поиграем в игру
-
Помогите лягушонку посчитать согласные звуки в словах, расставить слова в порядке увеличения согласных звуков и перебраться
Итог урока. Домашнее задание
- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?
- Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению к учебнику. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках.
- Выполните два задания:
-
Помогите бегемоту послушать первые звуки в словах и правильно приклеить карточки со словами к нужным картинкам.