Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: Леса России

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: Леса РоссииКонспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: Леса РоссииКонспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: Леса России

Открытый урок в 4 классе по окружающему миру

«Леса России»









Тарбеева Татьяна Сергеевна, учитель второй

квалификационной категории

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.

  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

  • Познакомить с растительным и животным миром.

  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование: карта природных зон, картины леса, растений и животных, запись голосов птиц, карточки с заданиями теста «Тундра», учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Урок сопровождается презентацией.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг -
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка домашнего задания

1. - По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)

Слайд 2

- Покажите на карте природных зон зону тундры.
- Расскажите о природе тундры зимой, летом.
- Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
- Расскажите о животных тундры.

2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать листочек с тестом).

Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2) В тундре...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают...

а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.

3. Проверка выполнения теста (самопроверка).

- Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.

Слайд 3

III. Работа над новой темой

- Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Дом со всех сторон открыт, Кто, как только жарко станет,
он резною крышей крыт. Шубу на плечи натянет,
Заходи в зеленый дом - А настанет холод злой -
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Скинет с плеч ее долой? (Лес)

Слайд 4

- Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов. (Учитель показывает на карте зону лесов России)
Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
- А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?( Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
- Какая она в сравнении с другими природными зонами?
- Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Ребята, откройте учебник, карту природных зон России, стр. 77

- Сравните карты.

- Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части) (На доске появляется схема)

Леса России

- Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее. Вы знаете, чтоодним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим - меньше.

- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?

- Что растет в смешанных лесах? А в широколиственных лесах?

- Давайте, поговорим о каждой части более конкретно.

Слайд 5

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)

Слайд 6

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Слайд 7,8

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).

Слайд 9

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Слайд 10

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Слайд 11

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

Слайд 12

- Ребята, как вы думаете, как называется такой лес?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

Слайд 13

- Ребята, а нет ли на этой картине знакомых вам деревьев? Назовите их. (Береза, липа, ольха, осина, ель, сосна)

Слайд 14

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Слайд 15

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Слайд 16

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Слайд17

Слайд 18

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Слайд 19

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Слайд 20

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы.

Слайд 21

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у клена крылатые.

IV. Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед -
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

V. Закрепление о растениях леса

1. Работа с учебником. Чтение учащимися по учебнику на страницах 98-99, 103.

- При чтении используйте пометки на полях учебника:

«V» - уже знал

«+» - новое

« - » - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

- Что нового узнали?

- Кто-нибудь нашел противоречия?

- У кого есть вопросы?

2. Ответить на вопросы:
- Какие растения растут в тайге? В смешанном лесу? В широколиственном?

VI. Продолжение новой темы

- Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Звучит запись со звуками зверей и птиц.

- О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)

Рассказ учителя о животном мире лесов.

Слайд 22

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Слайд 23

Бурунбук- На зиму бурундуки засыпают не так крепко, как, например, суслики или сурки. Они просыпаются среди зимы, подкрепляются немного, а затем снова засыпают.

Слайд 24

Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Слайд 25

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Слайд 26

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Слайд 27

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Слайд 28

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Слайд 29

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом.

- Давайте, еще раз посмотрим животный мир в учебнике стр. 100-101

VII. Закрепление изученного

1. Работа в рабочей тетради.

Выполнить самостоятельно задания 3 и 6 на страницах 32-33 тетради.

Выполнение задания 7 на стр. 34 тетради.

3. Кроссворд (если позволяет время).

- А сейчас, ребята, давайте разгадаем кроссворд.

Слайд 30-40

VIII. Домашнее задание

Прочитать стр. 98-104 учебника, выполнить задания 5,8 на стр. 33-34 тетради., в новых тетрадях

IX. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что нам дает лес?
- Чтение на стр.105 учебника.

Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.

(И. Никитин)

Слайд 41

Тест «Тундра»

Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2) В тундре...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают...

а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.

Электронные ресурсы

  1. kopilkaurokov.ru/

  2. solnet.ee/

  3. openclass.ru/

© 2010-2018