Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Растим гражданина»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Форма: факультативные занятия

Вид деятельности: познавательная деятельность

Направления воспитания: патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся

Возрастной диапазон детей - 10-12 лет

Формы организации образовательного процесса - индивидуальная, групповая, коллективная

Методы изучения программы - практический, поисково-исследовательский, аналитическая деятельность.
Цель. Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Воронежской области и города Россошь, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
  2. Развивать гражданские качества личности младшего школьника; его патриотическое отношение к России и своему городу; формировать личностно-ценностное отношение и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
  3. Укреплять положительные родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
  4. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  5. Формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
  6. Научить начальным формам исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
  7. Ознакомить учащихся с технологией проектной деятельности, умением применять данную технологию в самостоятельной работе.

Как же возникла тематика курса «Растим Гражданина»?


Нельзя назвать истинным патриотом своей страны человека, который не знает историю своей «малой Родины», её обычаев, её культурного наследия. Как всё-таки мало мы знаем о своём родном крае, городе Россошь, где живём, его славной истории, об улице, где выросли, о людях, которые своим славным трудом делают нашу землю с каждым днём всё краше! Поверьте, изучая историю Россоши, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном городе тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так была разработан курс по патриотическому направлению в изучении истории родного края (краеведения).




Пояснительная записка.


Нормативно-правовой и документальной основой программы «Растим гражданина» являются: - Закон Российской Федерации «Об образовании», - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее Стандарт). В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Курса по патриотическому воспитанию по изучению истории своей «малой Родины» стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Изучение истории родного края является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время. Программа «Растим гражданина» основана на материалах краеведения. Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Россоши. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города. Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Воронежской области и поселения Россошь, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Цель. Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи:

  1. населения Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью Воронежской области и города Россошь, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
  2. Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
  3. Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  5. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
  6. Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
  7. Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
  8. Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в кинотеатр и библиотеку города. Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации курса «Растим гражданина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по курсу «Растим гражданина» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия: Учащиеся научатся и приобретут:
  • научатся ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретут способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретут способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Учащиеся получат возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Россоши, чувства сопричастности и гордости за свой город;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Россоши и Воронежской области;
  • чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия: Учащиеся научатся:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Учащиеся получат возможность:
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Познавательные действия: Учащиеся научатся:
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города;
  • описывать достопримечательности г. Россошь;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой край и город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность:
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

Коммуникативные действия: Учащиеся научатся:
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учащиеся получат возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы организации занятий по курсу «Мой город и край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. В целом в деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие воспитательной деятельности: мотивационный (педагог: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий - подготовительный (определяются тема и цели работы, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью педагога, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют задание; педагог: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют работы, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов, осуществляют устную или письменную самооценку, педагог выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Курс предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города, людьми). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование понятий об истории, достопримечательностях Воронежского края и города Россошь, о богатстве растительного и животного мира.
Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литература, математика, природоведение (биология и география). Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Отслеживание результатов


Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме.
.

Содержание курса «Растим гражданина».

Тематическое планирование
Курс содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края». № раздела Название раздела Всего часов 1. Моя маленькая родина 5 часов 2. Наш город 5 часов 3. Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир) 13 часов 4. Люди нашего края 10 часов 5. Итоговое занятие 1 часов
итого 34 часа

№ занятия

в уч. году

№ урока

в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика).

Форма проведения




Моя маленькая родина (5ч) 1. 1. «Мой городок неповторим…» Экскурсия по старой части города Россошь. Знакомство с его достопримечательностями. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. 2. 2. История возникновения города Россошь Презентация «90-летию города Россошь посвящается…» Игра-викторина «Достопримечательности Россоши» 3. 3. Из истории школы. Традиции школы Беседа о школе, история школы. Правила поведения, бережного отношения. Экскурсия в школьный музей. 4. 4. Почему улицы так названы. Работа со справочной литературой. Индивидуальные задания: найти и написать сообщения по названиям улиц города 5. 5. Мой дом. Мой двор. Моя улица. Сообщения детей «Почему улицы так названы». Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в домике живет) Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

Наш город (5ч) 6. 1. Где мы живем (Россия, город Россошь). Имя моего города. Город и область на карте и глобусе Заочное путешествие по городу по второму микрорайону и новостройкам. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. 7. 2. Символы нашего города (гимн, герб) Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Россошь. Работа в парах. Создание герба нашей школы. 8. 3. Культурно - просветительные учреждения нашего города (центры, музеи, выставки, театры) Беседа. Презентация «Культурная жизнь города Россошь». Работа в парах: вопросы по содержанию. 9. 4. Профессии города. Где работают шефы Беседа «Где и кем работают шефы». Самостоятельная работа: Работа с книгой о Россоши. Глава «Предприятия города». Сообщения детей. Сообщения детей. 10. 5. Посещение храмового комплекса Экскурсия. Святые и их иконы. Поведение верующих в храме. Как правильно креститься.

Наш Воронежский край (13 ч) 11. 1. Географическое положение Воронежской области. Наша область и город на карте России Беседа. Сформировать представление о территории Воронежской области и города Россоши. Практическая работа: Россошь на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей страны 12. 2. История возникновения Воронежской области Сформировать представление об истории возникновения Воронежской области. Районы Воронежской области. Рассказ педагога. 13. 3. Символика Воронежской области Практическая работа: раскрашивание герба Воронежской области. Работа в парах. 14. 4. Коренные жители Воронежской области Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить с национальным составом населения Воронежской области. Практическая работа: работа с книгой «Русский национальный костюм Воронежской области». Беседа по увиденному. 15. 5. Богатства нашей земли. Беседа: важнейшие богатства Воронежской области. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. 16. 6. Традиционные ремесла моего Воронежского края Экскурсия в Дом художественных ремёсел. 17. 7. Растительность. Растительность Воронежской области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. 18. 8. Животный мир. Животный мир Воронежской области. Разнообразие животного мира Охрана и значение животного мира Беседа: животные, обитающие на территории Воронежской области. Живые организмы, занесённые в Красную Книгу Воронежской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков об охране животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. 19. 9. Водные ресурсы. Водоемы Воронежской области. Реки, озера, водохранилища. Растительный и животный мир водоемов Беседа: значение и охрана водоемов. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 20. 10. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в Воронежской области Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 21. 11. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края. Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих) 22. 12. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. 23. 13. Викторина «Почемучек» Викторина «История города Россоши»


Люди нашего края (10 ч) 24. 1.

Труд людей Воронежской области Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о людях, работающих в нашем крае. 25. 2. Люди, прославившие наш край. (Герои - земляки) Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников) 26. 3. Люди, прославившие наш край. Писатели и поэты. Экскурсия в межпоселенческую библиотеку имени Прасолова. Встреча с поэтами и писателями. Знакомство с их творчеством 27. 4.

Люди, прославившие наш край. Композиторы. Экскурсия в музыкальную школу. Встреча с композитором Дубровиным. 28. 5. Люди, прославившие наш край. Художники. Экскурсия в картинную галерею. 29. 6. Люди, прославившие наш край. Спортсмены. Встреча с прославленными спортсменами 30. 7. Народные коллективы «Россичи», «Раздолье», «Богатица», «Есень» Посещение выступлений народных коллективов 31. 8. Экскурсия на предприятия города Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. 32. 9.

Профессии и предприятия, на которых работают россошанцы Практическая работа: организация конкурса рисунков о профессиях россошанцев. Подведение итога конкурса. 33. 10.

Россошанские парни-солдаты возвратились с Победой домой Беседа «Россошь в годы войны». Россошанцы - Герои Советского Союза Презентация

Резервные занятия 1 час 34. 1. Мы хотим Вам рассказать… Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.


Литература

  1. Архив Шаповалова А.А. и А.Я Морозова

  2. В Беликов Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток (О россошанских писателях, поэтах, художниках)

  3. Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк»,

из-во им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г.

  1. Дерикот Р. Е. Свет любви

  2. Журнал «Крестьянка» №2 1996год. Статья «Странная Романова»,

  3. Кветкин И.М. «Страницы история Россошанской милиции», ИПЦ «Черноземье», г. Воронеж, 199

  4. Морозов А.Я. Воронежские Чертковы. Творческое объединение «Альбом»

  5. Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г. Воронеж, 2004г.

  6. Морозов А.Я. Россошь. Краткий исторический очерк. Творческое объединение «Альбом» г. Воронеж, 2007г

  7. Морозов А.Я. Пусть с ними нас соединяет память. Воронеж, 2009.

  8. Морозов А.Я. В. Г. Чертков - друг Л. Н. Толстого г. Воронеж, 2004г

  9. Паляничко Н.М. «Я - деревенская», МУП «Издательский дом», г. Россошь, 2002г.

  10. Пономарева З.В. «География Россошанского района», ВГПУ, г.Воронеж, 2003г.

  11. Прохоров В.А. «Вся воронежская земля» Цетрально-Черноземное книжное издательство, г.Воронеж, 1973г.

  12. rossosh2.narod.ru/moor/zdec.htm В. БЕЛИКОВ. ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК

  13. kvadra.forum2x2.ru/t2-topic Поэзия и проза российской провинции


© 2010-2022