Конспект урока «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Дата ____________________ Тема: ««Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» (Литературное чтение, с. 46-50). Цель:

  • продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
  • познакомить с литературными загадками;
  • совершенствовать навык смыслового чтения;
  • обогащать лексический запас и грамматический строй речи;
  • прививать любовь к чтению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

  1. Речевая разминка.
  1. Скороговорки
  2. Чистоговорки

Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы. Ом-ом-ом-ом - мы построим новый дом.

  1. Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы познакомимся с русскими народными загадками.
  1. Повторение пройденного материала.
  1. Беседа об устном народном творчестве.
- Что вы знаете о творчестве народа? - Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости - мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка.… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять… В древние - древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя и игры, совершая обряды, напевая песни… У каждого народа были свои сказки, песни, обряда, игры, загадки - свой фольклор. - Вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре - фольклоре наших предков? Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательные в природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое… Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты - Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость - фольклор. Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества. - Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц поговорок, побасенок, сказок. - Какие вы знаете считалки? - Выучим еще одну:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на дороге,

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей!

- Пять! ( может быть и другое число.)

- Раз, два, три, четыре, пять… (пятый выходит). - Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что он дают человеку?

  1. Инсценирование побасёнок из учебника, рассматривание самодельных книжечек и чтение находящихся в них побасёнок по ролям.
  1. Физкультминутка.
  2. Изучение нового материала.
  1. Работа по учебнику (с. 46-50).
  • Разговор о загадках по вопросам учебника. К разговору учитель может добавить следующее: «Название «загадка» произошло от слова «гадати» - думать. Чему же учат нас загадки?»
  • Подбор рисунков к загадкам можно провести таким образом: загадку читает вызванный учителем ребёнок, а все остальные первоклассники молча обратным концом ручки показывают в учебнике соответствующий рисунок-отгадку.
  • Загадки, к которым можно нарисовать отгадки, читаются и отгадываются в классе, рисунки к ним дети делают дома в тетрадях по чтению.
  • С загадками С. Маршака работа проходит также путём подбора рисунка-отгадки.
  • При работе над загадками целесообразно проведение различных соревнований. Например, ведущий задает загадку одной команде.
  • Если ответа нет, загадка переходит к другой команде. Победит та команда, которая отгадает больше загадок.
  • Дома дети выполняют в тетради четыре задания и готовятся к конкурсу загадок. Можно предложить им сделать карточки, с одной стороны которых - загадка, с другой - нарисованная или записанная отгадка.
  • Дополнительно (по желанию) можно посоветовать первоклассникам попытаться сочинить собственную загадку.
  • Кроме того, хорошо, если дети принесут в класс книги с загадками.
  1. Подведение итогов урока.
  • Дети, с какими жанром мы сегодня познакомились?
  • Что понравилось и запомнилось вам на уроке?
© 2010-2022