Технологическая карта урока чтения, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овчелупова Юлия Александровна

МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина г. Новочеркасска

Учитель начальных классов

Технологическая карта урока чтения, 2 класс

Тема урока

В.Драгунский «Заколдованная буква».

Цель

Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать

и чувствовать язык произведения; Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

Задача

1.Создание условий и формирование УУД: предметных, метапредметных, личностных.

2. Организовать познавательную деятельность обучающихся

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемый результат

Планируемые результаты:

-личностные:

Самоопределение - имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика;

Нравственно-этическая ориентация - проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- метапредметные:

Регулятивные - выполняют инструкцию, учитывают выдержанные учителем ориентиры действия, дают оценку ответам одноклассников, слушают оценку своих ответов;

Коммуникативные - умеют обмениваться мнениями в паре; слушать друг друга; понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания; делиться своими впечатлениями;

Познавательные - осознанно воспринимают на слух или при чтении «про себя»текст, понимают его содержание, определяют значение термина и соотнося его со смыслом и содержанием текста, делают обобщения, формулируют выводы по содержанию текста.

Предметные - читают текст вслух и «про себя», плавно целыми словами, с интонационным выделением знаков препинания.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова

Листы на партах с заданиями.

Иллюстрации к произведению

Организация пространства

Фронтальная работа

Групповая работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Смело четко говорим И тихонечко сидим: Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь отметку 5.

- Сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение.

- Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Реакция на учителя, гостей, внимание.

Настраиваются на работу

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Проверка домашнего задания.

Цель - уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы

- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел. Как он называется?

И сейчас проведём тест, проверим, внимательно ли вы читали произведения из этого раздела.

Тест

1.Что несла тётя Варя в авоське, в стихотворении В.Левина «Чудеса в Авоське»?

2. Кто перехитрил волка в сказке В.Заходера «Как волк песни пел»?

3.Как называется рассказ В.Осеевой, где действие было в детском саду

4.Кто написал стихотворение «Рыцари»

5. Что сломалось у старика в русской сказке «Самое дорогое»

6. К какой сказке подходит пословица: «Как аукнется, так и откликнется»

- Я думаю, что вы все справились с этим заданием.

- На этом уроке мы начинаем изучать новый раздел, прочитайте, как он называется.

Учащиеся вспоминают, систематизируют, осмысливают материал по этому разделу.

Ответы детей.(Учимся читать).

(арбуз)

(овцы)

(Сторож).

(А.Барто).

(нож).

(Читай правильно)

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

3.Постановка целей урока.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

- А чтобы узнать автора произведения из этого раздела, обратите внимание на выставку. Книги, какого писателя вы видите?

- Какие произведения, представленные на выставке, вы читали?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, что нового узнаем?

-На уроке мы познакомимся с биографией Владимира Драгунского, будем учиться работать с текстом, учиться красиво и правильно говорить, учиться рассуждать о прочитанном.


Читают заголовок и автора, формулируют тему и цели урока.

Учащиеся работают коллективно, участвуют в обсуждении представленного задания

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4.Знакомство с биографией.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского

(рассказывают дети)

Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972)

советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблёвым, а с Дениской Драгунским - сыном писателя.

Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.

Познавательные. Перерабатывают полученную информацию

Коммуникативные. Слушают внимательно, не мешают друг другу.

5.Работа со словами.

Формирование чтения трудных слов целыми словами.

-Прежде, чем мы начнем читать рассказ, потренируемся в чтении трудных слов, которые встретятся в тексте.

1.Читать сначала плавно по слогам, затем - слитно, целыми словами (на доске).

- Ребята, объясните значение этих слов. Некоторые слова вы не смогли объяснить, к какому словарю вы обратитесь за помощью?

2.Найди ошибки, прочитай правильно.

3. Читай внимательно.

4.Читать целыми словами


Читают слова по слогам, целыми словами.

(сл. Ожегова)

ДОМОУПРАВЛЕНИЕ: контора по управлению жилым домом или группой жилых домов;

ЗААКТИРОВАТЬ сов. перех. Зарегистрировать что-л. актом; составить акт на что-л.

Познавательные. Определяют значение слова и соотносят со смыслом.

6.

Диалог, основанный на предположениях детей

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

- Прочитайте название произведения. Можем предположить, к какому жанру относится?

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, предположите о ком это произведение?

- Какого возраста дети?

- Почему так решили?

- Что делают дети? (на доску предположения)

- Почему вы так думаете?

- Кто главные герои? (на доску предположения)

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после прочтения.

- При чтении вам встретятся слова: на попа, шпиц, вот что они обозначают.

ШПИЦ, -я, м. 1. Остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания. Ш. башни. НА ПОПА нареч. разг. Вертикально и на меньшую плоскость (ставить что-л.).

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Учащиеся высказывают свои предположения,

Коммуникативные. Оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.

Регулятивные

Учатся высказывать своё предположение

7. Осмысление.

( чтение за учителем)

Цель - уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Организация фронтальной работы с классом в форме опроса.

- Где происходят события?

А точнее?

- Кто главные герои? Как звали? Что они делали?

- Что совпало с нашими предположениями?

- Как они оказались у ёлки? А как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?

- Что привлекло их внимание?

- Как дальше будут развиваться события? (все предположения на доску)

Вторая остановка (чтение вслух)

При чтении уточнить, как понимают выражения «вкусно пахнуть».

- Подтвердились ли наши предположения?

- Что произошло?

- Какие чувства вызывает у вас этот спор?

- Кто из детей не умеет называть слово «шишка»? Как назвала Алёнка? Как назвал Мишка?

- Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово?

- Что произойдёт дальше? (все предположения на доску)

Физкультминутка: Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Завершающий этап чтения (учитель)

- Предполагали ли мы, что так развернуться события?

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?

- А как вы думаете, сколько им лет, ходят ли они в школу?

- Сверим с нашими первыми предположениями (обратить внимание на записи на доске).

- Что подтвердилось, а что нет?


Работать с информацией, представленной в форме опроса. - Самостоятельное слежение, слушание текста, отметка непонятных слов. Отвечают на вопросы учителя .

(на улице)

(ребята)

(её привезли)


(сверяем)

Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли. Оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.

Познавательные.Находят ответы на вопросы в тексте , делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.

Личностные Эмоционально-оценочное отношение к увиденному.

Регулятивные

Подхватывают предложенный учителем темп. Запоминают последовательность действий

Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.

Запоминают последовательность действий

8. Работа с литературными терминами.

- К какому литературному жанру относится это произведение?

- Какие бывают рассказы?

- Какой это рассказ?

- Докажите, что художественный

- Как вы думаете смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

- А этот рассказ?


Отвечают на вопросы учителя .

(рассказ)

(научные и художественные)

(художественный)

(есть сюжет и художественный вымысел)

(смешной)

Познавательные Находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы.

Определяют значение термина и соотносят со смыслом.

Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли.

Регулятивные. Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.

9. Работа с образными выражениями.

-Какой прием автора делает рассказ смешным?

- В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?

Я немножко поднажал….

Поддавал жару……

Воспаление мозга ….

Полезло на ухо …….

Давай реветь……….


Отвечают на вопросы учителя .

(образные выражения)

(прибавить мощь)

(делал ситуацию напряженной)

(болит голова)

(мимическое выражение лица)

(громко спорить)

Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли.

Регулятивные. Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.

9. Работа в парах.

- От чьего лица повествует писатель? Своё мнение обоснуй.

- Каким ты представляешь себе Дениску? Нарисуй его портрет словами, сделай иллюстрацию.

Обобщение ответов детей.

- Это произведение входит в книгу В.Драгунского «Денискины рассказы».

- Вот таким Дениску изображает художник в произведениях Драгунского. (Показ иллюстраций художников)

Учащиеся взаимодействуют в парах.

(Дети обсуждают и высказывают друг другу своё мнение, рисуют портрет Дениски)

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

6.Игра на внимание.

- На доску вывешиваются иллюстрации:

- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.

- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли «лишнее».

- Вернёмся к рассказу.

- Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос.

Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

Проговаривают последовательность действий на уроке, учатся высказывать своё мнение на основе работы с иллюстрацией.

10. Беседа с элементами выборочного чтения.

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

- Что увидели дети, гуляя во дворе?

Региональный компонент.

-Ель- это хвойное или лиственное дерево? Почему? Какие еще хвойные растения растут в нашей местности?

-Прочитайте, какая была елка?

- Кто первый из ребят сказал слово шишки не правильно?

- Как Мишка и Дениска на это отреагировали?

-Прочитайте, как Алёнка объяснила, почему она так сказала?

- А как у Мишки это слово получилось?

- Почему Алёнка закричала ура?

- Прочитайте, что о них подумал Дениска?

- Смог ли кто-то из них справиться с этим словом?

- Кого мы можем назвать настоящим другом?

- Можем ли мы героев рассказа назвать настоящими друзьями? Почему?

- Какой урок можно извлечь из этой истории?

Обобщение ответов детей.

Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь.

-А вы можете эту букву выговорить?

Умение ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.

(ёлку)

(ель, сосна, пихта)

(Алёнка)

(начали смеяться)

(дети читают)

(дети читают)

(Мишка тоже слово произнёс не правильно)

(дети читают)

(Чтение скороговорки)

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе

11. Выбор других вариантов названия произведения.

Диалог, основанный на предположениях детей

- О чём здесь идёт речь: о буквах или о звуках?

- Как ты считаешь, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?

- А другие варианты могли бы быть?

Учащиеся высказывают свои предположения,

(произносим звуки)

(варианты детей)

Познавательная Находят ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Коммуникативная обмениваются мнениями, выслушивать друзей.

12. Подготовка к чтению по ролям (в печатной тетради).

- С какой интонацией нужно читать спор детей? Возьмите карандаш, отметьте слова Дениски - Д., Алёшки - А., Мишки - М. Попробуем его прочитать без слов автора.

1 ряд- слова Аленки

2ряд- слова Мишки

3ряд- слова Дениски.


Распределяют роли, делают пометки, отвечают на вопросы.

Регулятивные Выполняют учебное задание в соответствие с целью.

13.Работа в группах

Организует работу в группах.

- Выберите пословицы, которые подходят к произведению.

1.Терпение и труд всё перетрут.

2.Работе - время, а потехе - час.

3.Поспешишь - людей насмешишь.

4. В чужом глазу соринку заметишь, а в своём и бревна не увидишь.

5.Как аукнешь, так и откликнется.

6. Умный рассудит, а глупый осудит.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

14. Рефлексия.

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке; оценить свою работу.

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

- Чему учит данное произведение?

- Что хотел сказать автор? - Какие чувства, мысли, желания у вас в данный момент?

- А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока)

- Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке.

-Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

(не смеяться над другими)

(не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

Учащиеся работают с листами достижений.

Личностные Самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательные

рефлексия способов и условий действий

Домашнее задание по выбору.

1. Выразительное чтение по ролям.

2. Подготовить пересказ.

3.Творческое задание. Сочинение «Говорят дети» (Спросить у взрослых, какими были ваши первые слова, какие звуки не выговаривали.)

Регулятивная Выполняют задание в соответствие с целью.


© 2010-2022