Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское





Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс



2В класс




Открытый урок


От 27.11.2015






Подготовила и провела:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Панарина Светлана Викторовна







2015-2016 учебный год

В. Берестов «кошкин щенок»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о животных; способствовать развитию навыка чтения; содействовать воспитанию любви к животным

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их, выражать свое собственное отношение к героям.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, работают в паре, в группах.

Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии; осознают важную роль чтения для личностного развития, выражают собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись, цветные карандаши, карточки для работы в парах и группе

Технологии

Игровая, технология формирования правильного типа читательской деятельности, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная

Технологическая карта УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы.

Всё, что нужно, принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок

- Каким, на ваш взляд, должен быть урок литературного чтения? (Интересным, познавательным, развивающим, занимательным, поучительным, плодотворным)

- Какими должны быть ученики? (Внимательными, дисциплинированными, активными, думающими)

- Ученик должен стремиться к тому, чтобы познать что-то новое.

- Я постараюсь, чтобы урок был интересным, познавательным, а вы, со своей стороны, соблюдайте все качества ученика.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Речевая разминка







2. Проверка домашнего задания


- Прочитайте стихотворение. (Слайд № 2)
Хорошие люди всегда благодарны - За службу, за верность, за радость для глаз. Недаром же памятник есть сенбернару, Что многих людей заблудившихся спас. Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу, При жгучем морозе и в тёмную ночь, Чтобы человеку - не брату, не другу, - Как брату и другу, коль надо, помочь! -За что люди благодарны собаке? (За службу, за верность, за радость для глаз; спасали заблудившихся людей) - Как они отблагодарили её? (Поставили памятник сенбернару) - Прочитаем стихотворение с удивлением, утвердительно. - Прочитаем стихотворение выразительно. (Слайд № 3) - Действительно, ребята, есть такой памятник. Установлен он в Париже на реке Сена. Этот памятник поставлен в честь братьев наших меньших - собак, которые своей преданностью, героизмом ради человека доказали, что достойны такого почёта. Надпись гласит: «Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым». Существует легенда о том, что Барри служил в одном из альпийских монастырей и спасал людей из-под снега, спас сорок человек. Когда же он В очередной раз отправился на поиски, то нашёл замерзающего путника. Пытаясь отогреть его, Барри стал облизывать человеку лицо. Тот пришёл в себя, но принял собаку за волка и убил. Однако существует и другая версия, согласно которой сорок первый спасённый не убил умного пса. Этим сорок первым был ребёнок, который заблудился в горах. Барри нашёл его, отогрел, но ребёнок был слаб и не мог идти. Он обхватил шею собаки и забрался на спину сенбернару, так и был доставлен к людям. А Барри умер, прожив двенадцать лет. - Понравилась ли вам эта история? (Слайд № 4)

Конкурс чтецов. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака» Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя

Выразительно читают произведения
о животных.

Работают со скороговоркой

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения

проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения

проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

1. Упражнение «Установи соответствие».

2. Постановка учебной задачи (Слайд № 5)

- Работаем в парах. На столах лежат розовые карточки. Возьмите ручки.

- Прочитайте слова. Соединив линией пару «Взрослые животные - детёныши», вы сможете помочь малышам найти своих мам.

медвежонок лисица

жеребёнок корова

тигрёнок зайчиха

лисёнок кошка

зайчонок лошадь

телёнок медведица

щенок тигрица

- Кто из малышей не нашел свою маму? Чья мама осталась? - Какой раздел мы изучаем?(О братьях наших меньших). (Слайд № 6)

- Ребята, бывает и так, что малышей растят другие мамы. На уроке мы продолжим читать произведения о добрых, нежных, заботливых и, конечно, порой строгих мамах. Нам предстоит познакомиться с удивительным писателем. - Расшифруйте его имя и фамилию. На доске: НИТНЕЛАВ ВОТСЕРЕБ - Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.) - В этом нам помогут… Прочитайте. (Слайд № 7) - Загадки Мордочка усатая, Шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка)
Чёрный нос, Колечком хвост. Дом охраняет, Громко лает, Кошек пугает. (Собака)
- К какому жанру относятся эти произведения? - Какие отношения бывают между этими животными? - Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске. - Что необычного в названии? - Интересно узнать, почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать? (Познакомиться с произведением, определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль) Откройте учебники на с.130, рассмотрите рисунок. Можно ли по рисунку догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название? Рисунок на с. 131 не иллюстрирует стихотворение. Он нужен для выполнения творческого задания: составления рассказа. - Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок») (Слайд № 8) - Какие задачи поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать… Сделать выводы …) (Слайд № 9)

Задачи урока:

  1. Познакомиться с писателем и его произведением.

  2. Научиться читать произведение выразительно.

  3. Составить свой рассказ по рисунку.

  4. Оценить свои достижения

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией.

Чтение стихотворения (аудиозапись)








2. Самостоятельное чтение учащимися

(Слайд № 10) Берестов Валентин Дмитриевич родился в 1928 в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя истории - человека доброго и талантливого. Свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства. Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла. Юный поэт прочёл свое первое слово - СССР! Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и баллады Жуковского. С удовольствием читал детские журналы "Чиж", "Дружные ребята", «Мурзилка».

По специальности Валентин Берестов - археолог, а стихи начал писать, когда у него появилась маленькая дочка. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки. В 70 лет ушёл из жизни этот замечательный человек, оставив теплоте в сердцах детей и взрослых.

АУДИОЗАПИСЬ

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Что показалось смешным, забавным?

Чтение стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок».

- Что же показалось смешным, забавным? (У кошки щенок)

- Определите характер стихотворения

(Шуточное, весёлое)

- Кого растила кошка?

Подготовка к чтению

Словарная работа (Работа в парах). Соедините стрелкой понятие и его значение. (На зелёных карточках) (Слайд № 11)

Приёмный сын

содержащее себя в чистоте, опрятный;

Чистоплотное животное

усыновлённый сын;

Верзила

колыхаться, производить всплеск;

Плескайся

полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Дремлет

высокий и нескладный человек;


  • Приёмный сын - усыновлённый сын;

  • Чистоплотное животное - содержащее себя в чистоте, опрятный;

  • Верзила - высокий и нескладный человек;

  • Плескайся - колыхаться, производить всплеск;

  • Дремлет - полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.


Прочитать слова:

при-ем-ный чис-то-плот-но-е

вздох-ну-ла скром-ный

лох-ма-то-го плес-кай-ся

жи-вот-но-е вер-зи-лу

у-мы-вай-ся

- Читаем самостоятельно, «жужжащим чтением»

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ, «ПО ЦЕПОЧКЕ» - Передайте голосом ласку, нежность мамы-кошки по отношению к своему приемному сыну. Какие слова надо выделить голосом?

Внимательно слушают.

Читают стихотворение вслух и про себя.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная





Работа в парах



Фронтальная

Устные ответы, выполненные задания

Физкультминутка

(Слайд № 12)

Раз, два - прямо стой!

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - потихоньку присесть.

Встать - ногу правую поднять.

Три, четыре - хлопнуть.

Ногу левую поднять,

Раз, два - хлопнуть.

Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Выборочное чтение.



2. Работа над выразительностью чтения.

3. Самостоятельная работа




4. Творческая работа

(Слайд № 13) - Работаем в группах.

- Каждая группа получает жёлтую карточку с вопросом, на который вы должны найти ответ из стихотворения и прочитать эти строки.

1 группа: Каким был щенок?

2 группа: Как кошка ухаживала за ним?

3 группа: Какой была кошка-мать?

4 группа: Каким стал сынок?

Проверка. Отвечает один уч-ся из каждой группы.

(Фронтально)- Найдите и прочитайте отрывок о том, с какими трудностями встретилась кошка-мать.

- Какой выход она нашла?

- Чем закончилось стихотворение?

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумайте своё название. («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок»)

- Какой характер у щенка?

- Как вы понимаете выражения приемный сын, лохматый верзила?

- Подберите слова из стихотворения к рисунку на с.130

Учитель: Каким был щенок? Какой была кошка - мать? (Работа в парах) (Слайд № 14)

На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующими кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: закрасьте каждую группу цветным карандашом.

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

ОТВЕТ: ( по щелчку на этом слайде)

Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

Кошка: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

(Слайд № 15)- Составьте по рисунку рассказ про цыплёнка (с. 131). Придумайте окончание этой истории.

- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детёнышей?

- Кто расскажет свою историю?

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.


Читают стихотворение «цепочкой».

Выполняют задание


Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная

Работа в группах




Работа в парах

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию,

классификацию; поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

(Слайд № 16) Мои открытия на уроке:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Выберите и продолжите любое предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Меня удивило:

  • После этого урока мне захотелось… (нарисовать иллюстрацию, узнать истории о животных, воспитывающих не своих детёнышей)…

  • Сегодня я сумел …

- Какое ваше отношение к этой истории?

- Каково отношение автора к своим героям? (Доброе, нежное) - Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

- Как оцениваете свою работу на уроке? ( Слайд № 17 -смайлики)

(Слайд № 18 - Чего мы достигли)

- Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?

ОЦЕНКИ

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний - отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(Слайд № 19) Выбрать любое задание по желанию:

- С. 130-131 выразительно читать.

- Узнать истории о животных, воспитывающих не своих детёнышей.

- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

(Слайд № 20) - Урок окончен. Спасибо за внимание!

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу




















Кот и овчарка


Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Мать котёнка попала под колеса автомобиля, овчарка, которую звали Коттон, удочерила маленького котёнка. Собака и кошка везде играют вместе, также едят из одной тарелки, а когда наступают холода, Коттон разрешает кошке залезть к нему на спину, чтобы подремать. Пёс настолько предан кошке, что даже не позволяет подходить к коту своему хозяину.










Ворон и котёнок

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс





Как-то во дворе у нас появился котёнок. Мы с удивлением наблюдали, как к этому котенку начал проявлять заботу ворон, он кормил малыша червячками и жуками, кроме того он уберегал его от опасной улицы. После того, как кошка начала спать ночью в доме, ворон всё равно не покидал её и каждое утро ждал её у двери дома, и кошка каждое утро выбегала к ворону на улицу, для того, чтобы поиграть и побороться со своим другом.



Дружба цыплёнка и собаки


Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс





Я очень любила цыплят. И однажды на ярмарке мама купила мне три жёлтых комочка. Первые дни они жили в кроличьей клетке в углу на кухне под дежурством нашей собаки Бонни. Собака часами сидела перед клеткой, следила за каждым их движением. Цыплята тоже были неравнодушны к Бонни. Они были уверенны, что собака - их мать. Когда цыплята подросли, мы их выпустили на улицу, во двор. Каждое утро они подходили к двери и кудахтали до тех пор, пока не выпустим собаку. Они вместе кушали, бегали по двору и даже спали вместе в конуре. Куры несли яйца в конуре у Бонни. Наблюдая за такой дружбой, мы шутили, что было бы неплохо, если бы наша собака тоже начала нестись. Бонни отгоняла соседских собак и кошек, сорок и других птиц.


© 2010-2020