Урок по русскому языку для 1 класса «Заглавная буква в словах»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Технологическая карта урока русского языка

в 1 классе


«Заглавная буква в словах»




Выполнила: Бабенкова Наталья Федоровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.»

г. Меленки










Технологическая карта урока русского языка

Предметная область: русский язык.

УМК: «Школа России».

Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 1 класс. М: Просвещение. 2011.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Заглавная буква в словах.

Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.

Оборудование урока:

  • Русский язык. Учебник: 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2011;

  • Русский язык. Рабочая тетрадь: 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2013;

  • компьютер, проектор, экран;

  • ноутбуки у детей;

  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной . (1 CD) М: ОАО «Издательство «Просвещение». 2011;

  • презентация по теме урока;

  • инструкционные карты, заготовки для эмоциональной оценки;

  • листы самооценки ;

  • книги: «Меленковский край: очерки истории» Мамаев С.А.; «Моя малая родина. Меленковский район» Марусланов Ф., Митрофанов А. и др.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы - ученики!

Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

2.

Проверка организации рабочего места.

Повторение «Правил красивого письма» по плакату.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Акцентирует внимание на правилах красивого письма по плакату.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма».

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

3.

Самоопределение к деятельности.


Указывает объект наблюдения. Создает проблемную ситуацию Подводит детей к формулиро- ванию темы урока. Проводит беседу по вопросам.
На доске записаны слова на двух строчках:

кошка собака корова Мурка

человек Иван летчик строитель

-Найдите лишнее слово в каждой строке.

-Почему они лишние? Что у них общего?

-Назовите тему урока.

Отвечают на вопросы.

Обосновывают выбор.

Выходят на тему урока.

-Мурка, Иван.

-Написаны с заглавной буквы.

-Заглавная буква в словах.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще

неизвестно.

Познавательные: классифицировать объекты.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.

4.

Минутка чистописания.

Нацеливает на правильное написание заглавных букв

М, И.

(Слайд 2)

Прописывают в тетради заглавные буквы М и И в соответствии с образцом правильного написания.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

5.

Актуализация знаний.

-Предлагаю разгадать кроссворд. Отгадайте загадки.

Загадывает загадки (Приложение 1), осуществляет контроль записи словарных слов, проводит беседу по вопросам.

(Слайды 3,4)

-Какие слова являются отгадками? Какое слово «лишнее»?

-Запишите словарные слова через запятую, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в словах.

-Проверьте правильность выполнения задания.

(Слайды 5,6)

-С помощью сигналов СВЕТОФОРИКА покажите, как выполнили задание:

без ошибок - зеленый сигнал;

с ошибками - красный.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Слайд 7)

-Чем знаменит этот город?

Составьте предложение.

-Что мы знаем о предложении?

-Как мы обозначаем предложение на письме?

Отгадывают загадки.

-Отгадки-словарные слова.

Обозначают животных.

Лишнее-карандаш.

Записывают слова, расставляют ударение, выделяют орфограмму.

Самопроверка.

Исправляют ошибки.

Показывают сигнал в соответствии с выполнением задания.

-Москва.

-Москва - столица нашей Родины.

-Предложение выражает законченную мысль.

-Начинаем предложение с заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



-Москва - это словарное слово,

запишем его с заглавной буквы, выделяя орфограмму.

(Слайд 8)

-Почему слово М о с к в а мы записали с заглавной буквы?

-Давайте же узнаем, какие слова в русском языке нужно писать с заглавной буквы.

Записывают.

Высказывают

предположения.

6.









7.



8.

Изучение нового материала.









Знакомство с дополнительным материалом.


Физкультминутка

«Будь внимателен!»

Организует интерактивную игру «Школа разведки». Формулирует задания.

Подводит учащихся к выводу о том, что с заглавной буквы пишутся: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, персонажи сказок.

Организует работу с электронным приложением к учебнику.


  • Интерактивная игра

«Школа разведки»

на материале упр.№1 со стр.122.

Разведчикам-генералам раздаются «секретные карточки». Их нельзя никому показывать.

Их цель-пробраться в тыл противника и встретиться с другими разведчиками (собрать команду).

Задача - попробовать вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы.

Разведчик-генерал №1.(Слова-И.О.Ф.людей.)

Разведчик-генерал №2.(Слова-клички животных.)

Разведчик-генерал №3.(Слова-географические названия.)

У других детей карточки:

город Москва, поселок Дубки, село Лесное, деревня Головино;

река Волга, озеро Байкал, Черное море, Тихий океан;

улица Парковая, площадь Победы, проспект Мира;

Александр Сергеевич Пушкин, Корней Иванович Чуковский;

Собака Жучка, корова Буренка, кот Мурзик;

Дюймовочка, Буратино, Степашка, Чиполлино.



Организует работу с дополнительным материалом учебника о происхождении названий городов: «Страничка для любознательных», с.123.

-Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

Предлагает послушать выступление ученика-историка.

(Слайд 9)







Проводит физкультминутку.

-Если названные слова надо писать с заглавной буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте:

Барсик, котенок, город, Меленки, первоклассник, река, Ока, Унжа, собака, коза, Дружок, Зорька, воробей, урок,

шарик (Шарик).

-Почему на последнее слово надо и присесть, и поднять руки?




Разведчики-генералы отправляются в путь, собирают команды.

Дети с карточками-названиями персонажей сказок остались «лишними».

Догадываются, что могут объединиться в группу: слова-персонажи сказок.

Ребята каждой группы встают в круг, взявшись за руки.

После объединения каждая группа доказывает правильность такого распределения в команды.

Пробуют вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы.

Озвучивают эти правила.

С помощью электронного приложения к учебнику прослушивают правила употребления заглавной буквы в словах (в разделе «Анимация»).

Соотносят со своими выводами.

По два человека от группы записывают слова на доске, «зажигая фонарики» под заглавными буквами. Другие дети записывают в тетрадь.

Работают на с.123 учебника.

Читают материал «Странички для любознательных».

Отвечают на вопрос.

Подготовленный ученик-историк рассказывает о месторасположении Меленковского района и происхождении (одна из версий) названия нашего города Меленки - от названия реки Меленка.

Участвуют в физкультминутке.


Отвечают на вопрос.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

логические - анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым.





Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Познавательные:

Логические - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

9.

Осмысление и закрепление

нового материала.

Организует работу в тетради на печатной основе;

работу с электронным приложением к учебнику.

Оказывает помощь, если она потребуется.

-Выполнить задания в рабочей тетради на с.61:

  • №3

  • №4

-Поработаем в парах: кто быстрее поможет бегемоту-фотографу подписать фотографии. Вспомните имена и клички персонажей сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик». Соотнесите сказочных персонажей с их именами или кличками.

Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Осуществляют взаимопроверку.

Показывают знак «Работа в паре закончена».

Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

общеучебные - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

логические - осуществлять анализ объектов; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10.

Итог урока.

Проводит беседу по вопросам.

- Какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Приведите примеры, относительно себя и своей малой родины.

Отвечают на вопрос.

Приводят свои примеры.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

11.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД

Организует данный этап урока.

Обеспечивает позитивный настрой.

- На Листе самооценки напишите свои Ф.И.

На первой шкале отметьте, какие знания у вас были в начале урока, а на другой - ваши знания в конце урока.

(Приложение 2)

Окончен урок, и выполнен

план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Чтоб знания в жизни вам пригодились!

Работают с Листом самооценки.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха»)


Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


(1) Летом ходит без дороги (6) «Для меня резинка, братцы, лютый враг! Приложение 1

Возле сосен и берез, Не могу я столковаться с ней никак.

А зимой он спит в берлоге, Сделал я кота и кошку - красота!

От мороза прячет нос. А она прошлась немножко - нет кота!

(Медведь.) С ней хорошую картинку не создашь!» -

Так вовсю ругал резинку …

  1. Каждый вечер так легко (Карандаш.)

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова.

Как зовут ее? ...

(Корова.)


  1. Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака.)


  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока.)


  1. Знают все ее ребята:

Воровата, хрипловата,

Ходит важно, как матрона.

А зовут ее …

(Ворона.)



Приложение 2

Лист самооценки.

Ф.И.__________________________________


Мои знания.



13

© 2010-2022