Урок по литературе по теме «Валентин Катаев «Цветик-семицветик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения во 2-м классе.

Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Цели:

Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки "Цветик - семицветик".

Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.

Формировать навыки работы с книгой.

Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

Оборудование:

портрет В.П.Катаева

выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга "Цветик - семицветик" разных изданий

большая аппликация "Цветик-семицветик"

аппликация "Цветик-семицветик" с одним лепестком каждому ученику

плакаты с пословицами

Ход урока:

1.Организационный момент

- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась - путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.

-Как можно путешествовать по книге?

- Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

-. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.

3.Работа над жанром.

Беседа с учащимися

-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

- На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)

- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

ФИЗМИНУТКА

2.Сообщение о писателе

Катаев Валентин Петрович

Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

Повесить портрет писателя, его домик и цветы.

Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .

В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.

В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.

В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.

Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

4.Обсуждение, анализ содержания сказки.

-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.

- Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками книги "Цветик - семицветик". Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками.

- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

словарная работа

Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька- нет друзей

тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся

самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...

папанинцы- Героические исследователи Арктики. (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.

Работа над содержанием

- Открываем учебник, страница 95

- Ребята, вы прочитали сказку «Цветик-семицветик».

-Докажите что это сказка?
(весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.).

-Понравилась вам сказка? Чем именно?

- Почему сказка называется "Цветик-семицветик"? (Ответы детей)

-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)

Физминутка

Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?

-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)

- Каким волшебным свойством он обладал?
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый; Чтобы я была дома с баранками)

-А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)

- На какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);

- На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);

- На какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои);

- На какое желание потратила Женя шестой лепесток? Какого цвета?(фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);

- Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)

- И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)

- Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)

--Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?
-- На какое желание был потрачен последний лепесток?

- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)

- Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)

- Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

- Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

Обобщение

- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

5.Работа с пословицами

А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.

Делу время, потехе час.

Жизнь дана на добрые дела.

Дело мастера боится.

- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки ("Жизнь дана на добрые дела").

- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

- А кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика -семицветика свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.

Восстанови порядок

На доске иллюстрации к сказке.

Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку

6.Итог

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу "Жизнь дана на добрые дела". Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

-Оценки

7.Домашняя работа

Викторина по сказке

8.КРОССВОРД


Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой -либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван - царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок - золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

Рябой- покрытый , рябью; пёстрый

Изумрудного- оттенок зелёного цвета



© 2010-2022