Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Введение
  1. История возникновения молока

Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках и кисельных берегах» - символе сытости и благополучия. Человек открыл для себя молоко примерно 7-8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы.
Человек давно познал целительную силу молока. Гиппократ, например, назначал молоко больным туберкулезом, и считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных расстройствах.
Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко «драгоценным средством» для лечения болезней сердца и почек. «Всеми и всегда, писал И. П. Павлов, - молоко считается самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний».
В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он первым использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным. Почти повсеместно молоко активно использовалось и в народной косметике. Так, в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим средством против морщин. Но во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, «молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой». Молоко довольно калорийно: в 100 г его более 60 килокалорий. В России же, северных её частях, молочные буренки появились 500 лет назад. Молочный промысел известен с IX века, о чем сохранились письменные свидетельства на берестяных грамотах. Молоко продавали на рынках. Городские стражники опускали в молоко клинок сабли и по тому, как жидкость стекала с клинка, определяли жирность белого напитка. После такой «проверки» молоко разрешали продавать. Но длительное время в России из молока делали только масло и сыр. Промышленное производство молока и молочных продуктов в России началось в XVIII веке.
2. Состав молока
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства Молоко сельскохозяйственных животных - ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Обработка молока или виды молока: - кипячение; - пастеризация - убиваются болезнетворные микробы; - стерилизация - уничтожаются все микроорганизмы; - консервирование - сухое, сгущенное. Молоко содержит более двухсот компонентов! Важнейшими, из них, являются вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста. Особую ценность представляют белки молока. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96 %). Молочный жир, наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95 %). Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98 %). В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д. Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока. Состав молока



Поэтому молоко используется для детского питания (уже пять лет в нашей школе реализуется программа «Школьное молоко», и мы в 10.00 пьем все вместе молоко) и как диетический и лечебный продукт при малокровии, туберкулезе, гастрите, отравлениях, заболеваниях печени, почек, желудочно-кишечного тракта, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда. Молоко - многокомпонентная полидисперсная система, в которой все составные вещества находятся в тонкодисперсном состоянии, что обеспечивает молоку жидкую консистенцию. Цель: выявить полезные свойства молока Задачи: 1.Изучить историю возникновения молока; 2. Изучить качественный состав молока; 3. Показать применение молока; 4. Определить свойства молока. Объект: школьное молоко «Здоровье на 5 +». Предмет: показатели качества молока. Методы: 1.Поисковый; 2. Обработка литературных данных; 3. Наблюдение; 4. Эксперимент; 5. Сравнение; 6. Вывод. Гипотеза: каковы свойства молока и зачем нам необходимо школьное молоко?

3. Исследовательская часть

3.1. О пользе и вреде молока. Анкетирование Аюрведа, древнеиндийский трактат о здоровье, указывает на то, что молоко эффективно лечит расстройства психики - раздражительность, суетливость перенапряжение, умиротворяет и избавляет от бессонницы. Наши бабушки знали, что лучшее средство от бессонницы у ребёнка - это молоко. Ребёнку на ночь давали выпить стакан тёплого молока с медом, он крепко спал и становился спокойным. Если человек пьет на ночь молоко, то он становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир, приобретает правильное виденье добра и зла - считали восточные мудрецы. Они рекомендовали также пить его либо поздно вечером, либо рано утром, подслащивая медом или сахаром, добавляя специи: фенхель, кардамон, куркуму, корицу, шафран и солодку. Более того, молоко, которому некоторые приписывают свойство увеличивать массу тела, на самом деле, наоборот, способно защитить организм от набирания избыточного веса. Через молоко могут передаваться возбудители болезней человека (брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры и др.); оно может стать причиной возникновения пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Молоко коров, больных туберкулезом, бруцеллезом, ящуром, маститом, кокковыми заболеваниями или подозреваемых на эти заболевания, нельзя использовать непосредственно в пищу. Молоко животных, больных сибирской язвой, бешенством, вирусным гепатитом, чумой, уничтожается на месте в присутствии представителей ветеринарного надзора. Антибиотики, применяемые в ветеринарии, попадая в молоко, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье людей. В XX же веке в Европе появились сообщения об аллергии на коровье молоко, если существует индивидуальная непереносимость организма к молоку. Возможны также заболевания - сахарный диабет и сердечно-сосудистое заболевание. И все же молоко полезное или вредное. Провели анкетирование в классе и узнали, кто из ребят пьет молоко и почему. Результаты анкетирования одноклассников Всего человек в классе Пьете ли вы молоко Коровье домашнее молоко Школьное молоко Молоко из магазина Чем оно полезно для вас 18/100% 17/94% 5/28% 17/94% 15/77% Витаминами, вкусное, минеральными веществами Сравнительный анализ употребления молока одноклассниками Наблюдается, что все одноклассники употребляют в пищу молоко, кроме одного ученика.

3.2. Наблюдение Молоко белое, потому что цвет молоку придает специфический молочный белок - казеин. Казеин в молоке образует шарообразные частицы, называемые мицеллами, которые и определяют белый цвет молока. На долю казеина приходится в среднем 76-88% всего молочного белка. Казеин - основной компонент творога и сыров. Все белки молока, в том числе и казеин, относятся к группе полноценных, т.е. таких, которые содержат в своем составе все 20 жизненно необходимых аминокислот. В их числе 8 незаменимых аминокислот, которые сам организм производить не может, поэтому они и должны поступать извне. Отсутствие хотя бы одной из них грозит нарушением обмена веществ. Самое белое молоко у крольчих - содержание казеина в нем доходит до 15%. Следующие по белизне - китовое молоко (12%) и молоко северных оленей (10%). Но если за белый цвет молока «отвечает» казеин, то желтоватый оттенок ему придает бета-каротин. Тот самый бета-каротин, который делает желтой морковь или тыкву. Например, в козьем молоке, в отличие от коровьего, каротина почти нет, потому и цвет у молока менее теплый и желтоватый. Но бета-каротин это не только цвет. Из него организм вырабатывает витамин А, кроме того, бета-каротин является мощным антиоксидантом. Он стимулирует иммунитет и повышает общую сопротивляемость организма. 3.3. Эксперимент Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства Провели эксперимент и записали свои наблюдения. Качество молока можно определить по внешнему виду. Оборудование: стеклянный цилиндр 100-250 мл или химический стакан. Ход работы: Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 1. Налили в стакан молока до середины объёма. 2. Внимательно рассмотрели молоко на наличие загрязнений, примесей и отметили однородность. 3.Дали молоку отстояться в течении 3-5 минут и отметили наличие осадка. Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 4. Осторожно профильтровала молоко. 5. На фильтре осадков, примесей не наблюдается. Качественное молоко определяет его цвет. Оборудование: мерный цилиндр на 100-250 мл, белый лист бумаги. Ход работы: 1. Налили в стакан 50-60 мл молока. Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 2. Поднесли к стакану белый лист бумаги и сравнили цвет. 3. Цвет белый. Определение консистенции молока. Оборудование: Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 1. Налили в пробирку молока до середины объёма. 2. Закрыли пробирку и слегка встряхнули её, чтобы намокли стенки. 3. Дали молоку стечь и в течение 1-2 минут, оценили результат. 4. Однородная. Определение запаха молока. Оборудование: пробирка с пробкой. Ход работы: Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 1. Налили в пробирку молока чуть больше половины её объёма, закрыли пробкой. 2. Открыли пробирку, сразу понюхали. Запах определяется многократными короткими вдыханиями. 3. Запаха не имеет. Определение вкуса молока Оборудование: стеклянный стакан. Реактивы: вода питьевая. Ход работы: 1. Налили в стакан 10-20 мл молока. 2. Взяли глоток молока в рот, стараясь распределить его по всей полости рта, подержали его некоторое время. Определили вкус. После каждой пробы молока следует прополоскать рот водой и между отдельными определениями делать небольшие перерывы. Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 3. Сладковатый. Определение наличия крахмала в молоке Материалы и оборудование: пробирки с молоком, раствор йода. Ход работы: Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойстваИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время Молоко и его свойства 1. В пробирку налил 5-10 мл молока. 2. Добавил в молоко несколько капель йода. 3. Молоко с добавлением крахмала синеет, а чистое молоко желтеет. Всё молоко оказалось без примесей крахмала и муки, что очень радует.

Результаты опыта по определению качества молока № п/п Внешний вид Цвет Консистенция Запах Вкус Наличие крахмала 1 Без примесей, осадков Белый Однород-ная Не имеет Сладкова-тый Не имеет Наблюдается то, что молоко соответствует органолептическим свойствам молока и его без опаски можно употреблять в пищу. Качественное молоко принесет пользу нашему растущему организму. Выпив стакан молока в утренние часы, мы ощущаем активность мыслительной деятельности. Работаем на уроках индивидуально, в группах и получаем отличные оценки за изученный материал. Очень здорово, что есть такие помощники для нашего организма, как молоко.

Заключение

Молоко - продукт, которому более 7-8 тысяч лет. Ученые изучили свойства молока и доказали его полезность. Молоко применяют в медицинских и косметологических целях. Но существуют и опасности, если люди будут пить молоко от больных коров. Молоко - жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов. В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов - это все виды витаминов и минеральных веществ. Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла и т.д. Качество молока можно определить по внешнему виду и в домашних условиях. Я узнала, что молоко должно быть белого или слегка желтоватого цвета. Молоко должно быть без примесей и осадков. Консистенция молока - однородной, запаха молоко не имеет, вкус - сладковатый, слабо сладковатый. В молоке не должен присутствовать крахмал. Таким качественным молоком является школьное молоко «Здоровье на 5+ ». Мы с огромным удовольствием пьем молоко и активно работаем на уроках. И у нас отличные результаты успеваемости. Пейте, люди, молоко, будете здоровыми!

Список литературы

Волков В.Н., Солодова Р.И., Волкова Л.А. Определение качества молока и молочных продуктов. // Химия в школе. 2002г. № 1. - с.57-63 Горбатова К. К. Химия и физика молока, изд. Гиорд,2004 г Куприянова Н.С..Лабораторный практикум по химии 10 - 11 класс М:. «Владос», 2007 г. Детская энциклопедия: «Аргументы и факты - детям». Молоко и… - ЗАО «Аргументы и факты». № 8, 2001г Завистовская Софья. Простое лечение пищей. - М.: «Фирма Алеся», 1993. - с.31-32 Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - с.15-17 Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3, с.74-75. Том 7, с.75-78, с.117-118 Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Просвещение, 2000г.

ru.wikipedia.org/wiki yandex.ru/images





















10


© 2010-2022