Конспект урока по русскому языку на тему Подлежащее и сказуемое (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный портал «Мой университет» - moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО


Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) Курбатова Алла Егоровна Предмет Русский язык Класс, профиль класса/группа, количество человек 3 б класс, 21 человек Продолжительность урока (занятия) 45 минут

Методическая информация Тема урока /занятия
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Основные: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык. Учебник для 3 класса, 1 часть «Вентана-Граф», 2012г. Дополнительные: компьютер, проектор, презентация Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Применение знаний и способов действий. Окружающий мир, литературное чтение.

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В 3 б классе 21 человек.9 девочек и 12 мальчиков. У детей большой познавательный интерес, высокая активность и работоспособность. Качество знаний по предмету 64%. Дети умеют анализировать, сравнивать, работать по плану, применяя памятки и алгоритмы. При решении проблемных ситуаций высказывают свои предположения, находят ответы в словарях, энциклопедиях, интернете. Проявляют высокую заинтересованность в результатах своей работы. В классе 5 человек интеллектуально одарённых детей. Большинство учеников в классе - это аудиалы и визуалы, но есть и кинестетики. 3 человека в классе испытывают затруднения в учебной деятельности. С ними проводится определённая индивидуальная работа. Цели урока/ занятия
Способствовать развитию умения находить в предложении грамматическую основу; определять какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое Задачи урока/ занятия
Образовательные: имеют представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; находят грамматическую основу предложения, определяют какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. Развивающие:- развивают умение составлять предложения. Совершенствуют умение самоанализа работы. -расширяют учебно-познавательные интересы; -стремятся к улучшению результатов учебных действий. Воспитательные: - проявляют интерес к родному языку, испытывают чувство гордости за то, что мы являемся носителями русского языка; -осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; -имеют адекватную позитивную оценку; - понимают и осознают необходимость выполнения школьных правил. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Познавательные УУД: умеют находить в простом предложении грамматическую основу; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, выбирают решения из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор; действуют по алгоритму, образцу. Коммуникативные УУД: умеют взаимодействовать при работе в парах, умеют договариваться, находить общее решение; используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия. Личностные УУД: овладевают умением самостоятельно делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке. Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Подробный конспект урока/занятия Фаза урока (занятия)
Этап Цели фазы и этапа Время, продолжительност ь этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заим ствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных це\лей.



Инициация



























Определение ожиданий и опасений

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

1-2 мин














3 мин. Метод «Приветствие»












Метод «Дерево ожиданий» Заимствованный


















Заимствованный, изменённый
Цель: Создание доверительной демократической, располагающей атмосферы. Ученики: Все обучающиеся Время проведения: 2 м. Необходимые материалы: нет Проведение: все участники становятся в круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя свое доброе отношение друг к другу

Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки. Ученики: весь класс. Время: 3 мин. Необходимые материалы: Вырезанные из бумаги жёлтые и красные листочки. «Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на дерево. «Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький) -Как вы понимаете эти слова? -А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно? -Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте стать сильнее в знаниях!

Дети объясняют значение этой фразы. Да, хотим.





-Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на желтых листочках, а свои опасения от урока на красных. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя и друг друга; -мотивационная основа учебной деятельности; -соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; -способность принять решение в социальном выборе













Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий. Личностные -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои возможности и достижения






- Коммуникативная владение способами внутригруппового взаимодействия


















Учебно- познавательные:
учатся оформлять свои мысли письменно. Величина успешности в виде листочков жёлтого и красного цвета была определена в начале урока в процессе АМО «Приветствие», «Дерево ожиданий», и в ходе всего урока мотивировала каждого вносить свой индивидуальный вклад в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного (домашнее задание)





























Проработка содержания темы

Сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.





























































































Усвоение материала, развитие ЗУНиК 20 мин.





























































































































12 мин.

Метод «Мозговой штурм»




























































































































Метод «Составление кластера»
Заимствованный, но измененный































































































































Заимствованный, но измененный

Цель- организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. Ученики: весь класс. Время: 20мин. Необходимые материалы: нет

Коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.























































































































Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
На партах у вас листы успеха урока, которые мы будем заполнять в течение урока. -Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь пропущенные гласные: М*лина,*стров, инт*ресный, П*лёт, з*л*тая, ос*нь, н*ступила, ж*лтый. -Кто ни разу не ошибся? Молодцы! -В листах успеха отметьте как вы работали.

-Используя эти слова, составьте предложение по нашей картине. Слайд 1. Конспект урока по русскому языку на тему Подлежащее и сказуемое (3 класс)

Наступила золотая осень. Дети составляют предложение и записывают его на доске и в тетрадях.
Докажите, что это предложение.
Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку.

-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации. Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное.
Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения. -Прочитайте предложение без первого слова? -Прочитайте предложение без второго слова? -Прочитайте предложение без третьего слова? -Без каких слов нельзя обойтись? -Какую роль они будут играть в предложении?
Золотая осень. Наступила осень. Наступила золотая. Наступила осень. Главную роль.

-О чём говорится в этом предложении? Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится об осени? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе - это грамматическая основа предложения. -Что мы сейчас с вами сделали?

Об осени.
Именем существительным
Осень (что сделала?)


Осень наступила. Разобрали предложение по членам предложения.
Для этой картины я подобрала стихи. Кто автор этих стихов? Слайд 2.
А. Пушкин. Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…
-Скажите, любит ли автор стихотворения, автор картины это время года? -Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже любим это время года. Мы любим золотую осень.
-Найдите грамматическую основу предложения.

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое может быть выражено глаголом.


-Молодцы! Сейчас отметьте в своих листах успеха, как вы выполняли это задание.


-Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим памятку. Листочки, на которых будем заполнять памятку желтого цвета. Работать будете вдвоём. -Если затрудняетесь, то откройте учебники на с.146. -Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть. - Расскажите всё о подлежащем. - Расскажите всё о сказуемом. -А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих листах успеха.

Дети рассказывают о подлежащем. Дети рассказывают о сказуемом.
Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
Работа в парах: с.146 №3. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, пользуясь составленным алгоритмом. Взаимопроверка и проверка. Регулятивные УУД Осуществляют личностную рефлексию.























Познавательные УУД. На основе анализа объектов делают выводы.














- Познавательные, включая общеучебные и логические

-выделяют существенные признаки, делают вывод

-понимают инструкцию

- Знаково-символические

-абстрагируют от картинки к модели

-вырабатывают каллиграфический почерк



- Коммуникативные -оформляют свою мысль в устной речи



















Познавательные УУД. Выявляют особенности объектов.













































































Познавательные УУД

Представляют информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

Умеют работать в паре.


Регулятивные УУД Осуществляют личностную рефлексию



Коммуникативные УУД Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные

-стремятся оказать помощь друг другу

- соблюдают нормы поведения и правила при в работе в парах ;

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

-сохраняют учебную задачу

-работают по алгоритму

-осуществляют взаимоконтроль выполненного задания











































Информационная - использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; -высказывать суждения по результатам сравнения;


























































Учебно-познавательная
Умеют выразительно читать стихи.















Учебно-познавательная Находят грамматическую основу предложения.

Учебно-познавательная: Правильно определяют части речи




Учебно-познавательная -контролируют свои учебные действия - сопоставляют свою оценку с оценкой одноклассника
- Коммуникативная -осуществляют продуктивное взаимодействие
- Социальная -овладевают навыками сотрудничества -учатся, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций






Учебно-познавательная: . Формулируют правило, опираясь на проведённую работу.







- Информационная - понимают инструкцию и выполняют действия по инструкции

- Коммуникативная -владеют способами межличностного взаимодействия
- Социальная -руководствуются выработанными в классе правилами межличностного взаимодействия -управляют проявлениями своих эмоций
























Визуализация урока была обеспечена презентацией осеннего пейзажа и стихами А.С. Пушкина.
























Комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач решался при проведении АМО «Мозговой штурм»



































































































Закрепление изученного материала по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. » осуществляется в ходе парной работы. Эффективность и мотивация работы в парах обеспечивается в процессе АМО «Кластер».










При работе в парах учащиеся побывали в роли учителя, что повышает ответственность и результативность.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

(разминка)



Рефлексия


Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии





Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения 3 мин.





















5 мин























Упражнение «Комплименты»
Заимствованный






















Заимствованный Электронные физминутки для глаз
Слайд 3
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. Численность: Все ученики

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.






















-О чём же мы говорили на уроке? -Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения? А теперь скажите что с вашими опасениями, их можно убрать? Давайте их уберём. -А ожидания от урока совпали? -Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях? -Я рада, что там много зелёного и синего цвета.
А теперь станьте в круг, поблагодарите друг друга за урок , пожелайте дальнейших успехов.


-Д/З Запишите ещё несколько предложений об осени. Спасибо за урок!





















Личностные -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивают свои достижения
- Коммуникативные

-слаженное взаимодействие в паре -умение договариваться
Регулятивные УУД Осуществляют личностную рефлексию.






















Информационная

-используют знаково-символические средства (листочки жёлтого и красного цвета) для представления информации

- Коммуникативная

- осуществляют продуктивное взаимодействие - Социальная

- развивают навыки сотрудничества -учатся, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций
-управляют проявлениями своих эмоций Эмоциональность АМО «Электронные физминутки для глаз» с музыкальным сопровождением позволила учащимся отдохнуть от активной интеллектуальной работы.












Все этапы урока сопровождались само- или взаимооценкой и коррекцией результатов работы. Игровая сюжетная линия урока русского языка, содержательные динамичные АМО, проведённые на уроке, обеспечили достижение запланированных результатов обучения, развития и воспитания, в том числе нравственного (АМО «Комплименты»)


Аналитическая информация Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология Использование технологии АМО позволяет активизировать познавательную, аналитическую и рефлексивную деятельность учащихся при закреплении знаний. Только интерактивность, практическая направленность, игровые сюжеты, разнообразные коммуникации способны повысить интерес к тому, что уже известно. Использование АМО создаёт условия совершенствования УУД на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Формированию личностных УУД способствовали АМО «Приветствие», «Мозговой штурм», «Кластер», «Комплементы», на всех этапах и через все АМО шло развитие регулятивных и коммуникативных УУД. Деятельностный подход, системная работа на предыдущих и последующих уроках, регулярное использование активных методов обучения способствует эффективному формированию УУД и реализации требований ФГОС. Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены).
Предметные результаты: на проведённом уроке учащиеся закрепили умение находить в предложении грамматическую основу, определять какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. На всех этапах урока в ходе парной , индивидуальной, фронтальной работы учащиеся показали хорошие и отличные знания. В ходе выполнения практической работы (АМО «Кластер») обобщили изученный материал и составили памятку, которой пользовались при выполнении упражнения Метапредметные результаты обучения, воспитания, развития и социализации: на уроке учащиеся использовали знаково-символические средства (листочки жёлтого и красного цвета) для представления информации, следовали алгоритму при выполнении упражнения. Сравнивали общие и специфические свойств объектов; высказывали суждения по результатам сравнения. Старались критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия, обнаруживать свои трудности в выполнении действия. Осуществлялось продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса, развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учащиеся проявили высокий познавательный интерес при выполнении предметных заданий. Цель и задачи урока реализованы, запланированные результаты достигнуты.
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
Создание доброжелательной атмосферы в начале урока благотворно отражается на нравственном развитии детей. Чувство локтя при работе парами, доверие снижали напряжённость при интеллектуальной деятельности. Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка. Самостоятельная работа на уроке (парная, индивидуальная, коллективная) предполагает планирование, контроль и оценку. На уроке учащиеся были настойчивы в достижении поставленной цели. Рефлексия показала, что. в основном, учащиеся адекватно оценили величину своей успешности. Приоритет позитивных воздействий над негативными, приоритет динамических АМО понижает утомляемость школьников. Музыкальное сопровождение на этапе разминки, чудесный осенний пейзаж на этапе вхождения в тему, замечательные стихи А. Пушкина на этапе проработки темы создают в классе эмоционально-комфортную атмосферу, что является непременным условием здоровьесбережения учащихся.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
Урок применения и закрепления знаний на тему «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое» построен таким образом, чтобы на нём увлечённо работали все учащиеся. Акцент сделан не только на содержании заданий, но и на повышение мотивации и рефлексии каждого этапа урока, что активно развивает личностные и регулятивные универсальные действия. Приоритетная форма организации деятельности на данном уроке - парная и индивидуальная самостоятельная работа с последующим обсуждением и проверкой её результатов.

Методическая ценность урока/занятия


Анализ подготовленного и проведённого урока с использованием описанных выше методов активного обучения показал, что получилась универсальная технологическая карта урока, которую можно применить для любого предмета в начальной школе при закреплении и обобщение учебных тем, заменяя только содержание учебного материала. Мною по данной схеме были проведены несколько уроков в 3 и 4 классах.

Дополнительная информация Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. 1.Класс оснащён мультимедийной установкой. Поэтому на уроке были использованы эти ресурсы кабинета. 2.Раздаточный материал: листочки красного и жёлтого цвета. Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). 1.Русский язык. 3класс. Технологические карты уроков по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Автор- составитель Н.Н. Кузнецова. 2.Электронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - moi-universitet.ru 3.Интернет-ресурсы. Картина осени , портрет А.С. Пушкина, «Электронные физминутки для глаз».

9


© 2010-2022