Конспект урока по окружающему миру Что мы знаем о народах России, 1 класс, программа Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципального образования город Нягань

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

____________________________________________________________________________________________________________________



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Что мы знаем о народах России»

1 класс




Автор: Сорокина Э.К.

учитель начальных классов




г.Нягань

2015

Технологическая карта урока

Тема урока: «Что мы знаем о народах России?», 1 класс, окружающий мир.

Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия нового знания

Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,

рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.

-карточки с заданиями (для работы в группах)

-карточки «Костюмы народов России», цветные карандаши

-цветные смайлики

-фонограмма песни «Барыня»

-презентация урока

Цель урока:

Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - нравственного воспитания.

Задачи урока:

Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;

Развивать универсальные учебные действия:

- умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;

- развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;

- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

- развивать толерантность;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;

- осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.

Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

- находить информацию о народах своего края.

- работать по предложенному учителем плану.

- уметь оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

- уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Методы и приемы работы


Формы организации учебной деятельности

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные; коммуникативные;

Регулятив-

ные;

Личностные

I.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности

Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей

- Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу

Проблемно-диалогическая технология.

ИКТ слайд 2

Фронтальная.

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места.

II.Актуализация знаний и умений

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК - Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)

- Как вы понимаете слова гимна «Братских народов союз вековой?» Слайд 2 Рисунок Народы

Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.

- Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. - Какие народы населяют Россию? -Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России). -Что мы знаем о народах России?

Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.

ИКТ слайд 2

Фронтальная работа.

Проявление интереса к материалу изучаемого материала.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания по теме.

Высказывают предположения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

III.Постановка проблемного вопроса.

Формулирование

темы и целей урока. Цели:

- организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока - Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.

- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. - Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? - Какова тема нашего урока?

- Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» на Слайд 2 Самолётике - Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Дети с помощью учителя формулируют цель урока - открыть новые знания о народах России.

- Почему нам нужно знать о народах России?

Используя приём «яркое пятно» (рисунки), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся по теме урока; помочь детям формулировать цели и задачи урока.

Проблемно-диалогическая технология.

ИКТ слайд 2

Побуждающий диалог

Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям .

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между

целью учебной деятельности и её мотивом.

IV.Открытие нового знания.

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

- Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.

-Наш самолётик приземляется в Восточно-Европейской равнине. Слайд 3. Русские составляют большую часть Российского населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху - косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан.

- Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ. Слайды 4,5.

-Татары - вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины - вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги. - Наш маршрут - на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?

Чеченцы - отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины - основное население Кавказа. Кавказ - родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.

- Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры - четвёртая по численности народ России.

- Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.

Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает - люди. Расскажите об особенностях их костюмов.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

Игровая технология. Дидактическая игра.

ИКТ слайды 3,4,5.



ИКТ слайды 6, 7, 8, 9

ИКТ слайды10,11.


Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Слушают сообщение учителя.

Учатся обобщать.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Могут ли люди разных национальностей жить друг без друга?»;

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V.Первичное

закрепление Цель: - организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока Закрепление знаний о костюмах. Работа в рабочих тетрадях с 13. Проверка работы с помощью ИКТ - игры «Подпиши, в каком народном костюме кукла?» Слайды 12,13.
- Где же живут эти костюмы? Слайды 14, 15. Современные люди в повседневной жизни не ходят в национальных костюмах. Эти костюмы можно увидеть, например, в нашем городе в КЦ «Планета», «Западный». Костюмы народов Севера вы можете увидеть в Центре малочисленных народов.

Учитель организует игру «Воротики» (проводит физминутку)

Игра

Слайды 12-15


Дети играют в русскую народную игру «Воротики» Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

VI.Продолжение работы над открытием нового знания. Решение проблемного вопроса.

Цели:

продолжить изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями


- А когда люди надевают свои национальные костюмы? Слайд 16. - А ещё все народы отмечают свои национальные праздники. -В каких праздниках вы принимали участие? - Расскажите о некоторых из них.

Рассказ о Масленице. Слайды 17. Масленица - народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины:

Масленица - радость на неделю.
Игрища, потехи, городки,
Девичьи веселые качели,
Детвора с припевками, блины!!!

- В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы - сжигание чучела Масленицы».

Слайды 18. Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)

- В каких играх вы участвовали на праздниках?

- Поиграем в игру «Воротики». Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Сабантуй. Слайд 19.

- Так как в нашем городе тоже проживает немало татар и башкир, у нас также как и по всей России проводится праздник «Сабантуй»

- Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в конце весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай.

Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ! - Какие конкурсы устраивали на Сабантуе? Слайд 20.

Игра « бег с яйцом в ложке».

Посмотрите, это ложка,

В ней устроилось яйцо,

Пробегись-ка по дорожке,

Только не разбей его.

Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке»
Вороний день. Слайд 21 - Накануне праздника, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому, что завтра надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила». Или произносила закличку: - «Бегите скорей на улицу, ворона подарки раздает!». И действительно, дети находили на березе разные вкусности, подарки символизирующие солнце, плодородие.

Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник. Слайд 22.

Проводится игра «Перетяни палку» Слайд 23. Религия.

- Важную роль в жизни народов России играет религия - вера в сверхъестественные силы и существа - богов, духов, которые являются предметом поклонения. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В нашем городе Нягань проживают люди, принадлежащие к разным религиям. Об этом свидетельствуют церковь и мечеть, украшающие наш город. Игра «Соотнеси предметы» - К какой религии относятся эти предметы - Слайд 24. - Вернёмся к нашему проблемному вопросу: - Почему нам нужно знать о народах России? Ответить на эти вопросы помогут пословицы: Слайд 25 - Составь и объясни пословицы.

- Россия - это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.

Все они являются равноправными гражданами России.
Слайд 26. Наш класс - В нашем городе проживает более 80-и национальностей, из них 15 имеют свои национальные центры. А в нашем дружном 1а классе учатся дети 9-и национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями, костюмами, кухней народов - представителей нашего класса. Так много интересных открытий ждёт нас впереди!

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Наглядный метод.

ИКТ слайды16 ,17.



ИКТ слайд 18.





ИКТ слайды19-22







ИКТ слайды23-24.





ИКТ слайды25-26.

Практическая работа

Дети отвечают на вопросы, делают выводы Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические - осуществление поиска необходимой информации Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.


VII.Закрепление

Работа над проектом

(в группах)

Цели:

организовать работу над проектом;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Слайд 27. Работа над Проектом.

-Разукрасить национальный костюм одного из национальностей (учитель раздаёт рисунки) - А теперь каждая группа (дети, сидящие в одном ряду) создадут плакат - картину из ваших рисунков и подготовит рассказ о проекте. - Как назовёте ваш плакат? (Костюмы народов России. Дружба народов. Союз братских народов. Народы России.)

Организует проектную работу - составление плаката.

Развитие универсальных учебных

навыков

ИКТ слайд 27.



Практические.

Работа в группе.



Практическая работа.

Коллективные формы работы (в группе).Составление плаката.

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Слайд 28. - Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик предлагают вам на выбор два заключения. - Что выбираете вы? - Для тех, кто выбрал первое заключение, наш самолётик готов к новым путешествиям.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Развитие универсальных учебных навыков

ИКТ слайд 28.

Индивидуальная.

Оценивают свои действия на уроке.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

IX. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока

-Какая была тема урока?

-Какую цель ставили?

- Достигли цели?

-Узнали, почему Россию называют союзом братских народов?

-Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?

Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

Развитие универсальных учебных навыков.

Фронтальная

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания,

уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять своё

поведение, контролировать,

корректировать свои действия.

Использованная литература

1.Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г

2. «Тесты. Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. / М. «Просвещение», 2014г

3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г

Использованы ресурсы Интернет:

doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii68.htm

nsportal.ru›…shkola…mir


© 2010-2022