Технологическая карта урока литературного чтения В. Драгунский. .. Бы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

В. Драгунский «...Бы».

Учитель: Сарнавина Екатерина Григорьевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «А»

Тема урока: В.Драгунский «...Бы».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; книги В. Драгунского; толковый словарь; учебник литературного чтение 3 класс, карточки «Чтение с пометами», карточки «Оцени работу», карточки для дифференцированной работы, карточки «Обыграй ситуацию».



Задачи урока:

1.Предметные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «…Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

2. Метапредметные: Познавательные УУД: уметь формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цели, функции участников, способов взаимодействия; уметь задавать вопросы - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. уметь вступать в диалог с товарищами, выслушивать разные точки зрения. Личностные УУД: устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.



Структура и ход урока:



Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Учитель проверяет готовность детей к уроку

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока учебными действиями

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) (слайд 2)


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и фиксация

атруднения в деятельности Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения

-Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: «Если бы я был взрослый, то …» ( слайд 3 )

-Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего же вам не хватает? - Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя. Кто это? (слайд 4) -Что вы знаете о Викторе Драгунском? -Почему вам нравятся произведения Драгунского? ( слайд 5)


Дети предполагают свои версии ответа


Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на постав-ленные вопросы. Дети высказывают мнения.


Коммуникативные

(умение строить рече-вое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка проб-лемы, формули-рование темы урока)

Побуждает к формулированию темы.

-Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (продолжим знакомиться с произведениями В. Драгунского) - - Сформулируйте тему урока, цель. (слайд )

-Что еще знаете о писателе? ( Затруднение)

- Кто поможет нам больше узнать о жизни и творчестве Драгунского?(1 человек у доски, слайды)

- Что нового вы узнали о творчестве Виктора Драгунского?

Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют тему и цель урока..

Дают ответы, доказы-вая словами из текста.

Комментируют слайды.

Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)


4. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация



Вовлекает детей в проблемный диалог.

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением В.Драгунского «Бы»? (слайд)

-Можете предположить о чем оно?

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

-Что бы вы хотели узнать?

Готовит к восприятию текста.

1.Подготовительная работа.

Упражнения для развития правильного беглого чтения . (слайд)
Читаем правильно, целыми словами:
Нрав - нравилось - понравилось
Помни - помнил - припомнил
Дума - думала - задумала - задумалась
Щур - щурился - прищурился
Плеск - плеснул - всплеснул Молила - молилась - взмолилась




Обучающиеся строят предположения.






Фронтальная работа.











Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)













Проводит словарную работу. Словарь С.И. Ожегова

Словарная работа. (слайд)

Фунт - мера веса
Лихо - зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)


2. Работа в парах.

-Предположите, что обозначают эти выражения. Обсудите в парах. Дайте ответ.

Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности).
Сидели б у меня как шёлковые. ( Сидели бы хорошо, смирно, тихо). (cлайд)


3.Первичное восприятие текста. Учитель начинает читать текст.


4.Проверяет первичное восприятие текста учащимися. - Определите жанр этого произведения. Докажите. (Рассказ) - Понравился? Чем? - Какой это рассказ? (весёлый, радостный.)

- Как еще можно назвать этот рассказ? (юмористический)

-Почему автор выбрал такое странное название?


5.Проверяет понимание учащимися текста.

Первичное закрепление.

Выборочное чтение.

- О чём мечтал мальчик?

-Зачитайте.

- Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
- Докажите словами текста и зачитайте.

- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. - Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?

- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.

Чтение по ролям

С.63 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).

- Смешно разговаривает мальчик с родителями ?

( И смешно и грустно…) -У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей. А как вы считаете?

- Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые так с ним разговаривают дома, он научился у них)
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать).

- Понимают они его?

- А родители как разговаривают с сыном? Почему? -А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает (слайд)

-Так чего же в семье не хватает? (взаимопонимания) -Вернемся к началу урока . Вы называли массу причин по которым вы бы хотели стать взрослыми. Чего же часто не достает вам в семье? Так в чем же основная причина? (слайд ).


-Решили мы с вами проблему?


Предполагают, обсуждают.



Учащиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.




Продолжают чтение хорошо читающие дети.

Дают ответы.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

Высказывают свои предположения.


Дают ответы.

Зачитывают отрывки.



Дети зачитывают только слова мальчика.




Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.





Читают по ролям.


Дети высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.


Отвечают на вопросы учителя.






Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Делают вывод.

Решают проблему, поставленную в начале урока.





Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению).

Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).


Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)



Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).






Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ).



Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)



5. Физминутка.


Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ).

6. Обобщение.


Организует самостоятельную работу по закреплению текста (дифференцированно).

- Выберете то задание, которое сумеете выполнить.

Карточка 1.-Зачем написал автор этот рассказ?

Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Игра не доводит до добра.

Сначала думай, а потом делай.

Организует работу в парах.

-Хотите побывать в роли родителей и детей?

Ролевые игры ( Карточки, приложение 2).


Выбирают задание, которое обучающимся под силу( карточки на столах).





Проверяют.

Дают ответы, доказывая свою точку зрения.



Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. (Одна пара изображает семью, где нет взаимопонимания, а другая семью, где взаимопонимание есть). Обыгрывают ситуации


Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)







Коммуникативные (умение владеть диалогической речью, умение в совместной деятельности догова-риваться, приходить к общему решению)



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке



Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

- Бывает ли в вашей семье такие ситуации , когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?

- Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?

- Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли?

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

В чём ты затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… (слайд)


-Оцените свою работу на уроке. (У каждого на столе карточка).

Предлагает заполнить карточки.


Как я усвоил материал?


1

2

3

4

5







Как я работал на уроке?

1

2

3

4

5









Отвечают на вопросы учителя.


Ответы детей.

Делают вывод.












Определяют меру своего продвижения вперёд.



Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)





Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей)





Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).


8.Домашнее задание.


Поясняет домашнее задание

1.Читать текст.

2.Составить рассказ на тему «Если бы я был взрослый, то…»


Записывают в дневник











Приложение 1
Чтение с пометами:



  • Виктор Юзефович Драгунский детский писатель. Писал о детях и для детей. Самая известная его книга «Денискины рассказы». Прототипом Дениски был его сын.

  • В. Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.

  • Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину и обосновались в г. Гомеле.В 1925 году семья переехала в Москву.

  • У Виктора всегда было много друзей. По вечерам они пробирались в городской парк, где выступали артисты. Виктор выучивал куплеты, которые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица.

  • В 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы ,пьесы В Драгунский писал песни, небольшие пьесы, сценки.

  • Больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даж ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.

  • За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий. . Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем нам он запомнится как автор замечательных детских рассказов.


  • Виктор Драгунский писал произведения и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.


Приложение 2



Ролевые игры:

1.Сын: Мам, надоела ты мне со своим чтением! Я хочу мультик посмотреть! Мама: Как я устала повторять тебе одно и тоже.

2.Внук: Бабуль, не хочу я твою кашу. Меня уже тошнит от нее! Бабушка: Питаться нужно правильно! Ешь!

3.Дочь: Мама, ну зачем ты выключила компьютер! Я же еще не доиграла! Вот всегда ты так! Мама: Быстро учить уроки!



Карточка 1.-Зачем написал автор этот рассказ?


Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.

  • Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

  • Игра не доводит до добра.

  • Сначала думай, а потом делай.



Список литературы.


  • О . В . Кубасова. Литературное чтение «Любимые страницы» 3 класс (1,2, 3 ,4 части) - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010

  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка Под редакцией Н.Ю. Шведовой.-23 изд..испр.-М:Рус.яз,.1991

  • О . В . Кубасова Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы 3 класс » - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

  • Н.Н.Дорогинина. Поурочные планы по учебнику О . В . Кубасовой «Любимые страницы 3 класс » - Волгоград: «Учитель», 2010



© 2010-2022