Программа по курсу Краеведение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым


Утверждена педагогическим советом МБОУС(К)ОШ « Надежда» от _______2015 г. Протокол №_____ .

Рассмотрена на заседании МО ______2015 г. Протокол №1.


« Утверждаю»


«Согласовано»


Директор УРЦ « Надежда»

________________/Т.О. Панасышена

Приказ № ____от_________2015 г.



Заместитель директора по УВР

_______________/ Т. Н. Канцедайлова

« »____________2015 г.



Рабочая программа курса "Краеведение"

для 3-А класса


Срок реализации программы :2015/2016 уч.год

Автор - разработчик Томан Любовь Алексеевна





г. Симферополь - 2015г.




ПРОГРАММА КУРСА "КРАЕВЕДЕНИЕ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Закон РФ « Об образовании»
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009
  3. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение.

  4. Рабочая программа по «Краеведению» для 2-4 классов составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования, рабочей программы предмета «Крымоведение» для 5, 6 классов, разработанной Крымским Республиканским Институтом Последипломного Педагогического образования, авторы Рудяков А.Н., Супрычев В.А. (Утверждена Коллегией МОН АРК, Протокол №7/7 от 25.12.2005 г.)

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  6. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Учебный план МБОУС (К) ОШ « Надежда» на 2015/2016 учебный год

  8. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Курс «Краеведение» изучается на ступени начального общего среднего образования во 2-4 классах. Включение курса «Краеведение» в учебный план 2- 4 классов будет способствовать не только формированию у учащихся новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму и Симферополю - маленькой частице Российской Федерации. Готовность к обучению Краеведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальными и невербальными сферами, слабостью развития познавательных процессов.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка полученные знания, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Краеведение» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Краеведение» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

Общая характеристика курса Своеобразие в обучении «Краеведению» детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Изучение «Краеведения» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

- заложить основы изучения своей местности и родного края;

- целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания;

- обогатить знаниями об историческом прошлом Крыма и нашего города,

-пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Крыма и Симферополя;

- воспитание школьников на примерах мужества, героизма и мудрости крымчан, в разные периоды исторического развития;

- формирование гражданского самосознания, патриотизма, чувства гордости за достижения своих земляков;

- воспитание толерантного отношения к культуре и религии всех народов, проживающих в Крыму;

- стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1.формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

5. совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

6. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

7. создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

8. поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и спорта;

8. формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению истории родного города является воспитание у них устойчивого познавательного интереса к краеведческому материалу. Физиологические особенности младших школьников предполагают использование различных методов внеклассной работы.


Место предмета « Краеведение» в учебном плане. По программе на изучение «Краеведения» в начальной школе в каждом классе отводится 34 ч при нагрузке 1 ч/неделю.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Краеведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Краеведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Краеведение» предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности.

С раннего детства необходимо формировать у детей правильное представление о важных нравственных ценностях нашего российского, крымского народа, которое начинается с осмысления и знакомства с символикой Российской Федерации и Республики Крым, г.Симферополя. Знание государственной и Крымской символики способствует развитию сопричастности с Родиной, к ее истории, героическому прошлому и воспитывает чувство гордости и гражданского самосознания. «Краеведение» позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить первоначальные представления о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей « малой родине» , своей стране, Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.

Основными критериями отбора материала при разработке программы является историческая и культурная значимость в жизни Республики Крым, города Симферополя, актуальность, воспитательная ценность.

Данный курс предполагает обращение к носителям исторической памяти : членам семьи, материалом семейного архива, музеям Боевой Славы , в противном случае он будет неубедителен для учащихся.

«Краеведение» играет важную роль в учебно-воспитательном процессе для младших школьников. В связи с этим в направлении работы выделяются следующие составляющие:

- учебно-просветительская (расширение кругозора, формирование познавательного интереса);

- научная (расширение знаний об окружающем мире и о самом себе);

- воспитательная (формирование гражданской позиции, патриотизма);

- социальная (социализация школьников в современной среде Республики Крым

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации учебных исторических и географических карт, рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального исследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

- практические методы: изготовление плакатов, рисунков, схем, проектов, другие практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Формы работы:

- фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с родителями, с педагогом.

Результаты изучения курса

Планируемые результаты обучения

Освоение курса «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: 1)понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5)устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Изучение курса «Краеведение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Краеведение»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Краеведение»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Краеведение».

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

Знать/понимать:

· основные понятия курса;

· иметь представление о предмете краеведения, об источниках краеведческих знаний;

· историю основания нашего города и его современное настоящее;

· исторические объекты и памятники;

· развитие культуры, искусства и спорта, значение для всей страны в целом;

· историю «малой Родины» (района, улицы, школы);

· правила обращения с документами;

уметь:

· использовать карту, как источник информации;

· совершать виртуальную и настоящую экскурсии по городу и области;

· приводить примеры из истории нашего края;

· создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;

· собирать информацию, пользуясь источниками краеведческих знаний, материалами СМИ;

· аргументировано защищать свои проекты, исследования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью сбора информации, наблюдения, сравнения; расширения представления обучающихся об основных событиях истории XX за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, архивам города, в котором мы живем и др.).

· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации по изучению истории своего города и истории страны в целом.

К ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:

1. факт осознанного продолжения изучения истории города и истории вообще;

2. высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать;

3. умение устанавливать связи между прошлым и современностью; решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

4. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

5. способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность

6. толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ - 2 -4 КЛАССЫ

РАЗДЕЛ I. Крым - уникальный уголок России. - 8 час

Тема 1. Введение в курс «Краеведение» -1 ч

Предмет, цели и задачи курса «Краеведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.

Тема2. Мы - россияне и жители Крыма - 1 ч

Знакомство с Государственным Флагом Российской федерации, Флагом и Гербом Республики Крым, Флагом и Гербом города Симферополя

Тема 3. Крым на карте. - 1 ч

Крым на географической, политической и исторической картами. Особенности географического положения Крымского полуострова.

Практическая работа: найти Крым на карте.

Тема 4. Путешествие по карте Крыма. - 1 ч

Условные обозначения городов на карте. Города Крыма на карте.

Практическая работа: найти города на карте Крыма.

Тема 5 . «По горам, по долам…». - 1ч

Основные формы рельефа Крымского полуострова

Практическая работа: найти на карте и записать в тетрадь названия Крымских гор.

Тема 6 . Чем богат наш край: сокровища крымских недр - 1 ч

Полезные ископаемые Крымского полуострова

Тема 7. Крымские горы. Моря, реки и озера Крыма. -1 ч

Практическая работа: найти и записать в тетрадь названия морей, крупных рек и озер Крыма

Тема 8. Животный и растительный мир Крыма. - 1 ч

«Жизнь вокруг нас». Удивительные растения Крыма. Кто живет рядом с нами?

РАЗДЕЛ II. «Процветание - в единстве» - 9 час

Тема 9 . Далекие предки крымчан. - 1 ч

Сколько народов - столько историй . Народы, проживавшие в Крыму в глубокой древности: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки, римляне, готы. гунны, половцы, хазары,, караимы. Крымчаки. Итальянцы, генуэзцы, армяне, русичи, крымские татары, русские, украинцы, болгары, немцы, новогреки.

Тема 10. Кто сейчас живет в Крыму? - 1 ч

Народы, населяющие Крым сегодня: русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки армяне, греки, белорусы, болгары, азербайджанцы, , - всего свыше 100 народов.

Девиз Крыма «Процветание - в единстве»

Практическая работа: устная презентация одного из народов, проживающих в Крыму сегодня

Тема 11. Особенности национальных костюмов народов Крыма - 1 ч

Знакомство с национальными костюмами народов Крыма

Тема 12. Обычаи, обряды, и быт народов Крыма - 1 ч

Знакомство с национальными обычаями , обрядами и бытом народов Крыма.

Практическая работа: устная презентация национальных костюмов, обычаев , обрядов, одного из народов Крыма

Тема 13. Экскурсия в этнографический музей г. Симферополя - 1 ч

Знакомство с народами, проживающими в Симферополе, их традициями, национальными костюмами, праздниками, обрядами,

Тема 14. Народные промыслы и устное народное творчество народов Крыма - 1 ч

Какими промыслами занимались древние крымчане. Современные народные промыслы народов Крыма. Сказки, легенды, загадки и пословицы народов Крыма

Тема 15. Подготовка творческих проектов- 1 ч

Авторские сказки, стихи школьников о Крыме и Симферополе

Тема 16. Крым литературный. - 1 ч

Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты, писатели, художники, жившие и творившие в Крыму. А.Грин. И.Айвазовский

Тема 17. Конкурс на лучшего чтеца стихов о Крыме и Симферополе - 1 ч

Чтение стихотворений о Крыме и Симферополе наизусть

РАЗДЕЛ III. Исторические страницы Крыма - 4 час

Тема 18. Памятники культуры и архитектуры Крыма - 1 ч

Херсонес. Байдарские ворота.. Генуэзская крепость в Судаке. Ласточкино гнездо, Бахчисарайский дворец и «Фонтан слез».. Панорама обороны Севастополя. Памятник затопленным кораблям в Севастополе.

Тема 19. Памятники культуры и архитектуры г. Симферополя -1 ч

Тема 20. Пещерные города Крыма - 1 ч.

Пещерные города Крыма Чуфут-Кале, Мангуп. Легенды Крыма о пещерных городах.

Тема 21. Что означают названия на карте Крыма? - 1 ч

«Географические названия - зеркало истории». Знакомство с топонимикой городов Крыма, исторических памятников, морей, рек и поселков.

РАЗДЕЛ IV. Крым и г. Симферополь в годы Великой Отечественной войны - 11час

Тема 22. «Вставай, страна огромная» - 1 ч

Начало Великой Отечественной войны. Война пришла в Крым. «Все для фронта! Все для Победы!»

Тема 23. Города-герои Крыма: Севастополь и Керчь. 1 ч

Героическая оборона Севастополя. Керчь - фронтовой город, первая и вторая оккупация. Преступления фашистов в Керчи.

Тема 24. Дети и война. - 1 ч

Пионеры-герои Крыма: Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробков, Вилен Чекмак.

Тема 25. Керченские гавроши. - 1 ч

Дети- участники Великой Отечественной войны: на фронтах и в тылу: Миша Радченко, Миша Разогреев, Зина Бурдоносова, Коля и Оля Проценко, Юля Дьяковская, Тамара Григорьева,

Тема 26. Город, в котором мы живем 1 ч

Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны в г. Симферополе и нашем районе. Симферопольцы - Герои Советского Союза.

Тема 27. Улица, на которой я живу … - 1 ч

Экскурсия по улицам нашего района.

Тема 28. Наша школа - о Великой Отечественной войне - 1 ч

Экскурсия в музей Боевой славы школы.

Тема 29. Боевая Слава Симферополя - 1ч

Конкурс знатоков военной истории Симферополя, посв. 71-летию Победы

Тема 30. Конкурс чтецов «Победе - Салют!». - 1 ч

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения о Великой Отечественной войне и ее героях, посв. 70-летию Победы.

Тема 31. История Крыма и России в истории моей семьи. - 1 ч

Знакомство с генеалогическом древом, генеалогической таблицей. Как составить генеалогическую таблицу.

Подготовка проекта: подготовить и оформить рассказ об истории семьи в годы войны:

собрать сведения о своих родных и близких. Узнать у родителей, даты жизни каждого из родных, их профессии, место жительство, интересные факты из биографии. На карте России, Украины или Крыма нанести цветные точки в тех населенных пунктах, где когда-то жили или живут сейчас представители твоего рода или фамилии. Взять интервью у своих родственников и составить рассказ о том, какие важные исторические события они пережили в Крыму.

Тема 32. Урок Памяти - 1

Встреча с ветеранами великой отечественной войны. Возложение цветов к памятнику на улице Данилова к братской могиле советских воинов, погибших при освобождении Симферополя

РАЗДЕЛ V. Обобщение -2 ч

2 - 4 КЛАССЫ

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Цели и задачи

Формы работы

УУД

Дата

По факту

РАЗДЕЛ I. Крым - уникальный уголок России - 8 ч

1

Введение в курс «Крымоведение»

1 ч

Предмет, цели и задачи курса «Краеведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.


  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.




2

Мы - россияне и жители Крыма

1 ч

Знакомство с Государственным Флагом Российской федерации, Флагом и Гербом Республики Крым, Флагом и Гербом города Симферополя


  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.





3

Крым на карте.

1 ч

Крым на географической, политической и исторической картами. Особенности географического положения Крымского полуострова.

Практическая работа: найти Крым на карте

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.



4

Путешествие по карте Крыма.

1 ч

Условные обозначения городов на карте. Города Крыма на карте.

Практическая работа: найти города на карте Крыма.

Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания



5

«По горам, по долам…».

1 ч

Основные формы рельефа Крымского полуострова.

Практическая работа: найти на карте и записать в тетрадь названия Крымских гор.

Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность




6

Чем богат наш край: сокровища крымских недр.

1 ч

Полезные ископаемые Крымского полуострова

Умение устанавливать связи между прошлым и современностью; решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;




7

Крымские горы. Моря, реки и озера Крыма.

1 ч

Практическая работа: найти и записать в тетрадь названия морей, крупных рек и озер Крыма

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению.



8

Животный и растительный мир Крыма.

1 ч

«Жизнь вокруг нас». Удивительные растения Крыма. Кто живет рядом с нами?

Высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать



РАЗДЕЛ II. «Процветание - в единстве» - 9 ч

9

Далекие предки крымчан.

1 ч

Сколько народов - столько историй . Народы, проживавшие в Крыму в глубокой древности: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки, римляне, готы. гунны, половцы, хазары,, караимы. Крымчаки. Итальянцы, генуэзцы, армяне, русичи, крымские татары, русские, украинцы, болгары, немцы, новогреки.

Факт осознанного продолжения изучения истории города и истории вообще; высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать



10

Кто сейчас живет в Крыму?

1 ч

Народы, населяющие Крым сегодня: русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки армяне, греки, белорусы, болгары, азербайджанцы, , - всего свыше 100 народов.

Девиз Крыма «Процветание - в единстве»

Практическая работа: устная презентация одного из народов, проживающих в Крыму сегодня

Факт осознанного продолжения изучения истории города и истории вообще; высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать



11

Особенности национальных костюмов народов Крыма

1 ч

Знакомство с национальными костюмами народов Крыма

Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность



12

Обычаи, обряды, и быт народов Крыма

1 ч

Знакомство с национальными обычаями , обрядами и бытом народов Крыма.

Практическая работа: устная презентация национальных костюмов, обычаев , обрядов, одного из народов Крыма

Использовать карту, как источник информации;

совершать виртуальную и настоящую экскурсии по городу и области; приводить примеры из истории нашего края;



13

Экскурсия в этнографический музей г. Симферополя

1 ч

Знакомство с народами, проживающими в Симферополе, их традициями, национальными костюмами, праздниками, обрядами

Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания



14

Народные промыслы и устное народное творчество народов Крыма

1 ч

Какими промыслами занимались древние крымчане. Современные народные промыслы народов Крыма. Сказки, легенды, загадки и пословицы народов Крыма

Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания



15

Подготовка творческих проектов

1 ч

Авторские сказки, стихи школьников о Крыме и о Симферополе

Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью сбора информации, наблюдения, сравнения; расширения представления обучающихся об основных событиях истории XX за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, архивам города, в котором мы живем и др.).



16

Крым литературный

Тестовый контроль.

1 ч

Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты, писатели, художники, жившие и творившие в Крыму. А.Грин. И.Айвазовский

Тест №1.

Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации по изучению истории своего города и истории страны в целом.



17

Конкурс на лучшего чтеца стихов о Крыме и о Симферополе

1 ч

Чтение стихотворений о Крыме и о Симферополе наизусть

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



РАЗДЕЛ III. Исторические страницы Крыма - 4 ч

18

Памятники культуры и архитектуры Крыма

1 ч

Херсонес. Байдарские ворота. Генуэзская крепость в Судаке. Ласточкино гнездо, Бахчисарайский дворец и «Фонтан слез». Панорама обороны Севастополя. Памятник затопленным кораблям в Севастополе.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.




19

Памятники культуры и архитектуры Симферополя

1 ч

Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания



20

Пещерные города Крыма

1 ч

Пещерные города Крыма Чуфут-Кале, Мангуп. Легенды Крыма о пещерных городах.

Высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать



21

Что означают названия на карте Крыма?

1 ч

«Географические названия - зеркало истории». Знакомство с топонимикой городов Крыма, исторических памятников, морей, рек и поселков.

Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность



РАЗДЕЛ IV. Крым и г. Симферополь в годы Великой Отечественной войны - 11 ч

22

«Вставай, страна огромная»

1 ч

Начало Великой Отечественной войны. Война пришла в Крым. «Все для фронта! Все для Победы!»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью сбора информации, наблюдения, сравнения



23

Города-герои Крыма: Севастополь и Керчь.

1 ч

Героическая оборона Севастополя. Керчь - фронтовой город, первая и вторая оккупация. Преступления фашистов в Керчи.

Высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать



24

Дети и война.

1 ч

Пионеры-герои Крыма: Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробков, Вилен Чекмак.

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



25

Керченские гавроши.

1 ч

Дети- участники Великой Отечественной войн - : на фронтах и в тылу: Миша Радченко, Миша Разогреев, Зина Бурдоносова, Коля и Оля Проценко, Юля Дьяковская, Тамара Григорьева

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



26

Город, в котором мы живем

1 ч

Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны в Симферополе и нашем районе. Симферопольцы - Герои Советского Союза.

Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации по изучению истории своего города и истории страны в целом.



27

Улица, на которой я живу …

1 ч

Экскурсия по улицам нашего района

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



28

Наша школа

1 ч

Экскурсия в музей Боевой славы школы.

Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде



29

Боевая Слава г. Симферополя

1 ч

Конкурс знатоков военной истории Симферополя, посв. 71-летию Победы

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



30

Конкурс чтецов «Победе - Салют!»

1 ч

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения о Великой Отечественной войне и ее героях, посв. 70-летию Победы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта



31

История Крыма и России в истории моей семьи.

1 ч

Знакомство с генеалогическом древом, генеалогической таблицей. Как составить генеалогическую таблицу.

Подготовка проекта: подготовить и оформить рассказ об истории семьи в годы войны:

собрать сведения о своих родных и близких. Узнать у родителей, даты жизни каждого из родных, их профессии, место жительство, интересные факты из биографии. На карте России, Украины или Крыма нанести цветные точки в тех населенных пунктах, где когда-то жили или живут сейчас представители твоего рода или фамилии. Взять интервью у своих родственников и составить рассказ о том, какие важные исторические события они пережили в Крыму. Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации по изучению истории своего города и истории страны в целом. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.



32

Урок Памяти

1 ч

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Возложение цветов к памятнику На ул. Данилова на братской могиле советских воинов, погибших при освобождении Симферополя

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта



РАЗДЕЛ V. Обобщение - 2 ч

33

Тестовый контроль.

1 ч

Тест №2.

Приводить примеры из истории нашего края;

создавать коллективные и индивидуальные проекты по краеведению;



34

Итоговый урок.

1 ч

Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации по изучению истории своего города и истории страны в целом.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Рабочая программа предмета «Крымоведение» для 5, 6 классов, разработанной Крымским Республиканским Институтом Последипломного Педагогического образования, авторы Рудяков А.Н., Супрычев В.А. (Утверждена Коллегией МОН АРК, Протокол №7/7 от 25.12.2014 г.)

2. Альбом музея истории Черноморского флота Севастополя. - Изд.Центр РОО и ВОГ, «Честь и Слава» - М., 2005 г, 64 стр

3. Белянский И.Л., Лезина И.Н., Суперанская А.В.. "Крым. Географические названия: Краткий словарь". Симферополь: "Таврия", 1997

4. Все о Крыме: Золотая середина Земли. - М.; Ялта: Пресса-М, 2000

5. Гармаш П.Е. Крым. Путеводитель. - Симферополь: «СВIТ», 2008.

6. Дюличев П.П.. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь, Бизнес-Информ, 2005

7. Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова Л.А. Заповедные растения Крыма. - Справочник. Симферополь. Таврия. 1980 г

8. Журнал «Крымуша» - подборка за несколько лет.

9. Звезды немеркнущей Славы .Составитель Ф.Третьяков..Очерки о крымчанах Героях Советского Союза. Изд-во «Крым»,. Симферополь, Таврия, 1991 г.

10. Керчь XXVI веков: Популярное историко-информационное издание. - Керчь: Б.и., 2000.

11. Крым. Поэтический атлас. Составители Рудяков А.Н., Казарин В.П., - Симферрополь: Таврия, 1989 г.

12. Крым многонациональный. Составитель Степанова Н.Г. - Симферополь, Таврия,

13. 1988 г. (Вопросы ответы. Выпуск 1)

14. Крымская АССР (1921-1945 гг.) Составитель Горбунов Ю.И. - Симферополь, Таврия,

15. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Составители Гарагуля В.К., Кондратьев И.П., Кравцова Л.П. - Симферополь, Таврия, 1994 г. (Вопросы ответы. Выпуск 4).

16. Легенды Крыма. - Изд. 4-е, стериотип.; Сост. М.С. Филатова. - Симферополь: Б.и., 2000 г.

17. «Мы - крымчане». Букварь юного краеведа. Национальные краски полуострова. - Библиотека журнала «Крымуша» . Составитель Знаковская л. -Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1998 г

18. Новикова м. Святыни народов Крыма. - Симферополь, Таврия, 1991 г.

19. В.Е.Потехин, Д.В.Потехин. Крым многонациональный. - Севастополь, 2001 г.

20. В.Е.Потехин, Д.В.Потехин. Таврида-Крым. Художественно-историческая хрестоматия. Части 1-3. - Симферополь, 1994 г

21. Уроки дружбы. Букварь юного краеведа. Библиотека журнала «Крымуша» - о народах Крыма. Составитель С.Ягупова - Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1999 г

22. Фотоальбом «Аджимушкай, 1942 г» . Героическим защитникам Аджимушкайских каменоломен посвящается. , М, Изобразительное искусство, 1985г.,

23. Фотоальбом Севастополь, Славному 200летию города-Героя посвящается, К, «Мистецтво», 1983г., 176 стр.

24. Фотоальбом КЕРЧЬ. Посвящен городу-герою Керчи.

25. Щербак С.М. Боевая Слава Керчи. - Симферополь, Таврия, 1986 г.

ПРЕЗЕНТАЦИИ


  • История Крыма

  • Крым

  • Крым и Севастополь. Их историческое значение для России.

  • Экскурсия по Крыму

  • Пионеры-герои Крыма

  • Керченские Гавроши


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Уроки дружбы. Букварь юного краеведа. Библиотека журнала «Крымуша» - о народах Крыма. Составитель С.Ягупова - Симферополь, Творческое объединение «Таврический клуб», 1999 г

2. Журнал «Крымуша»

3. Легенды Крыма. - Изд. 4-е, стериотип.; Сост. М.С. Филатова. - Симферополь: Б.и., 2000 г. (любое издание)

29


© 2010-2022