Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир 3 класс «Экологическая безопасность»

Цель деятельности учителя. Создать условия для: - ознакомления учащихся с понятиями «экологическая безопасность», цепь загрязнения» - осознания того, что природа - наш общий дом. Если сбережем природу, то сбережем здоровье. - осознания необходимости соблюдать правила личной экологической безопасности

Тип урока.

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил экологической безопасности обеспечить закрепление понятий «экология», «экологическая безопасность», «круговорот веществ в природе», «экологические проблемы».

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формировать ценностное отношение учащихся к окружающей природе;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Познавательные: содействовать развитию у школьников умений выделять главное в тексте, анализировать текст. Создать условия для развития умения формулировать и решать проблемы, предлагая разные пути их решения.

Регулятивные: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; создавать у школьников умение работать во времени; содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитию у школьников монологической и диалогической речи.

Методы и формы обучения.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы.

Окружающий мир 3 класс: поурочные планы по программе «Школа России».

Оборудование.

Интерактивная доска, моноблок, проектор.

Основные понятия и термины.

Экологическая безопасность.

Дидактическая структура урока.

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, дидактические материалы

Планируемые

результаты

/УУД/

Организация урока

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает на урок, мотивирует на плодотворную работу, подводит обучающихся к осознанию темы

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Здравствуй, планета Земля. Здравствуйте леса и поля. Здравствуйте, птицы и звери. Здравствуйте, дети и гости. - Для чего человек здоровается? - Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, были бы здоровы и счастливы.

Мы речь свою ведем о том, Что вся Земля - наш общий дом - Наш добрый дом, просторный дом - Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля.

Л. Формирование ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

Р. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; создавать у школьников умения работать во времени; содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

2 Проверка домашнего задания

Организует диалог с учащимися.

Ответы детей. Без чего невозможно жить на земле? Я - природа. Я - великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие

Подарить - в моей всё это власти - Гриб в лесу, ромашку на лугу. Небо в час восхода и захода, Иву над рекой… И наконец… - Что может подарить нам природа ещё? (опасности.) - А какие опасности подстерегают нас в природе? Как уберечься от удара молнии? Как избежать отравления растениями и грибами? Как избежать укуса змей? Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

М. Овладевают умениями понимать учебную задачу урока и вести диалог.

Актуализация опорных знаний.

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов

Проводит инструктаж выполнения работы.(каждой группе свой отрывок текста)

Найти и перечислить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

(Ответы учащихся.)

Работа с информацией

Экология

(«экос» - дом;

«логос» - наука)

Находят ошибки и делают вывод. Только ты мой дар, моё ученье. Не забудь, ты сам моё творенье! Не прими за дань: я не раба. И у нас с тобой одна судьба! - Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? - Человек - сын или покоритель природы? (слайд) - Как называется наука, которая учит бережному отношению к земле? (слайд)



-Что изучает экология? - Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить? - А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? - Бережём ли мы её?

Работа в группах

Экологический рассказ «Воскресенье в лесу». (Приложение №1)

Предм. Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению правил экологической безопасности. Обеспечение закреплений понятий экология.

К. Развитие умения общаться; обеспечение развитию у школьников монологической и диалогической речи.

П. развитие умения выделять главное в тексте, анализировать текст.

Развитие умения формулировать и решать проблемы, предлагаться разные пути их решения.

Организует работу учащихся

Составляют картинку

Групповая работа (приложение 2)

Составить картинку из кусочков и посмотрим, к чему может привести такое отношение к природе.

Л. Ценностное отношение учащихся к окружающей природе; осознание ценностей совместной деятельности.

Постановка цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Без воздуха, воды, почвы, солнца.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами об экологических катастрофах и поищем пути решения некоторых их.

- Без чего человек не сможет жить?

Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

Р. Умение ставить цель и планировать свою деятельность

Физминутка

Организовывает отдых детей.

Выполняют задания

Игра «Правила поведения в природе»

Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны - топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

П. Умение выделять главное в тексте.

Организует работу.

Помогает сделать вывод.

Каждый ученик выполняет задание

(Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)

Всё живое погибнет, погибнет и планета.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек влияет своей деятельностью на природу.

На листочках, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью человека.

Индивидуальная работа. (приложение 3)

Вывод:

Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды?

На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа - не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!

Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять?

Предм. Закрепление понятий экологическая проблема.

Л. Ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

Р. Развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; умение работать во времени; умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

Изучение нового материала

У вас на партах лежат конверты. Откройте. Достаньте то, что в них лежит.

- Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки с картинками .

- Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти и приклеить нужные картинки.

Приклейте на нижний ряд картинки.

Приклейте картинки на средний ряд.

Приклейте картинки на верхний ряд..

Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт



Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву)., дома.(Всё это окружающая среда). (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).

По цепочке.

Цепь загрязнения.

И так, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?»

А как влияет природа на жизнь человека?

Работа в группах. (Приложение 4)

- Что является источником загрязнения окружающей среды?

- Куда попадают вредные вещества?

- Что образуют воздух, вода и почва вместе?

- Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?



Ребята, обратите внимание, как движутся загрязняющие вещества?

Как можно назвать такую цепь?

К. Развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи.

Формирование первичных исследовательских навыков.

Первичное закрепление изученного материала



Следит за правильностью выполнения работы

защитить человека

Записывают определение в Р.Т. .предположения учащихся

Поэтапное выполнение работы - Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. -Получается, что человек обречён на медленное отравление? -Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение?

Необходимо выработать экологическую безопасность.

- Что вы можете предложить, как можно защититься в повседневной жизни загрязнённой воды. - Как можно очистить загрязнённую воду? - А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

Работа в группах Практическая работа (проведение опыта). План работы «Как очистить грязную воду»: 1) На дно воронки положи вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка - всё накрой кружком промокательной бумаги. 2) Поставь воронку над чистым стаканом. 3) Налей в воронку «загрязнённую» воду.



- Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный тобою фильтр? - Можно ли пить эту воду? - Как ещё можно дополнительно очистить воду?

Что вы можете предложить, как можно защититься в повседневной жизни от загрязнённого воздуха, от загрязняющих веществ в продуктах питания.

Метапредм. Умение понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Познав. Развивать умения формировать и решать проблемы. Предлагать разные пути решения.

Контролирующее задание

Выбирают и подставляют правильные ответы,

Проверяют с доской.

Работа в группах. (приложение 5)

Вывод:

Какие правила мы должны соблюдать для экологической безопасности?

Предм. Закрепление правил экологической безопасности.

Подведение итогов.

Рефлексия

Что нового узнали?

С какими новыми терминами познакомились?

Чему научились?

Оцените наш урок. Если вы согласны с утверждением:

Я всё понял ….. (зелёный квадрат)

Мне надо ещё повторить ….. (жёлтый квадрат)

Метопредм. Оценивание своих достижений на уроке.

Домашнее задание

Прочитать по учебнику с.29-33, Р.Т.

Приложение 1

Воскресенье в лесу За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. Выйдя из рощи, мы увидели речку. Накупавшись в ней, мы решили позагорать. На берегу валялись железные банки, стеклянные бутылки и ещё много разного мусора. Мы решили устроить соревнования, кто дальше кинет банку или бутылку в воду. После соревнований на берег реки подъехал автомобиль, и мы предложили шофёру помыть его машину. Сделав доброе дело, мы с охапками луговых и лесных цветов пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Приложение 2

Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)

Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Приложение 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение 4

Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)

Приложение 5

Урок по окружающему миру по теме Экологическая безопасность (3 класс)

© 2010-2022