Урок литературного чтения Устное народное творчество

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения Устное народное творчествоУрок литературного чтения Устное народное творчествоПредмет: литературное чтение

Класс: 2 в

Автор: Л.А. Ефросинина

Тема урока: «Русское устное народное творчество»

Тип урока: комбинированный урок общеметодологической направленности, УРОК - игра,

Учитель: Кормилина Ирина Николаевна

Оборудование: презентация, клей, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.



Цель:

  • наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
  • развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
  • способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
  • совершенствовать коллективные формы работы.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.



Ход урока I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент. -Что необычного вы заметили в начале нашего урока? Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение - улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Слайд 1 (солнышко)

Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо… II. Вступительная беседа.

1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -

Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.

Давайте вместе прочтем название лепестков.

- Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)

- Что вы знаете об УНТ)

Абахин С. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки - да всего и не перечислишь.

2. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Устное народное творчество» Слайд

Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.

-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.

Обговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.

Стр.15 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)

-Как вы понимаете слово «народная мудрость»? - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? - Кто является их автором? Трофимова Д. Эти произведения - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа. III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества. - Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Кирьянова П. Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле - мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд

Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. - Какие колыбельные песенки знаете вы? Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
1.Самая знаменитая колыбельная песенка… Баю - баюшки - баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок.

2. Киса, кисонька, коток,

Киса - серенькийхвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока. - Как называются те песни, которые сочинил народ? - А когда люди использовали эти песни? (на работе, в быту, на отдыхе) IV. Работа по учебнику 1). Знакомство с произведением - Одним из произведений фольклора, а именно одним из малых жанров УНТ является песня. Слушание народной песни (читает учитель, дети следят по тексту). А потом мы поиграем в игру «Художники-музыканты») 2) Работа с текстом произведения. Чтение песни по частям.

  • Выполнение заданий в учебнике 1и 2 задание.
  1. Работа с иллюстрацией
  • Как художник показал, что это русская народная песня?
  • Какие краски выбрал? Почему?
Выборочное чтение: Какие строчки подходят к иллюстрации? (1-4)
  1. Моделирование обложки
- Иллюстрация у нас есть, а чего еще нам необходимо сделать? (модель) - Выберите нужную фигуру и наклейте её на чистый лист бумаги.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯА) авторская принадлежность Б) заголовок В) жанр, тема (Взаимопроверка) - работа в парах. Слайд проверка

Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…_Покажите смайлики (у кого правильно, неправильно! 5)Работа в тетради (словарная работа)

  • Как вы понимаете слово шелковая?
  • Говорим ли мы так в обиходной речи?
  • Почему употреблено ударение в такой позиции? (это песня)
3) Задание в тетради с. 3 №2 Взаимопроверка. Физминутка. Музыкальная. Как живешь? - Вот так! А плывешь? - Вот так! Как бежишь? - Вот так! Вдаль глядишь? - Вот так! Ждешь обед? - Вот так! Машешь вслед? - Вот так! Утром спишь? - Вот так! А шалишь? - Вот так! - Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня, русская народная песня «Я с горы на гору шла…» Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб. Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. А ещё, например, купают ребенка и приговаривают: С гуся вода, с лебедя вода, А с моего дитятки вся худоба. - Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова? Задания по рядам. Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель). 1-му ряду будет такая ситуация - у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет - у вас на партах. У лисы боли, У медведя боли, А Петенькины боли Уходите за горы. 2-му ряду тоже интересная ситуация - ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст. Не ходи за селом, Там Яга с помелом. Не ходи вопотьмах - Ходит страх во кустах. 3-му ряду самая приятная ситуация - мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах) Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка. - Подумайте, какие жесты можно добавить. Обсуждение: Для чего использовались потешки и приговорки? От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб. …. Делу - время, потехе - …час, - говорит русская (что?) пословица. Ой что это я сказала? 1. Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором. Терпение и труд - Ученье свет, а не ученье - Не спеши языком - торопись делом… 2. Следующее задание (Задание в парах) - составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (по 4 человека - 2 парты) Труда - пруда Время - потехе Броду - воду Дело- Смело Кататься - возить 100 рублей-100 друзей Читает-знает Молодцы, пословицы знаете хорошо. Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод. Лященко Д. Пословица - это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Мы их тоже положим в наш короб. Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» - все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай». Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий - Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят: - Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть. Д.М. - Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали? - Где мы были не расскажем, а что делали покажем. (заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы). Проигрываем 2 раза. Эту игру тоже положим в наш чудесный короб. Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку. А сколько скороговорок придумал русский народ. - Кто знает какие-нибудь скороговорки? А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а
  • с удивлением, Подумайте, как человек удивляется.
  • с радостью, Подумайте, как человек радуется
  • с грустью. Подумайте, как человек грустит.
Наш короб постепенно пополняется!

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?

Слайд - Загадка - это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

???Соревнование по рядам «Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)

Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты. Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь? 1. Красна девица грустна… Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 2. А дорога - далека, А корзинка - нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) 3. Отворили дверь козлята И … пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят) 6. Не лежалось на окошке - Покатился по дорожке… (Колобок) Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием. 1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой. Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….» 2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка. Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...» 3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой Помогу: «Вот вижу я…» ??? Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили». IV. Творческое домашнее задание. Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике. V. Подведение итогов. Мы постарались наполнить наш чудесный короб. - Чем же мы его заполняли? - Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Игра «Я знаю» Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.

VI.Итог урока. Рефлексия.

1) Продолжите предложение:

-Сегодня на уроке я…

2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…

3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:

Красный - мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием

Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу

Желтый - работать на уроке было трудно Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут. Благодарю всех за урок.

© 2010-2022