- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Устное народное творчество
Урок литературного чтения Устное народное творчество
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кормилина И.Н. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 в
Автор: Л.А. Ефросинина
Тема урока: «Русское устное народное творчество»
Тип урока: комбинированный урок общеметодологической направленности, УРОК - игра,
Учитель: Кормилина Ирина Николаевна
Оборудование: презентация, клей, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.
Цель:
- наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
- развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
- способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
- совершенствовать коллективные формы работы.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент. -Что необычного вы заметили в начале нашего урока? Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение - улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Слайд 1 (солнышко)
Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо… II. Вступительная беседа.
1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -
Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.
Давайте вместе прочтем название лепестков.
- Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)
- Что вы знаете об УНТ)
Абахин С. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки - да всего и не перечислишь.
2. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Устное народное творчество» Слайд
Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.
-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.
Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.
Обговаривание правил совместной деятельности:
А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.
Стр.15 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)
-Как вы понимаете слово «народная мудрость»? - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? - Кто является их автором? Трофимова Д. Эти произведения - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа. III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества. - Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Кирьянова П. Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле - мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд
Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. - Какие колыбельные песенки знаете вы? Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
1.Самая знаменитая колыбельная песенка… Баю - баюшки - баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок.
2. Киса, кисонька, коток,
Киса - серенькийхвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока. - Как называются те песни, которые сочинил народ? - А когда люди использовали эти песни? (на работе, в быту, на отдыхе) IV. Работа по учебнику 1). Знакомство с произведением - Одним из произведений фольклора, а именно одним из малых жанров УНТ является песня. Слушание народной песни (читает учитель, дети следят по тексту). А потом мы поиграем в игру «Художники-музыканты») 2) Работа с текстом произведения. Чтение песни по частям.
- Выполнение заданий в учебнике 1и 2 задание.
- Работа с иллюстрацией
- Как художник показал, что это русская народная песня?
- Какие краски выбрал? Почему?
- Моделирование обложки
НАРОДНАЯ ПЕСНЯА) авторская принадлежность Б) заголовок В) жанр, тема (Взаимопроверка) - работа в парах. Слайд проверка
Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…_Покажите смайлики (у кого правильно, неправильно! 5)Работа в тетради (словарная работа)
- Как вы понимаете слово шелковая?
- Говорим ли мы так в обиходной речи?
- Почему употреблено ударение в такой позиции? (это песня)
- с удивлением, Подумайте, как человек удивляется.
- с радостью, Подумайте, как человек радуется
- с грустью. Подумайте, как человек грустит.
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?
Слайд - Загадка - это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.
???Соревнование по рядам «Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)
Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты. Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь? 1. Красна девица грустна… Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 2. А дорога - далека, А корзинка - нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) 3. Отворили дверь козлята И … пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят) 6. Не лежалось на окошке - Покатился по дорожке… (Колобок) Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием. 1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой. Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….» 2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка. Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...» 3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой Помогу: «Вот вижу я…» ??? Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили». IV. Творческое домашнее задание. Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике. V. Подведение итогов. Мы постарались наполнить наш чудесный короб. - Чем же мы его заполняли? - Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Игра «Я знаю» Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.
VI.Итог урока. Рефлексия.
1) Продолжите предложение:
-Сегодня на уроке я…
2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…
3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:
Красный - мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием
Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу
Желтый - работать на уроке было трудно Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут. Благодарю всех за урок.