Развитие нравственных представлений младших школьников на уроках начального литературного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ворошилова Наталья Ивановна

учитель 2 к.к. МОУ «СОШ № 18»

г.Абакан, ул.Челюскинцев,6

Развитие нравственных представлений младших школьников на уроках начального литературного образования (на материале экологии человеческих отношений). В конце 90-х годов ХХ в. Государственные умы нашего общества начинают осознавать, что возрождение духовно-нравственного воспитания молодого поколения есть важнейшее условие для дальнейшего развития России. Была принята новая «Программа развития воспитания в системе образования России », где воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования «…гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества». Наверное, еще никогда мы не ощущали так остро нехватку добра, милосердия, сочувствия, как в последние годы. Мы, взрослые, порой не замечаем, как раним других людей. А ведь это отношение передается нашим детям. Относись к людям так, как ты хотел, чтобы люди относились к тебе, говорят в народе. Эта поговорка должна дойти до сознания каждого ребенка, и это наша задача. Мы, как педагоги, имеем возможность помочь нашим детям стать лучше, добрее друг к другу, научить общаться без конфликтов. Большую роль в воспитании нравственных представлений играет урок начального литературного образования. Но, к сожалению, не все учителя используют эти возможности, недооценивают влияние художественных произведений на нравственное становление личности младшего школьника. Нравственный облик ребенка зависит от того, будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умение входить в положение другого человека, товарищеской помощи или на основе зависти, тщеславия, желания добиться своих целей любой ценой. Педагогам нужно научить детей общаться без конфликтов, быть толерантными к окружающим их людям. Организуя учебную деятельность на уроках литературного чтения, учитель должен помнить о психолого-педагогических условиях, способствующих нравственных представлений детей младшего школьного возраста, постоянно помня об экологии человеческих отношений. Так, что же такое «экология человеческих отношений»? Сама экология изучает две главные проблемы:

  1. влияние внешней среды на отдельный организм;
  2. взаимоотношения между разными организмами в сообществах.
Значит, экология человеческих отношений - это нравственные взаимоотношения между разными людьми в различных местах и умение не поддаваться негативному влиянию внешней среды. Если учитель на уроке постоянно создает условия, требующие от ученика умения анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели, - то у детей формируется такое важное качество, как рефлексия (обращенность на себя), без которого невозможно проводить работу по совершенствованию нравственных представлений, на материале экологии человеческих отношений. Основу совершенствования нравственных представлений на материале экологии человеческих отношений в процессе чтения литературного произведения составляет эмоциональное переживание, в результате чего образуется сплав собственных чувств и мыслей с теми, которые выражены в произведении. Это глубоко внутренний процесс, результаты которого могут проявляться не сразу, а спустя длительное время и то, если ученик воспринимает нравственный урок не как «нравоучение» - вот как надо поступать, - а как свое личное, пережитое им. В данном случае уместно вспомнить высказывания методистов В. И Ц. Балталон: «Нравственно-воспитательная задача при чтении художественных произведений состоит в том, чтобы заставить детей как можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственные эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему». На уроках литературного чтения учитель должен больше уделять внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, общению в коллективе, умению выслушивать мнение каждого, развитию их эмоциональной и духовной сферы. Такие важные качества, как эмоциональность, отзывчивость, непосредственность в выражении своего отношения к героям, событиям у младших школьников, соединенные со свободой проявления этих чувств, являются основой совершенствования нравственных представлений на материале экологии человеческих отношений. Продумывая план уроков, учитель должен помнить о том, что количество оценочных моральных понятий у младших школьников (особенно у первоклассников) ограничено. Чаще других они называют такие моральные качества, как смелость, честность, доброта… при этом не все дети имеют о них четкие представления. Поэтому учитель должен проводить на уроке соответствующую работу над терминологией, которая позволит учащимся характеризовать моральные, интеллектуальные, эмоциональные качества людей и действующих лиц произведения, что также способствует совершенствованию нравственных представлений младших школьников. Обязательным условием совершенствования нравственных представлений на материале экологии человеческих отношений младших школьников является правильная организация уроков, т.е. четкая постановка цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих образное и логическое мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственная оценочная деятельность, своевременная помощь слабым, благожелательное отношение учителя к учащимся, справедливая оценка их деятельности. «Если учитель повседневно предъявляет требования к учащимся на фоне уважения его личности, помогает утвердиться чувству его собственного достоинства; проявляет чуткость, когда ученик попадает в трудные обстоятельства, доверяет ему - растущий человек, не раз испытавший симпатию, сочувствие, благодарность, развивается нравственно». Таким образом, мы видим, что для работы по экологии человеческих отношений учитель должен быть высоконравственной и образованной личностью, владеющей методикой организации современного урока (предметом которого является «художественное слово как искусство»), учитывающий психологические особенности детей данного возраста, умеющий организовать их совместную и индивидуальную деятельность на основе экологии нравственных отношений во время учебных занятий и ориентирующий учеников на совершение нравственных поступков в повседневной жизни и умение общаться с окружающими без конфликтов, т.е. экологично. «Книга - открытие мира». Читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, сверстниками, их радостями и неудачами. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, ознакомить с нормами поведения. Экологии человеческих отношений способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Через переживания, соучастие, часто не выраженное словами при его восприятии, искусство развивает общечеловеческие качества. Совесть, честь, благородство не воспитываются путём усвоения понятий. Они развиваются в человеке вместе с развитием в нём отзывчивости, его способности в своём воображении ставить себя на место другого. А это значит, что художественное произведение помогает расти и развиваться человеку мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать свои поступки. Поэтому для полноценного восприятия художественной литературы младшему школьнику необходимы впечатления, эмоциональный и художественный опыт, которые помогут обеспечить многообразие ассоциаций при чтении художественного произведения, служить опорой для воссоздания художественного образа. По мнению А.И.Каирова, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, поступки ребёнка. Художественная литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить человека, стать мощным средством его развития. Она может действенно участвовать в развитии духовно богатой личности растущего человека. Однако эту роль литература выполняет тогда. Когда несёт все свои функции: коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую, - и когда сами произведения «отличаются высокой художественностью, глубиной мыслей и чувств в сочетании с совершенством форм». Художественные произведения содержат разнообразные сюжетные ситуации и жизненные обстоятельства, в которых оказываются действующие лица. При грамотной работе учителя над текстом дети развивают свои представления о таких нравственных категориях: доброта, честность, трудолюбие, чуткость, справедливость, которые необходимы для экологии человеческих отношений. Проанализировав учебники по литературному чтению в начальной школе, мы выбрали произведения, раскрывающие взаимоотношения между людьми, основанные на нравственных категориях разной степени сложности.
  1. Произведения, в которых раскрываются человеческие отношения, наиболее часто встречающиеся в жизни ребёнка (помощь друг другу в учёбе, игре; посочувствовать, помощь взрослым).
  2. Произведения, ситуации в которых реже встречаются в жизни ребёнка, требующие проявить выдержку, силу воли для достижения цели.
  3. Произведения, которые описывают ситуации, редко происходящие в жизни, но младший школьник должен быть с ними знаком (проявление нравственных качеств в трудных и опасных ситуациях).
Кроме выбора произведений, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на материале экологии человеческих отношений, нужны правильно подобранные вопросы и задания.
  1. Вопросы, направленные на выяснение индивидуальных мнений учащихся об отношениях героев к себе и к окружающим.
  2. Вопросы, направляющие детей на осознание внутреннего мира героев, их переживаний, мотивов поведения.
  3. Вопросы, которые побуждают школьников задуматься над отношением писателя к изображаемому событию или герою.
  4. Вопросы, позволяющие организовать работу по ознакомлению младших школьников с нравственными категориями.
  5. Задания и вопросы, обращающие детей к собственному жизненному опыту.
  6. Задания по обучению умения использовать адекватный тон чтения.
  7. Вопросы философского плана («жить для других», «делать людям добро»).
  8. Вопросы, которые заставляют учащихся отнестись более вдумчиво к повторному прочтению текста.
  9. Вопросы на формирование нравственной оценки героев.
  10. Вопросы на формирование нравственной оценки поступков героев произведения.
  11. Вопросы, где происходит перенос нравственной оценки поступка героя на аналогичные собственные поступки.
Ориентируясь на воспитательную программу, на учебники по литературному чтению, мы составили перечень нравственных категорий, которые должны знать учащиеся к концу обучения в начальной школе, необходимых для экологии человеческих отношений. Из проведенной работы получился «Словарик нравственных понятий. Составили «Словарик настроений», потому что бедный запас эмоционально-оценочной лексики не позволяет ученику определять чувства, возникающие при чтении художественных произведений. Для развития нравственных представлений на материале экологии человеческих отношений можно использовать игру «Недописанный тезис». Дописать тезис, - значит высказать вполне определённое суждение и обозначить своё отношение к предмету речи. В поисках содержания недописанного тезиса мы исходили из того, что для экологии человеческих отношений необходимо знание и значение нравственных понятий и категорий. Возможные варианты тезисов:
  • Вежливый человек - это…
  • Самое главное в человеке - это…
  • Если видишь недостатки человека…
  • Хороший товарищ - это…
  • Хороший поступок - это…
  • Отзывчивый человек всегда…
  • Решительный поступок - это…
  • Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок…
  • Сострадатель - это…
Игра «Недописанный рассказ» позволяет проверить, как научились дети экологии человеческих отношений, или над каким понятием надо поработать. Рассказ составляли предельно лаконично, и обрывали его ход в кульминационной точке развёртывания сюжета. Вот примеры таких незавершённых сюжетов:
  • «Мы увидели смешного мальчика. На нём была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Мимо проходили ребята. Заметив мальчика, они стали смеяться, и мальчик заплакал. Мы …»
  • «Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было не где. Мы …»
Так же мы предлагаем серию вопросов, которая поможет учителю организовать анализ художественного произведения, обучая детей экологии человеческих отношений, развивая нравственные представления, обогащению нравственных чувств, опыта учащихся. После чтения произведения:
  • Хотелось бы тебе дружить с этим героем?
  • Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?
  • Как ты думаешь, правильно ли вёл себя герой? Что заставило героя принять именно такое решение, выбрать такое поведение?
  • Что тебя привлекает (не нравится) в герое, в манерах, в особенностях его поведения?
  • Тебе нравится, как он относится к людям?
  • В качестве кого ты бы хотел участвовать в этом произведении? Что бы ты сделал, оказавшись в этой ситуации? Как бы ты вмешался? Что могло бы измениться в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились с вами вместе?
На любом уроке дети должны учиться работать коллективно, и здесь мы нуждаемся в экологии человеческих отношений. Для этого мы разработали правила коллективной работы:
  1. Договорись с товарищами об общем плане работы и её результатах; выслушай предложения всех ребят и выбери то, которое интересно и важно для всех.
  2. Распределяй работу по справедливости, т.е. поровну разделяй интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное.
  3. Выполняй свою работу в срок и как можно лучше, при этом всё время имей в виду не только свою часть работы, но и общую.
  4. По ходу работы справляйся, как идёт работа у других, показывай свою работу.
  5. Помоги, научи, покажи тому, у кого не ладится работа. Уступай не только то, что тебе не нужно, но, если справедливо, и то, что тебе нужно и жалко.
  6. Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.
Для организации целенаправленной работы по экологии человеческих отношений предлагаем воспользоваться рекомендованными вопросами, задачами, тезисами, правилами. Необходимо использовать разнообразные виды и формы подготовки учащихся к эмоциональному восприятию литературных произведений, а так же умению общаться с окружающими нас людьми.

Литература.

  1. Воспитание младшего школьника. Пособие для студентов ср. и высш. уч. зав., учителей начальных классов. (Аненнкова Н.В., Быкова Ж.А., Арнаутова О.Ф.) /сост. Л.В.Квинько, М., 1980.
  2. Воспитание младшего школьника. (пособие для студентов) / сост. Л.В.Квинько., Изд-во: Академия, 2000.
  3. Зосимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиции конфликтологии. // Педагогика - 2004-№3 - с.48-52.
  4. Левитес Д.Г. Российская школа: цели и ценности. // Педагогика - 2004 - №7 - с. 12-17.
  5. Программа развития и воспитания в системе образования России на 1999 - 2001. / Министерство РФ // Воспитание школьника - 2000 - №4 - с.13.
  6. Трубина Л.А. Толерантная и интолерантная личность. // Воспитание школьника - 2003 - №3 - с.23.

6

© 2010-2022